Я верю, что могущество смеха и слез сможет стать противоядием от ненависти и страха.
Ч. Чаплин

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

УХОД СУДАКОВА


В годы войны Судаков поставил спектакль «Иван Грозный» по пьесе А. Н. Толстого. Дело в том, что, находясь в эвакуации в Челябинске, писатель заведовал (правда, недолго) литературной частью Малого театра и, естественно, отдал этому театру свою пьесу. В Челябинске над пьесой велась предварительная работа. Премьера же состоялась в Москве, 6 марта 1944 года, и, как отметила «Правда», «спектакль имел большой успех».
Но вскоре режиссуру Судакова подвергли суровой критике, спектакль сняли с репертуара и переработали. Новый вариант вышел в постановке П. М. Садовского, К. А. Зубова и Б. И. Никольского.
Что же произошло?
Послушаем сначала Судакова. Он говорил, что собирается вместе с коллективом создать «монументальный спектакль, глубоко идейный, высокопатриотический и художественно правдивый.
Вслед за новейшими историческими исследованиями спектакль должен на материале талантливой пьесы Толстого воссоздать правдивый образ царя Ивана».
И дальше режиссер рассказывал, как ему представлялась первая сцена спектакля. «Солнечный зимний день. Красная площадь, покрытая сугробами. Древние башни Кремля. К Лобному месту собираются посадские, крестьяне. Подъезжают бояре, великолепные радуги переливаются на их богатых одеяниях». (Художником являлся П. П. Соколов-Скаля, это была его первая театральная работа.)
Когда Зубов приступил к работе над новой редакцией спектакля, он пытался объяснить, что именно его не удовлетворяло в постановке Судакова. Это, по его определению, «был костюмно-боярский спектакль», построенный на дурной декламации. Все бояре оказались сплошь тупыми, невежественными; оставалось непонятным, почему Ивану стоило стольких усилий сломить их волю и утвердить свое могущество. «Неудовлетворительно, — продолжал Зубов, — оказались поставлены сцены “На Лобном месте” и “У гроба отравленной царицы”. Возле Лобного места актеры декламировали, хотя именно здесь вспыхивали острые схватки между Иваном и боярами. В финале спектакля Иван восклицал: “Опричники, в поход! Басманов, саблю мне подай!” И, действительно, обнаженная сабля появлялась в руках у царя. Конечно, это противоречило исторической правде».
Бесспорно, в спектакле Судакова было немало фальшивой позолоты и декламации, но постановка решительно отвергалась по иной причине. Режиссер, а за ним и артист Соловьев, игравший Грозного, подчеркивали неврастеничность царя, доходившую до патологии; с другой стороны, боярство представлялось тупой и темной массой, не способной противостоять царю. Отсюда мрачный, темный колорит спектакля. Конечно, отчасти это уже было заложено в самой пьесе.
Между тем, в эти годы многие историки, при поддержке И. В. Сталина, начали утверждать Ивана IV как прогрессивного политического деятеля, активно способствовавшего развитию русского государства. Такое отношение к Грозному до известной степени объяснялось тем, что он вел много победоносных войн, стремился вывести страну к Балтийскому морю. В условиях Великой Отечественной войны все это приходилось учитывать. Но главное, в отношении врагов (часто мнимых) Грозный действовал решительно и беспощадно, что особенно импонировало Сталину. Постоянная подозрительность Грозного, его нетерпимость ко всем инакомыслящим, жестокая расправа с ними также привлекали Сталина.
События, освещенные в пьесе «Иван Грозный», в основном относятся к 1564- 1571 годам. Некоторые исторические факты драматург сблизил, от показа других отказался. В то время Иван IV, стремясь к все большей централизации государственной власти, вел активную борьбу против пережитков феодальной раздробленности Руси, что объективно имело положительное значение. Но патологическая жестокость царя толкала его на чудовищные поступки. Многие бояре, да и не только они, без всякой вины подвергались пыткам, казням, ссылке в отдаленные земли. В стране господствовали хаос, беззаконие, губительно сказывавшиеся и на политике, и на экономике государства. В 1556 году была введена опричнина, наделенная почти бесконтрольным правом разорять и наказывать. Клевета, наговоры, взаимные доносы опутали страну. Никто не мог жить спокойно. Казнили последнего удельного князя, двоюродного брата царя В. А. Старицкого, в келье задушили митрополита Филиппа. Царь превращался в тирана.
