Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер.

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

МХТ им. А.П.Чехова

Статьи

Савина С. "МХТ: взгляд из-за кулис. Действие второе". - М.: "Астрель, АСТ, Транзиткнига", 2005.

Полное собрание МХАТ

Марфа Бубнова

Заместитель директора Музея МХАТ по науке

Для посетителей музеев, приходящих лицезреть старину, музей - это что-то старое, далекое, ушедшее... А для меня наш мхатовский музей всегда был продолжением театра, его неразрывной частью. И всегда мне были важны и интересны не только те люди, память о которых в нашем музее хранят, но и те, кто в нем работает.
Меня взяли в Художественный театр во вспомогательный актерский состав в 1938 году, сразу после первого курса института, из-за чего я некоторое время чувствовала себя маленькой серой мышью, несмотря на высокий рост. Я думала, что я необразованна, не соответствую уровню театра и вообще всячески его недостойна. Поэтому первые годы работы во МХАТе я много времени проводила в музее театра, сидела в читальном зале, пытаясь набраться знаний и хоть как-то подняться в собственных глазах. Потом, когда мне стали давать роли со словами, у меня даже появились две поклонницы из числа музейных дам - милые женщины, которых я до сих пор вспоминаю с благодарностью, потому что они очень поддержали меня в то время, когда я была растеряна, напугана и пряталась ото всех по углам. Они помогли мне поверить в себя.
Потом, во время войны, когда мой дом у Никитских ворот пострадал от взрыва, меня приютил администратор театра, а впоследствии директор музея Федор Николаевич Михальский - он жил в двухкомнатной квартире на углу Камергерского переулка и Тверской и был добрейшим, интеллигентнейшим человеком. Правда, подруг в гости водить запрещал и вообще периодически строго грозил пальцем. А однажды, значительно позже, он позвал меня: «Адмиральша! - мой муж был командующим флотом. - Пойдем, мне есть, что тебе показать!» Мы пришли с ним в музей, и он положил передо мною письмо, которое я, учась в десятом классе и обливаясь слезами в мечтах стать актрисой, написала Станиславскому, спрашивая: «А стоит ли?.. Имею ли право?..» Письмо показалось мне ужасным и глупым, несмотря на то что Константин Сергеевич даже подчеркнул там какие-то слова и фразы красным карандашом (от стыда и испуга я даже не запомнила - какие именно). Мне не пришлось с ним работать - он умер до моего прихода в театр, но вот так вот неожиданно оказалось, что он увековечил мое письмо, оставив его в архивах музея.
Сейчас я редко бываю в музее - исключительно в силу возраста, но знаю там очень многих, уже полвека дружу с фотографом Игорем Александровым и думаю о всех работниках музея с благодарностью, так как все они исключительно самоотверженные, скромные и отзывчивые люди.

