Актера нельзя воспитать и обучить, если не воспитать в нем человека.
М. Ермолова

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

МХТ им. А.П.Чехова

Статьи

Савина С. "МХТ: взгляд из-за кулис. Действие второе". - М.: "Астрель, АСТ, Транзиткнига", 2005.

У нас хранятся все пьесы, принятые к постановке в Художественном театре: авторские варианты, суфлерские и помрежские экземпляры, по которым можно проследить путь работы над пьесой и постановкой.
Еще один совершенно ценнейший фонд составляет коллекция макетов декораций. Некоторые экземпляры относятся к первым годам работы театра и представляют собой маленькие коробочки со стеклом вместо четвертой стены. Я была потрясена, когда в Норвегии на выставке, посвященной Генрику Ибсену, куда мы привезли также макеты к спектаклям по его пьесам, люди становились на колени или и вовсе ложились на пол, чтобы как следует разглядеть эти миниатюры обстановки спектакля.
Сейчас наша коллекция макетов, к сожалению, пополняется не регулярно, так как компьютерные технологии, прочно вошедшие во все сферы жизни, позволяют создавать макеты виртуальные, а иные сценографы обходятся и вовсе одними эскизами.
Некогда в мастерских театра работал потрясающий мастер-макетчик Андрей Семенович Шаршков, изготовлявший макеты к будущим спектаклям и реставрировавший, по нашей просьбе, макеты старые, хранившиеся в наших фондах, в том числе макеты таких художников, как Симов, Ульянов, - те самые маленькие коробочки с массой крохотных предметов, неописуемо изящно исполненных. Кропотливейшая, практически ювелирная работа! Причем отдельные макеты создавались к каждому действию спектакля, то есть к началу репетиционной работы изготавливалось два, три, а то и четыре макета.
А какой у нас костюмный фонд! Огромное количество костюмов! Сейчас, после того как спектакль сходит со сцены, из запасного гардероба нам передают именные костюмы в основном только главных героев. Хотя была масса случаев, когда костюмы даже легендарных актеров перешивались для участия в другом спектакле и в истинном своем виде до нас не дошли. Но костюмы Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, в которых она играла Машу в «Трех сестрах» и Раневскую в «Вишневом саде», живы по сию пору, хотя и требуют реставрации, ибо едва ли не сплошь состоят из кружева. А чего стоит костюм царя Федора, в котором аж в позапрошлом веке выходил на сцену Иван Михайлович Москвин, - настоящие меха, отделанные настоящим золотом, ручная вышивка сказочной красоты! Я замираю перед ним, как перед чудом.
Мы стараемся сохранить хотя бы один-два костюма из каждого спектакля, а так как спектаклей за более чем столетнюю историю театра было выпущено немало, то я уже просто не представляю, как нашей научной сотруднице Марине Анатольевне Кожан - хранителю костюмных фондов - удается вместить их в небольшое помещение. Там все великолепие хранится, развешанное по всем стенам и даже под потолком... Там же располагаются шкафы, в которых хранятся шляпки, обувь, перчатки, образцы тканей, из которых шили костюмы.
А еще у нас есть фонд подарков! Там хранятся подарки, презентованные театру по разным поводам.
Некогда музей занимал весь четвертый этаж дома ЗА по Камергерскому переулку. После реконструкции здания ЗА музей переместился на третий этаж, часть хранилищ осталась на четвертом, а на втором этаже, там, где сейчас располагается Новая сцена, располагалась экспозиция, которую трепетно проектировал наш директор Владлен Семенович Давыдов. Но его мечте не удалось воплотиться в жизнь.
К созданию экспозиции, посвященной столетию МХАТа, был приглашен ленинградский художник Александр Александрович Смирнов, и за короткий срок была сделана новая экспозиция по его проекту. Составляя ее, мы практически месяц работали и днем и ночью. И когда дело дошло до костюмов - а устанавливали их мы именно ночью, - мы конечно же не удержались и перемерили все, включая шляпки (так как я была девушкой не такой уж и хрупкой, мне, к сожалению, подошел лишь костюм Аллы Константиновны Тарасовой), - устоять перед такой красотой оказалось просто нереально.
Вообще, создание этой экспозиции было для меня чудом. Художник придумал макет - где, какие и как располагаются витрины с костюмами, макетами, реквизитом и архивными документами, выделил место под эскизы и фотографии... Но ведь все это отведенное пространство следовало чем-то насытить - выбрать эти самые фотографии, костюмы и реквизит. И оказалось, что все это не так уж и просто. Надо
составить композицию так, чтобы она не толь- 267 ко радовала глаз, но и содержала информацию, ради которой зачастую и организовываются выставки. А это очень сложно - разместить, например, документальные материалы (письма, дневники, экземпляры пьес...), сами по себе в глаза не бросающиеся, так, чтобы внимание посетителей было обращено именно на них. Нужно правильно организовать и оформить пространство (теми же мелочами, вроде веера и табакерки), выставить свет...
