Неважно, плачешь ли ты на самом деле. Важно, чтобы зрители верили, что ты плачешь.
Ингрид Бергман

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ 1945-1967 гг.

ТВОРЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ


Война закончилась в мае 1945 года победой антигитлеровской коалиции, в которой Советский Союз играл важнейшую роль. Эта бойня стоила нашей стране миллионов жизней, множества искалеченных судеб, разорения народного хозяйства. С другой стороны, сталинская политика с ее стремлением к изоляционизму, откровенным национализмом, противостоянием мировой культуре, массовым террором никак не способствовала духовному развитию общества. Разумеется, это сказывалось на искусстве, в частности на деятельности театров.
Нельзя не вспомнить, что в тот период в качестве основного, а по существу единственного творческого метода в искусстве и литературе утверждался социалистический реализм. В соответствии с его главным постулатом художники должны были правдиво изображать жизнь. Но это означало считать высшей формой существования общества ту, которая господствовала в нашей стране, и видеть в перспективе построение коммунизма как эпохи всеобщего социального равенства и благоденствия.
Уже после смерти Сталина новый лидер Коммунистической партии и государства Н. С. Хрущёв торжественно обещал, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. И от театров прежде всего требовали поддержки существующего строя и господствующих форм жизни, критики всего, что могло им противостоять, и восхваления того пути, по которому народ шел к коммунизму. Так утверждали руководящие инстанции, прежде всего Центральный комитет Коммунистической партии. Это способствовало появлению множества лживых произведений искусства, в том числе спектаклей, которые тем не менее встречали поддержку в руководящих кругах и у официальной критики. В значительной степени сказанное касалось и Малого театра.
Вместе с тем нельзя не признать, что Малому театру удалось сохранить его великолепную, самобытную труппу. Продолжали играть (правда, все реже из-за возраста выходя на сцену) старейшие актеры, учившиеся еще у А. П. Ленского, выступавшие в одних спектаклях с Г. Н. Федотовой, М. Н. Ермоловой, О. О. и М. П. Садовскими, Е. К. Лешковской, Н. А. Никулиной, А. И. Южиным, О. А. Правдиным и другими корифеями. Так, В. Н. Рыжова и Е. Д. Турчанинова выступали до 1963 года, А. А. Яблочкина до 1964 года, Н. К. Яковлев до 1950 года. Эти замечательные артисты служили живым воплощением утверждаемых Малым театром демократических традиций, идущих от А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, П. С. Мочалова, М. С. Щепкина, П. М. Садовского и прочих великих художников, связанных со сценой.
В то же время труппа в значительной степени обновлялась и пополнялась. В 1950 году в ее состав входило сто двадцать актеров (сорок семь женщин и семьдесят три мужчины). Большинство из вновь пришедших в театр актеров окончили Училище имени М. С. Щепкина. Это значило, что они обучались мастерству у актеров Малого театра, принимали участие в массовых сценах его спектаклей. Конечно, такое положение способствовало художественной преемственности поколений; молодые люди, становясь актерами Малого театра, относительно легко находили общий сценический язык со своими старшими коллегами. Некоторые из них довольно скоро по праву займут ведущее положение в труппе.
Кроме щепкинцев в труппу вступали молодые актеры, окончившие другие театральные учебные заведения. Так, К. Е. Блохина окончила училище им Б. В. Щукина, Р. Д. Нифонтова — Государственный институт кинематографии, М. И. Седова, Б. Ф. Горбатов, Ю. Н. Васильев — ГИТИС; В. И. Коршунов пришел из Школы- студии МХАТ имени Вл. И. Немировича-Данченко; Э. А. Быстрицкая до вступления в труппу Малого театра в 1959 году окончила Театральный институт имени И. К. Карпенко-Карого в Киеве и служила в Вильнюсском русском драматическом театре; Е. Я. Весник прежде играл в Московском драматическом театре имени К. С. Станиславского и в Театре сатиры; В. Д. Доронин пришел из труппы Театра сатиры; Ю. К. Каюров после окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии работал в Саратовском театре имени Карла Маркса; П. А. Константинов пришел из Центрального Театра Советской Армии, В. И. Хохряков — из Театра транспорта, М. М. Штраух — из Театра имени В. В. Маяковского, А. И. Кочетков — из Московского театра имени А. С. Пушкина.
Разумеется, большинство молодых артистов искали новые формы театральной выразительности. Они внимательно следили за деятельностью других театров и старались использовать их находки в собственной практике.