Кира Головко, народная артистка РФ

В театр я попала не случайно. Я из актерской семьи - мой папа Николай Николаевич Бубнов был артистом Театра имени Евгения Вахтангова, и когда-то я и сама хотела стать актрисой. Но поступила в историко-архивный институт, на вечерний факультет и одновременно работала в архиве Советской Армии, мечтая тем не менее хоть как-нибудь связать свою жизнь с театром. И так сложилось, что в 1980 году мне на- конец-то посчастливилось устроиться работать хранителем фондов в музей Московского Художественного театра. Разумеется, по блату. Иначе в те времена сюда было попросту не попасть, с улицы никого не брали.
Мое трудоустройство было достаточно забавным, потому что до этого я работала в Центральном архиве Советской Армии. Ко мне там очень хорошо относились и, когда я решила оттуда уволиться (просто так, в никуда), расставаться со мной не захотели. Мне даже пришлось наврать, что меня уже ждет работа в театральном музее, а конкретней - в музее Театра Сатиры (почему именно в нем - объяснить не берусь). Меня отпустили.
Вскоре после этого в музее МХАТа появилась вакансия хранителя, и Ольга Александровна Радищева, будучи знакомой моей бабушки, порекомендовала мою кандидатуру. Директором музея был тогда Петр Петрович Кабанов, занимавший ранее должность директора Кремлевского театра, поэтому к пополнению коллектива он подходил со всей серьезностью и тщательностью. Он долго изучал оценки в моей зачетке, все проверял, а потом спросил - может ли он позвонить на мою прежнюю работу и навести обо мне справки. Я в полной растерянности дала ему телефон, с ужасом ожидая вопросов бывших коллег о Театре Сатиры. Но они, не отвлекаясь на частности, расписали меня Петру Петровичу в самых радужных красках, и я была принята на работу.
Одной из тогдашних достопримечательностей музея была наша дежурная - удивительнейшая Фаина Федоровна Валдайская. Она принимала посетителей, отвечала на телефонные звонки и, хотя, будучи человеком одиноким, порою злоупотребляла алкоголем, на работу всегда приходила комильфо. Она была потрясающе яркой личностью! Казалось бы, просто дежурная, в таком же, как у уборщицы, рабочем халатике, но она с таким благоговением относилась к сотрудникам музея, что если она полагала, что в данный момент их беспокоить нельзя, то посетителям оставалось только развернуться и уйти - спорить с Фаиной Федоровной было бессмысленно. Однажды она подошла ко мне и сказала: «Вам звонили, спросили Марфу. Я объяснила этим людям, что это неприлично. Они должны были спросить Марфу Николаевну». Я возразила: «Фаина Федоровна, но мне не так уж много лет...» - «Марфа Николаевна и никак иначе!» С тех пор я в музее не кто иная, как Марфа Николаевна.
Придя в музей, я попала в помощники к главному хранителю - Валентине Яковлевне Кузиной. Мне было тогда двадцать два года - все воспринимали меня как ребенка, пытались ободрить и постоянно призывали пить чай. Тогда у нас не было отдельных хранилищ и рабочие места сотрудников располагались непосредственно среди фондов, а чай пили в той комнате, где стояли сейфы с архивами Станиславского и Немировича-Данченко. И вот за чаем я слышала такие разговоры: «Сегодня я нашла у Каэса...» - «А Вы знаете, у Н-Д...» - «Надо посмотреть у Васи или у Книпперуши». Я достаточно долгое время недоумевала - кто такие эти Каэс и Н-Д? В моем сознании не укладывалось, что Константина Сергеевича Станиславского можно запросто называть Каэсом, а Владимира Ивановича Немировича-Данченко - Н-Д... А Вася с Книп- перушей - Василий Иванович Качалов и Ольга Леонардовна Книппер-Чехова.
Архивами основоположников заведовала тогда Ольга Александровна Радищева - человек совершенно феноменальный. Она рассказывала нам, что едва ли не с детства бредила Художественным театром и, когда в восемнадцать лет пришла поступать на театроведческое отделение ГИТИСа, оказалась единственной абитуриенткой, выбравшей тему вступительного сочинения - «Станиславский - режиссер». Все остальные, страждущие поступить, выбрали темы о современном театре и драматургии. В своем сочинении Ольга Александровна буквально воспела Станиславского и на последовавшем собеседовании, на котором проверялось, не списала ли она сей труд, она очень повеселила приемную комиссию, с упоением рассказывая о Художественном театре. Во время учебы она проходила практику в литературной части Художественного театра, а окончив ГИТИС, пришла в музей. И работает здесь вот уже около полувека.
Некогда музей был частью театра, затем, благодаря уже упомянутому Петру Петровичу Кабанову, он отделился и стал самостоятельной организацией со своей бухгалтерией и прочими оргподразделениями. Имеющиеся сектора были объединены в отделы, в частности сектор личных фондов, в котором хранились рукописные архивы артистов театра (письма, дневники и пр.), был объединен с сектором Станиславского и Немировича-Данченко. И Ольга Александровна возглавила этот новообразованный отдел.