Трудность еще и в том, что документальные материалы требуют особых условий хранения, их нельзя долго держать на свету, приходится периодически реанимировать их в хранилищах, а выставлять ксерокопии - неинтересно, тем более что и документы бывают не только содержательные, но и красивые, как, например, одно из первых изданий пьесы Максима Горького «На дне» - в полновесном серебряном окладе. Составляешь уголок спектакля, переставляешь подобные вещи и так и эдак, а все равно чего-то не хватает. И мучаешься до тех пор, пока главный хранитель музея Валентина Яковлевна Кузина не взглянет, не скажет: «Сейчас», не убежит куда-то в хранилище, а вернувшись, поставит в указанный уголок какую-нибудь мелочь - табакерку на стол, музыкальную шкатулку, туфли, веер, зонтик... И все - картина завершена.
Кстати, у нас есть даже фонд изделий из драгоценных металлов! Венки из серебра, ордена и медали (в том числе награды Станиславского и Немировича-Данченко), почетные «чайки» - золотые и серебряные значки, вручаемые старожилам театра в день рождения МХТ (есть даже самая-самая первая!), музыкальная шкатулка с поющей птичкой в синем оперении...
Что-то из всего этого покоится в хранилищах и обнародуется только на специально организованных выставках, другое демонстрируется в постоянной экспозиции музея, третье - в его филиалах: Доме-музее Станиславского в Леонтьевском переулке и Музее-квартире Немировича-Данченко в Глинищевском.
И если квартира Владимира Ивановича стала мемориальной сразу же после его смерти - об этом было принято правительственное постановление, то дом Константина Сергеевича отписали музею перед самой Великой Отечественной войной, спустя несколько лет после смерти Станиславского. Первым директором этого дома-музея стала его дочь - Кира Константиновна. До сих пор там все в точности так же, как при жизни хозяина, в том числе - роскошный «онегинский» зал на втором этаже дома, в котором репетировала «Евгения Онегина» оперная студия, созданная Станиславским.
Отдельного рассказа заслуживает наша библиотека, в которой собраны книги исключительно о Художественном театре плюс литература, имеющая самое непосредственное отношение к театральному делу - например, «История костюма», «Театральный грим» и прочее. Хранятся у нас и личные книжные собрания (Павла Александровича Маркова, режиссерская библиотека Станиславского, Книппер- Чеховой и книги других деятелей МХАТа), переданные музею их наследниками. Основной фонд библиотеки собирался самим музеем 269 и продолжает собираться по сей день. Читальный зал, как и экспозиция в фойе театра, - главное место нашего общения с целым миром. Среди наших читателей не только московские студенты и историки театра, но и зарубежные - из Франции, Италии, Америки, со всех концов света.
Итак, на сегодняшний день музей составляют следующие отделы: архивный отдел, отдел изобразительных фондов, экскурсионно-выставочный отдел, который занимается созданием экспозиций и выставок, а также негативный фонд, созданный в основном тремя фотографами: Сахаровым, Горнштейном и Александровым.
Игорь Абрамович Александров, человек наших дней, снимал все, буквально «каждый чих».
У каждого спектакля есть свой фотоальбом, где отражена вся его жизнь: читки, репетиции, спектакли, выходы на поклоны, ввод новых исполнителей... К сожалению, сейчас Игорь Абрамович снимает не часто, а раньше ведь он без фотоаппарата по театру вообще не ходил.
Он никогда не стремился к созданию фотошедевров, но ему удивительным образом удавалось ловить моменты и фиксировать сиюминутность жизни театра и спектакля. Нынешние фотографы больше внимания уделяют красоте кадра, но их фотографии носят уже, скорее, рекламный характер...
Кино-, видео- и радиозаписи, связанные с деятельностью Художественного театра, хранятся в Доме-музее Станиславского. Этими фондами активно пользуется телевидение при создании документальных фильмов и программ о театре и наших актерах. Оригиналы мы обычно не выдаем, делаем копии, потому что по опыту знаем - не возвращается ничто и никогда. Недавно у нас было по-настоящему хорошее потрясение, когда приехала дама из программы «Чтобы помнили», не выходившей в эфир уже более двух лет, и привезла нам выданные им копии фотографий. Мы были просто ошарашены. Ведь даже мхатовским артистам, когда они просят у нас архивные экземпляры пьес, мы выдаем их только под расписку, укоризненно глядя в глаза. Потому что отказать им мы не можем, но верить в то, что пьеса к нам вернется, достаточно самонадеянно.