В исследовании, посвященном эпохе Грозного, говорится: «Положение страны в результате правления Грозного было тяжелым, хозяйство разрушено, все слои русского общества выражали недовольство: дворянство — тяжестью службы, купечество — невыносимостью налогового бремени, крестьянство — надвинувшимся крепостничеством». Страна переживала жестокий экономический кризис.
Грозный не только убил сына — царевича Ивана, но и пытался изнасиловать жену другого сына, царевича Фёдора, — Ирину. А когда на крик женщины сбежались люди, царь приказал их казнить (вероятно, за излишнее любопытство).
Мучительно боясь смерти, особенно без покаяния, Грозный посылал на казнь людей, которые, как ему казалось, могли приблизить его смерть. Так, он приказал сжечь волхвов. Бориса Годунова избил, в результате у того на теле образовались страшные язвы (заволочья). Таковы объективные факты.
Между тем в военные годы в некоторых исторических трудах, а чаще в газетных и журнальных статьях все действия Ивана IV интерпретировались как безусловно прогрессивные. Д. И. Заславский, отнюдь не историк, а фельетонист и публицист, в статье, посвященной драматической повести А. Н. Толстого «Иван Грозный» (так драматург определил жанр своего произведения), писал: «Иван IV последователен и неуклонен с молодых лет в проведении укрепления царского самодержавия, в интересах роста русской державы». И далее Заславский утверждал, что бояре тяготели к Польше, с ее шляхетскими вольностями и беспомощным королем. Бояре боялись победы Ивана в Ливонской войне, так как это могло лишить их права на отъезд. Отъезд теперь трактовался как измена. «Иван IV казнил бояр, но эти казни надо рассматривать в плане его военных действий. <...> Это выдающийся государственный деятель, основная черта в котором — великая любовь к своему отечеству. Иван бывал гневен, но он умел и пошутить, он мечтатель. Он стал царем и хотел быть царем, потому что в себе ощущал силу растущей русской державы. Вступая в борьбу с боярами, — продолжал Заславский, — Грозный опирался на народ, тем самым он утверждался как народный царь».
Конечно, и Судаков до известной степени идеализировал Грозного, но все-таки до подобных крайностей не доходил; изображаемое время представлялось мрачным, даже безысходным. А это вступало в противоречие с точкой зрения, которую поддерживал Сталин: Иван Грозный — народный царь. Короче говоря, спектакль Судакова решено было из репертуара изъять, а пьесу поставить заново, предложив эту работу другим режиссерам.
И тогда же Комитет по делам искусств при СНК СССР принял решение освободить И. Я. Судакова от обязанностей художественного руководителя театра, тем более что на этом все активнее настаивала значительная часть труппы.
Конфликт между Судаковым и многими ведущими артистами начался еще до войны. В Челябинске он усилился, однако в эвакуации делалось все, чтобы сгладить противоречия. Но едва театр вернулся в Москву, конфликт разгорелся с новой силой.
Верный сторонник системы К. С. Станиславского, Судаков, нередко преподносил ее в схоластической манере; актеров раздражали его менторские замашки. К тому же артисты Малого театра привыкли работать быстро и в значительной мере самостоятельно, они требовали от режиссера решения относительно тенденции спектакля и общей характеристики исполняемых ролей. Судаков же исходя из практики Художественного театра добивался на репетициях детальнейшей разработки каждого эпизода и при этом давал жесткие режиссерские установки. Случалось, он подчинял режиссерскому решению спектакля исполнение тех или иных ролей, в том числе центральных, что мешало актерам в полной мере выявить свои возможности. В том-то и дело, что Малому театру — в дальнейшем это подтверждалось несколько раз — требовался режиссер особого склада. Определим его (конечно, до известной степени условно) как «актерский». В результате конфликт все более обострялся. Жертвой его и стал Судаков.