Приход молодежи внес известный разброд в среду маститых актеров. Кое-кто, особенно из числа второстепенных исполнителей, ворчал: дескать, молодежь уводит Малый театр с проверенного пути. Но важен тот факт, что крупнейшие мастера, как правило, принимали молодых коллег если не с распростертыми объятиями, то и без враждебности, присматривались к ним. Видя, что молодой актер нацелен на трудную творческую работу, они старались ему помочь. Об этом, в частности, рассказывала Р. Нифонтова, которой для дебюта довелось репетировать роль в «Каменном гнезде», в спектакле, где была занята В. Н. Пашенная, которая ей очень помогла.
Вместе с тем труппа непомерно разрасталась, в нее входили актеры, исправно получавшие зарплату, но почти не участвовавшие в спектаклях. В 1945 году К. А. Зубов, выступая на Художественном совете, говорил: «За последние семь лет штатное хозяйство Малого театра пришло в беспорядок, оно перегружено, оно разрослось, это отражается на моральном состоянии коллектива».
Делались попытки уменьшить труппу, создать особый филиал из молодых актеров, разбить состав на три части: основной, переменный и вспомогательный. В результате удалось сократить двадцать человек. Разумеется, увольнение каждого сотрудника вызывало в театре бурю. Турчанинова, понимая и даже приветствуя сокращение, вместе с тем писала: «Действительно, труппа и вообще аппарат так разрослись, что невозможно пополнять труппу свежими силами, а мы в них так нуждаемся». Однако: «Всех жалко, и нужных и ненужных». И Яблочкина жаловалась в 1950 году: «У нас не хорошо в театре, опять сокращения. Идет форменный разгром театра».
Важно отметить, что в рассматриваемое время Малый театр все активнее стремился овладеть системой К. С. Станиславского, приспособить ее к своему творческому методу. Но при этом слово оставалось сильнейшим средством художественной выразительности, способом раскрытия образа в его исторической, социальной и психологической сути. Хотя нельзя не признать, что великое мастерство владения речью корифеев Малого театра стало в какой-то степени утрачиваться молодыми актерами, да и некоторыми представителями среднего поколения.
Еще недавно фамилию В. Э. Мейерхольда, как представителя глубоко чуждого Малому театру направления в искусстве, произносили только с негативным оттенком. Теперь положение изменилось. В театре успешно работали не только актеры, прошедшие мейерхольдовскую школу, но и режиссеры, сохранившие верность своему учителю. Все большее число спектаклей отличалось оригинальностью режиссерского замысла, использованием новых выразительных средств.
С другой стороны, проявляется интерес к творчеству А. Я. Таирова. Его методу свойственна подчеркнутая театральность, стремление сделать эталоном актера, мастерски владеющего своим телом, различными средствами сценической выразительности, включая пантомиму и даже акробатику. Воздействие на театр оказывала и режиссура Е. Б. Вахтангова с ее утверждением театральной условности при сохранении психологической правды образов.
Никогда еще Малый театр на протяжении своей истории не располагал таким разнообразием режиссерских индивидуальностей. В эти годы там ставили спектакли А. Д. Дикий, К. А. Зубов, Б. А. Бабочкин, Л. В. Варпаховский, Л. А. Волков, Б. И. Равенских, А. А. Гончаров, В. И. Цыганков, Е. Р. Симонов, Б. И. Никольский, М. Н. Гладков, А. И. Кричко, Д. А. Вурос, П. А. Марков, В. Б. Монахов, Е. И. Страдомская, Л. А. Заславский, А. М. Масленников и другие режиссеры. К постановкам спектаклей обращались и актеры: В. Н. Пашенная, И. В. Ильинский, В. И. Хохряков, В. И. Коршунов, В. М. Соломин, Ю. М. Соломин.
Еще шире был круг художников, сотрудничавших с театром, при том что в эти годы в нем постоянно работали главные художники — сначала Б. И. Волков, потом Е. И. Куманьков.
Однако Малый театр так и не стал режиссерским. Конечно, режиссеры организовывали действие, предлагали общий план постановок, добивались ансамблевости, помогали актерам разобраться в роли. Но они не могли подавить актерскую индивидуальность, подчинить волю (особенно когда имели дело с талантливыми исполнителями), заставить их действовать по своему усмотрению. И если режиссер хотел утвердить себя в качестве автора спектакля, то рано или поздно был вынужден покинуть театр. С труппой, и прежде всего с корифеями, он сработаться не мог.
По убеждению значительной части, если не большинства, деятелей Малого театра, успех спектаклей прежде всего зависел от талантливых актеров. Что же касается режиссуры, то, по давней традиции, ей отводилась вспомогательная роль.
В этом отношении показательна статья Е. Н. Гоголевой, одного из бесспорных лидеров труппы или, во всяком случае, значительной ее части. Вслед за своими учителями, прежде всего А. И. Южиным, Гоголева утверждала, что актеры — это главное в театре.
