Для хороших актеров нет дурных ролей.
Ф.Шиллер

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

НА СЦЕНЕ - ГЕРОИ СОВРЕМЕННОСТИ


Тридцатого декабря 1945 года Малый театр выпустил премьеру, осуществленную по пьесе Н. Ф. Погодина «Сотворение мира». Ставил спектакль К. Зубов, оформлял П. Соколов-Скаля, музыку написал Б. Мокроусов.
Перед тем как спектакль увидел свет, Погодин рассказывал, что замысел пьесы у него появился в 1942 году, когда в одном из тыловых госпиталей он познакомился с полковником инженерных войск. Полковник был тяжело ранен, кроме того, страдал неизлечимой болезнью. Но в нем не угасала вера в победу, в то, что послевоенный мир будет счастливым.
Действие пьесы происходит в самом конце 1944 года; война еще продолжается, но люди все больше задумываются о восстановлении городов и сел, о возвращении к мирной жизни. В пьесе, наряду с главными персонажами, немало эпизодических лиц, создающих, по замыслу автора, атмосферу того времени.
В центре событий — полковник Георгий Глаголин. Его жена оказалась на оккупированной территории. Врачи признали, что Глаголин неизлечимо болен, его увольняют из армии по инвалидности. Товарищи пытались утешить полковника: «Теперь поедете к семье». — «А где она, семья?» — «Поедете в родной город, найдете друзей». — «А где они, друзья? Я просто голый человек на голой земле».
В теплушке едет подавленный, растерянный Глаголин. Здесь же тяжело раненный старший лейтенант Андрей Колоколов (ему ампутировали ногу), бывший командир партизанского соединения Гололоб, его жена Маруся и партизанка Симочка.
Оказывается, что Глаголин, Колоколов и Симочка — уроженцы одного города. Узнав на станции, что город освобожден Советской Армией, они решают направиться туда. К ним присоединяются Гололоб с женой.
По приезде в город Глаголину приносят издававшуюся при оккупантах газету: в ней сказано, что его жена, по специальности врач, отреклась от семьи и перешла на службу к немцам. Но Глаголин не верит в предательство жены. (Впоследствии выяснилось, что такое заявление жена сделала, чтобы войти в доверие к городским властям; благодаря этому она способствовала побегу советских людей из тюрьмы.) Вскоре Глаголин становится председателем горсовета, активно стремится преодолеть разруху. Ему помогает Гололоб, его заместитель.
Готовясь к постановке, Зубов писал, что ему пьеса очень нравится, она «увлекает актуальностью темы», тем, что в ней показано «сотворение послевоенного мира». Дальше Зубов говорил: «Работа над “Сотворением мира” большая радость для всех участников спектакля. Здесь есть замечательные роли, которые могут действительно взволновать актера, увлечь его полнотою материала, пластичностью и глубиной. Нас радует мягкий юмор пьесы, сильнее подчеркивающий драматизм отдельных ситуаций. Это разнообразие настроений мы хотим обязательно передать в спектакле».
Особенно нравилась Зубову роль Глаголина, он даже собирался ее играть в очередь с артистом Н. Соловьевым. Хотелось показать, как этот человек, ставший инвалидом, приговоренный врачами к бездействию, находил в себе силы для активной работы. И даже тяжелейшее известие о том, что жена перешла на сторону фашистов, не лишало его твердости духа.
Когда спектакль увидел свет, мнения на его счет разделились. Некоторым он показался весьма своевременным. Так, известный театральный критик И. Л. Альтман утверждал: «В пьесе поставлен принципиальнейший вопрос нашей жизни: строительство в нашей стране в послевоенный период».
Признавая актуальность погодинской пьесы, нельзя было не заметить ее недостатков. Драматург всегда разбивал свои пьесы на эпизоды. Но на этот раз эпизоды зачастую не связывались, что делало пьесу рыхлой, клочковатой. Обилие действующих лиц тоже вредило цельности сюжета: многие из них появлялись, произносили несколько слов и исчезали, не оставив следа в памяти зрителей.
Оформление, предложенное Соколовым-Скаля, к сожалению, не соответствовало героической и суровой проблематике спектакля. Сцена представляла пышный, цветущий лес (такое часто можно было увидеть в провинциальных спектаклях прежних времен). Ярко светило электрическое солнце, зеленела тряпичная трава. Выдающийся театральный художник В. В. Дмитриев в связи с таким оформлением писал: «Этюды П. Соколова-Скаля, может быть, и талантливы и выразительны сами по себе, но, примененные в виде задников, по старинке иллюстрирующие место действия, они кажутся благополучными и хилыми».