Одни из главных наших посетителей - студенты Школы-студии, в основном постановочный факультет, они изучают эскизы, макеты декораций; а также театроведы и менеджеры - те, чья деятельность связана с историей театра. А вот те, кто учится на актерском, приходят сейчас крайне редко. Разве что посмотреть архивные видеозаписи спектаклей Художественного театра. Нынешние спектакли записываются на видеопленку и оцифровываются уже в обязательном порядке. Эти записи часто используются при вводе новых исполнителей в давно идущие спектакли - актерам выдается кассета с записью, чтобы они, помимо репетиций в театре, могли дома самостоятельно изучить необходимые им нюансы.
Повседневно музей живет не только своей работой, но и своими внутренними легендами, памятью о былых временах и былых любимых своих сотрудниках. Так я узнала о Федоре Николаевиче Михальском и Сергее Вагановиче Мелик-Захарове.
Вообще, самое дорогое в нашей работе - момент внезапного воспоминания... В музее сейчас не так много людей, которые работают здесь около или даже более полувека и могут рассказать удивительное: Ольга Александровна Радищева, Екатерина Аркадьевна Шингарева, Валентина Яковлевна Кузина, Игорь Абрамович Александров... Их всего четверо. И те моменты, когда они вдруг начинают вспоминать и рассказывать - упоительны.
Игорь Абрамович сам по себе человек-музей, неисчерпаемая кладезь историй, за ним нужно просто ходить безотрывно с тетрадью и ручкой и записывать, записывать... Ему самому надо было идти в артисты, ибо он всегда не просто рассказывает о чем-то - он представляет историю в лицах, да еще так, что никаких сомнений не возникает - все было именно так, и люди, о которых он говорит, были именно такими.
Его каморка, выходившая на черную лестницу, где он проявлял и печатал свои фотографии, всегда была местом, где собирались все: и артисты, и сотрудники музея, работники театра. Сейчас у него фотолаборатория просто хоромы, а раньше была именно каморка, в которую, однако, умудрялось набиваться огромное количество народа. А уж что они там творили!
Однажды у него засиделась компания, и когда, наконец, собрались по домам, оказалось, что музей уже закрыт - их проглядели и заперли.
Игорь Абрамович, не долго думая, выпрыгнул в окно и, пролетев пару этажей, приземлился на крышу декорационного сарая, благо, была зима и там намело целые сугробы. Потом спустился по пожарной лестнице и пошел в театр за ключами. На следующий день он долго смотрел в окно на то место, куда накануне спланировал, и очень недоумевал: «И вот я отсюда туда... И ради чего?!»
Игорь Абрамович совершенно неповторимая личность. Он и перечисленные мною выше дамы - наш самый ценный фонд, живые свидетельства и свидетели, собрания знаний о том, как было раньше. Как Федор Николаевич Михальский обращался к сотрудникам музея: «Дети мои! В десять утра вы все должны быть на работе! Пусть вас не будет позже, но в десять вы быть должны!» А частые тогда внутримузейные праздники он покидал со словами: «Дети мои! Я ухожу. Чтобы все было в порядке!» С его уходом из музея, наверное, многое изменилось, по крайней мере, совместных торжеств стало меньше, но совсем они не исчезли и время от времени даже устраивались разнообразные конкурсы, например на лучший пирог. Причем пироги должны были обоснованно носить названия спектаклей Художественного театра.
Федор Николаевич был одной из тех крепких нитей, что связывали музей с современной ему труппой театра, живыми людьми, творившими своими руками то, что мы потом вносили в анналы и подвергали исследованию - историю театра. Один из директоров музея - Владлен Семенович Давыдов - сам артист МХАТа, тоже был для нас той самой крепкой связью с театром.
Сейчас музей связан непосредственно с актерами труппы, скорее, событийно: музей постоянно устраивает различные тематические выставки, посвященные не только спектаклям или истории Художественного театра, но и отдельным артистам, приурочивая эти мероприятия к их юбилеям. Зачастую выставки проходят в Портретном фойе театра, мы работаем над ними в тесном контакте с самими юбилярами, а на открытие всегда приглашается труппа и все работники МХТ.
Лично мое закулисное знакомство с молодыми актерами труппы произошло, как только я пришла сюда работать - на собраниях комитета комсомола театра, куда меня почему-то мгновенно избрали. Мы периодически собирались, что-то обсуждали, решали глобальные вопросы и проблемы. Знакомства с актерами старшего поколения носили поначалу характер случайный.
Надо отметить, что я выросла в Театре имени Вахтангова, где работал мой папа, и жили мы на улице Вахтангова, в том доме, где располагается театральное училище имени Щукина.
А родной мне Арбат был в то время местом совершенно удивительным. Там все всегда здоровались друг с другом. И мне с самого детства внушили: в театре и на Арбате нужно со всеми здороваться. Причем всегда первой. Потому что только так и должно быть. Так полагается.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25