За двадцать пять лет совместной работы я ни разу не слышала, чтобы она повысила голос. Порою я не понимаю, как ей хватает терпения, чтобы бесконечно выслушивать, разъяснять и в итоге делать все по-своему, то есть правильно. А уж ее уважение и внимание к посетителям музея заслуживает отдельного восхищения... В какой-то момент она сочла, что пора передать руководство архивного отдела мне, обратилась с этой просьбой в дирекцию, и долгое время я возглавляла отдел, воспринимая его как наследство от Ольги Александровны Радищевой.
Несмотря на навыки, полученные в историко-архивном институте и на предыдущем месте работы, в музее мне пришлось всему учиться заново - настолько здесь все оказалось не так, как в других архивах. Музей обладает правом так называемого государственного хранения документов Художественного театра и Школы-студии имени Немировича-Данченко. Тут каждая записочка, письмо, рукопись или любой документ учитываются как отдельная драгоценная единица хранения, независимо от величины и содержания.
Наш музей хранит все документы от основания театра и по текущий день. И распоряжения руководства, и личные дела, и бухгалтерию, не считая, разумеется, документов творческих. Ведем мы и картотеку, в которой на каждого актера заведена специальная карточка, где фиксируются все его роли, вводы, звания, награды. Есть картотека спектаклей, статистика спектаклей, картотека гастролей. Иными словами, здесь хранится вообще все, что имеет отношение к Художественному театру на всех этапах его существования.
С чего начался музей? Константин Сергеевич Станиславский коллекционировал не только макеты декораций, реквизит, костюмы, но и подлинные материалы к постановкам. Например, из экспедиций по деревням, в которые он ездил в ходе работы над спектаклем «Снегурочка», он привез уникальные народные инструменты, исконно русские национальные костюмы, головные уборы... И вот в один прекрасный день он решил из этой своей личной коллекции сделать музей. Позднее в театре было вывешено объявление с просьбой ко всем желающим принять участие в создании музея Художественного театра приносить в специально отведенную комнатку какие-либо экспонаты, личные архивы - все, что имело отношение к МХТ. И люди - артисты, художники, работники театра всех профессий - понесли. Так все и началось. И продолжается.
Я помню, как Иннокентий Михайлович Смоктуновский самолично приносил нам свой архив сумками со словами: «Вот, хочу вам отдать». Правда, говорят, что таким образом он осчастливил не только нас, но и театральный музей имени Бахрушина... Олег Николаевич Ефремов, при котором я пришла в музей, очень ответственно к этому относился, и если вернутся к тому, каким образом личные архивы актеров попадают в музей, то большая часть архива, например, Ефремова была передана им самим: фотографии и материалы о театре «Современник», его детская переписка с родителями.
После смерти Константина Сергеевича вышло правительственное постановление о том, что весь архив Станиславского переходит в распоряжение музея Художественного театра, все документы театра в установленные сроки сдаются в музей на хранение, а в Школе-студии образовывается научный сектор - для изучения жизни и творческого наследия Константина Сергеевича, с правом первой публикации его трудов. Подобное постановление вышло и в 1943 году - после смерти Владимира Ивановича Немировича-Данченко.
Архивы основоположников МХТ поступили в музей по решению Правительства, остальные архивы дарились самими артистами либо их наследниками. Сейчас музей зачастую приобретает архивные документы и прочие экспонаты, в то время как ранее большая часть поступлений преподносилась в дар, ибо родные почивших артистов считали за честь отдать архивы предков именно в музей Художественного театра.
Некогда директором музея работал Федор Николаевич Михальский, легендарный мхатовский администратор, увековеченный в «Театральном романе» Михаила Булгакова под именем Филиппа Филипповича. В театре все невероятно его любили и уважали, что сказалось на пополнении фондов музея - очень многие подарили ему свои архивы, и до сих пор, разбирая эти документы, можно наткнуться на письмо, например Качалова, с сопроводительной запиской: «Передать Федюне (Федюше, Ф.Н.) в музей!»
Нами собирается и хранится совершенно уникальное собрание прессы о Художественном театре.- все статьи, в которых так или иначе он упоминается. Они собираются и вклеиваются в специальные альбомы. Эта работа ведется уже более ста лет, со дня основания Художественного театра. Музей выписывает невероятное количество прессы, которая штудируется нашими сотрудниками в поисках информации о театре. Собрание не имеет аналогов. Есть прекрасные газетные фонды (например, в Исторической библиотеке), но чтобы где-то еще столь методично собирались все публикации об одном учреждении и о работающих в нем людях - о подобном я не слышала.
Не менее редкое собрание программ спектаклей. У нас сохраняются программы не только премьерных представлений, юбилеев, но и программы ежедневные каждого прошедшего спектакля - с указанием даты и точного состава исполнителей. Так что можно узнать, какой спектакль шел в определенный день и кто именно был в нем занят. Программы, протоколы спектаклей, расписания репетиций - из всех этих и других ежедневных мелочей и складывается история Московского Художественного театра.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25