Наиболее важной, по мысли автора, должна была стать вторая часть спектакля. В ней Глаголин возвращался к активной деятельности и в то же время узнавал горькую «правду» о «предательстве» жены. Роль Глаголина играл Соловьев, и возникало впечатление, что актер изображает двух разных людей. В первом и втором актах говорил шепотом, всех сторонился; казалось, он весь поглощен своей болезнью. В третьем и четвертом актах Глаголин держался уверенно, словно болезнь его полностью отпустила. Как писал критик: «В этих резко меняющихся от акта к акту состояниях вовсе терялось единство образа».
Роль жены Глаголина — Надежды Алексеевны — играла Е. Шатрова. Она появлялась только в двух картинах, и в ее характере отсутствовало развитие. В последней картине, в соответствии с замыслом автора, следовало показать трагические переживания, сердечность, скромность, душевную чистоту, патриотизм, любовь к мужу, материнскую любовь. Но пьеса просто не давала материала, чтобы хоть приблизительно решить все эти задачи. Однако же актриса, не прибегая к пафосу, заставляла зрителей понять, почувствовать, что перед ними женщина, пережившая тяжелые дни.
Пожалуй, наиболее интересен в спектакле оказался М. Жаров, выступивший в роли Гололоба. Этот персонаж радуется тому, что теперь люди снова станут влюбляться, играть свадьбы. Его жена замечала: «Максим всегда говорит: “Маруся, ты люби чужое счастье, тогда и свое прибудет”. Я так и делаю».
Из актеров мало кто, как Жаров, умел создавать в зале хорошее настроение. Его Гололоб любил жизнь, любил людей; ему «доставляло наслаждение ходить, дышать, есть, видеть землю».
Пьеса ставила серьезные вопросы послевоенного бытия. В частности, это касалось Колоколова, которого играл Б. Телегин. В пьесе Колоколов — романтик неблагополучия. Он говорил: «Человек рожден для катастроф. Я потерял полжизни, в двадцать восемь лет я еду ногу покупать себе. Вы только поймите такую комбинацию». Чем труднее складываются обстоятельства, тем больше они Колоколову по душе. Прямолинейные взаимоотношения — ты друг или враг — он пытается применить в условиях мирного времени и страдает, убедившись, что это не всегда возможно. В конце концов и Колоколов находит место в мирной жизни: он будет работать, учиться, женится на Симочке. Колоколов, каким его изображал Телегин, казался интереснее, значительнее в двух первых актах, особенно когда говорил о недоверии к людям. Дальше образ терял свою четкость, а вместе с тем убедительность.
В Симочке, которую играла Т. Еремеева, соединились девическая чистота, неуверенность в себе, угловатость.
В целом спектакль был полон нарочитого, поверхностного оптимизма. Люди оказывались в тяжелейших обстоятельствах, но все заканчивалось благополучно, даже без особых усилий с их стороны. Подобный «псевдооптимизм» был характерен для искусства тех лет.
Двадцать шестого января 1947 года состоялась премьера спектакля по пьесе Б. Лавренёва «За тех, кто в море» (режиссеры К. Зубов и В. Цыганков, художник Ю. И. Пименов). Почти одновременно с Малым театром пьесу поставил Московский театр имени Ленинского комсомола.
Спектакль рассказывал о событиях, связанных с войной, но драматурга и театр в первую очередь волновали не военные, а морально-этические проблемы. Решался вопрос: каким должен быть военный моряк (в более широком смысле — гражданин нашей страны, оказавшийся в экстремальных условиях). Для решения этой проблемы драматург, а за ним и театр предлагали прежде всего оценить поступки двух морских офицеров — Максимова и Боровского.
В пьесе с полной очевидностью проявилось желание автора создать образ положительного героя. Таковым оказывался Максимов — смелый, романтически настроенный и при этом скромный. Он был поистине специалистом своего дела и относился к нему с чувством огромной ответственности.
Его антипод Боровский — тоже знающий, опытный моряк, даже наделенный талантом, но он склонен к позе, эффектной фразе, преувеличенному жесту. А главное — он эгоист, себялюбец, для которого служба на флоте — лишь средство для самоутверждения.
