Вислова А. В. "Андрей Миронов: неоконченный разговор": Книга-диалог. — М.: Искусство, 1993
Роль и судьба
Наступал 1968 год. Для Миронова — один из самых счастливых плодотворных. Он обретал мастерство, входил в силу, в тот прекрасный возраст, когда человеку, кажется, все подвластно. Для него начинался тот недолгий и самый насыщенный отрезок жизни человеческой, когда молодость сочетается со зрелостью, когда ощущаешь всю полноту жизненных сил и вместе с тем уже имеешь за плечами какой-то жизненный опыт. Летом Миронов снялся в фильме «Бриллиантовая рука», а осенью напряженно репетировал роль Фигаро в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», премьера которого состоялась 4 апреля 1969 года. Так получилось, что роли, принесшие ему популярность, были сыграны в кино и в театре друг за другом, почти в одно время. Трудно описать тот успех, с которым шел по экранам страны фильм «Бриллиантовая рука» (даже учитывая то обстоятельство, что в то время в кино ходили еще часто и охотно). Неизменные аншлаги сопровождали его появление повсюду. Это был настоящий бум. Собственно, таким успехом пользовались тогда все картины Л. Гайдая. Когда смотришь его фильмы сегодня на экране, прежде всего бросается в глаза их неподдельная радужность. Они будто залиты южным, ослепительным солнцем. Кадры «Кавказской пленницы», «Приключений Шурика», «Бриллиантовой руки», очень светлые сами по себе, кажутся отснятыми на особую пленку. Но дело, конечно, не в пленке. И в поздних фильмах Л. Гайдая солнца по-прежнему будет много, только нет уже того света. Видимо, язык его кинокомедий был тесно связан с атмосферой 60-х, отвечая насущной потребности зрителей. Общественная атмосфера рубежа 60—70-х годов, если говорить о ней в целом, еще была пронизана оптимизмом. Быть может, он уже выхолащивался, но этого не замечали. Некоторое духовное освобождение, вызванное коротким периодом надежд и перемен к лучшему, породило призрачное ощущение перевала в суровой истории страны. На короткое время люди позволили себе чуть ослабить зажимы, дать волю шутке и смеху, хотелось просто радоваться жизни и наслаждаться ею. Андрей Миронов как раз нес ту непосредственную радость и легкость, которой все так ждали. Наверное, в тех же качествах — главное достоинство и причина успеха такого несерьезного фильма, как «Бриллиантовая рука». Гена-контрабандист, жулик по сценарию, обрел в исполнении А. Миронова некий авантюрно-романтический ореол. Актер невольно придал своему незадачливому, легкомысленному и по сути не очень безобидному герою собственные черты, наделив его природным обаянием, лукавством, добротой. Стечение многих обстоятельств привело Миронова к этой роли в отличной творческой и физической форме. Он сыграл ее мастерски, виртуозно, идеально отвечая жанру и стилю материала, ему предложенного. Этого было достаточно, чтобы на долгие годы закрепить за ним типаж обаятельного жулика, актера-«шармера» (от французского «шарм»), как иногда его называли. Безусловно «Бриллиантовая рука» — талантливая комедия. И Миронов сыграл в ней роль, без которой в его кинобиографии был бы существенный изъян. Но, как сказал сам актер, «одна «Бриллиантовая рука» — хорошо, а две — уже много, а три — катастрофа». Бездну творческого потенциала он лишь чуть приоткрыл в фильме, дав, с разрешения режиссера, волю импровизации и собственному актерскому упоению. А вот раскрыться ему полностью так и не было дано. Увы, в кино и на эстраде так и не появилось творений, рассчитанных на уникальность таланта Миронова... После выхода фильма на экраны началась механическая эксплуатация и тиражирование прорвавшейся наружу музыкальности актера, его подвижной, пластической легкости. Фильму суждено было сыграть своеобразную роковую роль в судьбе Миронова. Для многих зрителей имя актера навсегда свяжется с образом легкомысленного авантюриста. В дальнейшем ему будет очень трудно ломать сложившийся зрительский стереотип, отстаивать право на роли совсем другого плана. И, отдавая должное счастливой возможности, ему предоставленной, с чувством глубокой благодарности к Л. Гайдаю, Миронов спустя годы с грустью признавался: — Мне очень горько и трудно смириться с мыслью, что для зрителей, я это знаю, высшее мое достижение в кино — это фильм «Бриллиантовая рука». Мне действительно это очень больно. То что ему потом предлагали играть в кино и в театре Сза малым исключением), было несопоставимо по своему художественному уровню. С киностудий цескончаемым потоком хлынули однотипные сценарии. А в театре ему предстояли встречи с главными ролями его актерской судьбы. Выбор Валентином Плучеком пьесы Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро» был прозорлив. Режиссер почувствовал потребность в спектакле, противостоящем на первый взгляд общему направлению развития тогдашней театральной мысли. Вспомним. Это были годы страстного увлечения Брехтом, аскетичным театром, пустым пространством, лаконичными мизансценами. На сцену пришли герои Осборна — сердитые молодые люди, которых все обманули. В нашу жизнь входил новый тип молодого человека — нигилиста и скептика. Плучек решил противопоставить ему своего «витаминозного героя» — человека жизнелюбивого, полного энергии, борца по натуре, всегда готового отстоять себя, свое достоинство, умеющего отражать удары, на коварство отвечающего коварством, на интригу интригой. Именно таким был Фигаро. Режиссер противопоставил «бедному» театру 60-х вызывающую красоту, изящество своего спектакля. Он упрямо возвращал театру цвет, свет; живопись, возвращал на сцену праздник. Художник Валерий Левенталь делает задник из роз. Костюмы для спектакля заказаны В. Зайцеву. Музыка, которая должна была звучать со сцены, могла принадлежать только Моцарту. Насколько такой герой и такая постановка оказались необходимы, показал успех спектакля. Осуществленный переходное время, когда заканчивались бурные ликующе-жесткие 60-е и начинались противоречивые, все более душные, печально-застойные 70-е. В нем соединилось оптимистичное мировосприятие с задумчивостью и слегка уловимой грустью. В Фигаро—Миронове эта двойственность ощущалась особенно остро. Андрей Миронов был создан для роли Фигаро. Сама природа его искрящегося радостью таланта перекликалась с характером любимого героя Бомарше. Плучек не только это тонко почувствовал и предоставил актеру прекрасную возможность раскрыться во всем блеске своего дарования, но и очень точно угадал время, готовность актера к роли.
25.12.2016 Билеты на премьеру театра Наций "Иванов". 23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...