Конечно, театру нужен режиссер, каждая постановка требует организации, а значит, воли одного художника, сводящего все компоненты сценического действия к общему знаменателю. Но актриса не ставит вопроса о режиссере как самостоятельном художнике. Режиссер обязан помогать актеру и делать это добросовестно, талантливо, но его функции ограничены. Гоголева даже сказала в шутку: если в один прекрасный день исчезнут все режиссеры, Малый театр окажется среди немногих театральных учреждений, не слишком от этого пострадавших.
Восьмого декабря 1937 года на должность главного режиссера Малого театра был назначен Илья Яковлевич Судаков (1890-1969); 7 марта 1939 года его утвердили в качестве художественного руководителя. Напомним: впервые за всю историю этого театра художественное руководство было возложено на режиссера. Правда, еще до революции главным режиссером стал А. П. Ленский, но он одновременно являлся выдающимся актером. Судаков оставался в театре до 30 октября 1944 года, когда был освобожден от должности и покинул театр. Как мы уже писали, между режиссером и труппой назрел острый конфликт, который разрешился только с его уходом.
Одновременно с Судаковым и после его увольнения в театре работали режиссеры Леонид Андреевич Волков (1883-1976) и Алексей Денисович Дикий (1880— 1955).
Л. А. Волков пробыл в театре без перерыва с 1933 по 1942 год, затем ушел на должность главного режиссера в Центральный Детский театр. В 1952 году он вернулся в Малый театр и оставался в нем до конца жизни. Это был талантливый режиссер-педагог, приверженец системы К. С. Станиславского, умеющий помочь актеру детально разобрать роль. Его спектакли, как правило, не отличались сценической яркостью, оригинальностью замыслов и решений, но были детально проработаны, и каждое действующее лицо имело убедительную психологическую характеристику.
А. Д. Дикий пришел в Малый театр в 1934 году и проработал там до 1952 года (с перерывом). Его лучшие постановки отличались художественной смелостью, яркой театральностью. Дикий умел уловить присущую драматургу творческую манеру и соответственно поставить спектакль.
После ухода Судакова художественным руководителем Малого театра становится Пров Михайлович Садовский (1874-1947). Внук великого актера П. М. Садовского-старшего, основоположника бытового направления в русском сценическом искусстве, сын выдающихся характерных актеров О. О. Садовской и М. П. Садовского, он с юных лет был связан с Малым театром. Талантливый актер, игравший и в классическом, и в современном репертуаре по преимуществу героические роли, Садовский начиная с 1920-х годов занимался также режиссурой.
Пожалуй, главный художественный принцип Садовского-актера, которого он стремился придерживаться и в режиссуре, — это создание полноценных и разнообразных характеров речевыми средствами.
О традициях Малого театра Садовский говорил так: «Наш театр требует: жизненной правды, большой внутренней силы, творческой оригинальности». Далее, развивая эту мысль, он писал: «Малый театр всегда был, отчасти есть и, полагаю, всегда будет театром истинно коллективного творчества. Я прибавляю слово “истинно”, потому что вообще театральное искусство есть коллективное творчество.
Что такое Малый театр как театр истинно коллективного творчества в его недалеком прошлом? Это театр, где работает над пьесой весь коллектив актеров, режиссер не довлеет над ними. Режиссер есть внутренняя пружина, регулятор, первый среди равных, который склеивает, суммирует всю работу, каждый творит индивидуально и вместе с тем коллективно. Так жил и работал Малый театр. Довление режиссера над его работой, над его внутренними эмоциями — всегда отрицалось.
Затем репертуарные традиции Малого театра. Они никогда не были традициями музея.
Чтобы на сцене Малого театра не был представлен современный репертуар, чтобы он не отвечал запросам современности — такой традиции в Малом театре не было.
Последняя традиция — это огромная дисциплина.
Теперь мне хочется сказать о речи, об языке Малого театра. В Малом театре был один общий, звучный русский язык. В Малом театре не было, сколько я помню, ни одного актера, который бы грешил в отношении речи... Сейчас у нас в театре речь и язык страдают чрезвычайно».
Несколько слов о режиссуре Садовского.
Пров Михайлович рассматривал себя как «актерского режиссера». Это означало, что главное внимание он обращал на работу с исполнителями ролей. Построение мизансцен его интересовало меньше. Утвердив с художником и композитором общее направление спектакля, он целиком полагался на них и в дальнейшем редко вмешивался в их работу. Всякого рода сложные сценические метафоры и символику почти не использовал, стремился к предельной ясности сценического действия, даже если спектакль затрагивал сложные социальные и философские проблемы.
Садовский любил актера, признавал за ним право на самостоятельную работу и никогда не пытался сломить его творческую волю. «Но, как опытный кормчий, следил за ним, неизменно ведя его по верному пути».


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25