К сожалению, драматург раскрывал эти два характера не столько через поступки, те или иные действия, сколько через декларацию различных точек зрения. Выслушав обе стороны, зритель должен был понять — правда на стороне Максимова.
Спектакль начинался с того, что морские офицеры собирались на дне рождения у капитана второго ранга Харитонова. Тост произносил Боровский: «Лишь немногим дано взвиться соколом в озарении света победы... Слава капризна. За ней нужно гнаться упорно и дерзко, нужно уметь схватить ее за сверкающие крылья».
Ему отвечал Максимов: «Чепуха! Не наше дело гоняться за легкой славой, нас не для этого растил народ, не этому учили. Мне не моя слава нужна, а слава нашего дела».
Завершал начавшийся спор Харитонов. Он говорил: «Личная слава нам не заказана, но в одном вы, Боровский, скажу прямо, заврались. Не ловить надо славу, а добывать честным трудом».
Дальнейшие события служили как бы подтверждением тех или иных мнений, прозвучавших в споре. Сюжет, так сказать, наглядно их иллюстрировал.
Катер «Морской охотник», которым командовал Боровский, выслеживал подводную лодку противника. Он обязан вызвать катер Максимова, чтобы совместными усилиями уничтожить врага. Однако Боровский, не желая делиться славой, дает неверные координаты, и Максимов вынужден тщетно бороздить океан. В конце концов Максимов сам обнаружил лодку, совместными усилиями ее уничтожили, но это привело к лишним жертвам. Боровского разоблачили, отдали под суд и разжаловали в рядовые матросы.
Основным элементом оформления была легкая рамка вокруг сцены из фосфоресцирующей ткани, подсвеченной маленькими лампочками. «Это придавало спектаклю праздничность, что было хорошо, но лишало его суровой мужественности, что не вязалось с содержанием пьесы». В то же время суровый северный пейзаж подчеркивал коварство притихшего моря и свинцового неба.
Роль Харитонова играл М. Жаров. Этот персонаж, как носитель нравственной правды, оказывался в центре спектакля. Склонный к комическим приемам актер в этом случае решительно от них отказался, но сохранил свое замечательное обаяние. У жаровского Харитонова богатая биография, значительный жизненный и профессиональный опыт. Он прежде всего воспитатель, умеющий вовремя сказать самое важное и самое нужное.
Возвращая Максимову его докладную записку, он замечает, что с некоторыми поправками ее можно принять, предложения Максимова вполне реальны, следует только разработать момент внезапности. Услышав, что Максимов этим занимается, Харитонов — Жаров делал маленькую паузу, слегка откидывался назад, бросал на собеседника молниеносный взгляд и только после этого тихо и неторопливо произносил: «Молодец! Порадовал!» И в этих двух словах звучали уважение и любовь к молодости, к таланту. Вместе с тем во всем, что говорил Харитонов, присутствовала особая, лишь ему присущая веселость.
Все в Харитонове было значительным: и любовь к морю, и забота о морской чести, о моральной чистоте подчиненных. Он не ворчлив, но может быть суровым, не придирчив, но непримирим к серьезным недостаткам.
Прав был критик, когда писал: «Участие Жарова в “За тех, кто в море” делает эту пьесу — пьесой характеров в самом ценном смысле этих слов».
Роль Максимова играл Н. Анненков. Его герой, несомненно, был умен; он обладал даром слушать собеседника; иногда как будто перебивал сам себя, чтобы скорее отбросить незначительные детали и перейти к главному. Тост о славе, произнесенный Боровским, удивлял Максимова. Разве о славе говорят вслух, да еще на вечеринке? И он спешил уклониться от этого неловкого и бестактного тоста и даже радовался, когда Харитонов вразумлял обоих.
Максимов в исполнении Анненкова — блестящий молодой человек, именно блестящий: красивый, ловкий, знающий, дисциплинированный и в то же время никогда не теряющий самоуважения. С этими качествами у Максимова соединялись романтический порыв, готовность к риску.
Максимову импонировал Харитонов, ему нравилась эмоциональная непосредственность капитана второго ранга, хотя он сам предпочитал интеллигентную сдержанность. Анненкову удалось показать «сложную простоту» Максимова — его сосредоточенность и вместе с тем раскрепощенность, гордую независимость его характера и отсутствие всякой позы, то, что он признает над собой одну власть — закон чести морского офицера.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25