Вот что рассказывает артист М. М. Садовский, не называя имени Судакова, но явно на него намекая: «На одной из репетиций режиссер подробно объяснял что-то Н. К. Яковлеву. Приводил примеры из литературы, живописи, музыки, цитировал Маркса, Пушкина, Льва Толстого и Маяковского, ссылался на Станиславского. Сначала Яковлев слушал очень внимательно, затем просто из вежливости, потом впал в какую-то прострацию, сидел неподвижно, слегка наклонив набок голову и сложив на животе руки. И, наконец, словно проснувшись, он обратился к сидящей тут же Вере Николаевне Пашенной.
“Вера! Кому он это говорит?”
“Вам, Николай Капитонович”, — ответила Вера Николаевна.
“Мне?!” — воскликнул Яковлев с таким искренним удивлением, что все покатились со смеха, а сконфуженный режиссер, наконец, замолчал».
А вот что писала Пашенная. Репетировали пьесу Л. М. Леонова «Нашествие». «Мне впервые пришлось работать непосредственно под режиссерством Судакова. Стараясь понять его режиссерский метод, я все же твердо знала, что роль мной полностью не вскрыта. Переживания Талановой “по чужому рецепту” были “рядом” со мной, я не смогла наполнить образ своим сердцем, своими мыслями и темпераментом. Все было правильно, все выполнялось, но это была чужая правда, которая не грела меня».
Судаков продолжал работать в театре, хотя атмосфера с каждым днем накалялась. Решение о кардинальной переделке спектакля «Иван Грозный» стало, по существу, окончательным решением об отстранении Судакова от должности главного режиссера.
Попробуем подвести итоги пребывания Судакова в Малом театре. Нельзя не признать, что он занимался активными поисками новых пьес советских драматургов, знакомил актеров с системой К. С. Станиславского, проводя специальные занятия. Судаков значительно усилил творческую дисциплину в труппе, добивался в каждом спектакле утверждения ансамбля и многого в этом отношении достиг, особенно при постановке массовых сцен. Вместе с тем он излишне ориентировался на МХАТ, тогда считавшийся театром-образцом, стремился, чтобы постановки Малого театра шли в одном русле с мхатовскими. Спектаклям, поставленным Судаковым, часто не хватало романтической окрыленности, яркой комедийно- сти, подчеркнутой бытовой типичности. Актеры все чаще вступали с режиссером в дискуссии, что затрудняло совместную работу, а потом и вовсе сделало ее невозможной.
Существенно, что Судаков не нашел взаимопонимания со старейшими артистами театра, с его корифеями, мало задумывался о том, чтобы удовлетворить стремление к самостоятельной сценической деятельности тех, кто составлял его славу. Увлеченный постановками современных пьес, он не заботился о новых спектаклях из классического репертуара, что также вызывало недовольство труппы. И недаром, когда он покинул театр, Е. Д. Турчанинова, выражая мнение многих членов труппы, 11 апреля 1945 года написала: «Враг театра (Судаков. — Ю. Д.) ушел, но оставил тяжелые следы, которые не скоро изгладятся. Репертуара нет, следовательно, и ролей нет ни у кого...»
Другая талантливая актриса, Е. М. Шатрова, еще в феврале 1941 года писала режиссеру Л. А. Волкову: «Шесть с половиной лет я не знала, что такое чувство премьеры, не принимала участия в создании спектаклей, за это время можно творчески умереть».
После ухода из Малого театра Судаков руководил художественной частью Театра киноактера. С 1946 по 1948 год он снова работал во МХАТ. В 1948-1952 годах был художественным руководителем Центрального Театра транспорта, а в 1952- 1953 — театра имени Янки Купалы в Минске. Все эти годы преподавал режиссуру в Государственном институте театрального искусства имени А. В. Луначарского. В 1953 году И. Я. Судаков тяжело заболел и отошел от активной работы. В 1969 году он скончался.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25