Каждый зритель приносит в театр свою собственную акустику.
Станислав Ежи Леи

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ 1941-1945 гг. 
В годы войны


Начало Великой Отечественной войны застало Малый театр на гастролях. Разделенная надвое труппа давала спектакли в Днепропетровске и Сталино (ныне Донецк).
Необходимо было срочно решать, как поступить артистам. Ехать в Киев, где намечалось продолжение гастролей, или возвращаться домой? Через три дня из Комитета по делам искусств СССР поступило распоряжение: «Обеим частям коллектива возвращаться в Москву».
В Москве сразу возникло множество проблем. Многих работников Малого театра призвали в армию. Некоторые вступили в народное ополчение. Производить замены приходилось без приглашения новых людей. Буквально со дня возвращения театра начали действовать артистические бригады, сформированные для обслуживания призывных пунктов, госпиталей, воинских частей, рабочих на оборонно-промышленных предприятиях.
Главное здание Малого театра ремонтировалось. Репетиции и спектакли проходили в помещении Центрального детского театра, что создавало дополнительные трудности. Прежде всего, сцена была другого размера, приходилось приспосабливать к ней декорации. Но, кроме организационных, возникало немало творческих проблем.
Естественно, встал вопрос о репертуаре. Еще до начала войны главный режиссер театра И. Я. Судаков предлагал поставить инсценировку романа Л. Н. Толстого «Война и мир», которую он написал в соавторстве с режиссером Н. М. Горчаковым и литератором Н. Н. Кружковым. Между тем текущий репертуар сократился: из-за сложностей с транспортом затянулась доставка декораций из Киева.
С 22 июля начались налеты фашистской авиации на Москву. В связи с этим пожилых и заслуженных артистов Художественного и Малого театров эвакуировали в Нальчик, а оттуда — в Тбилиси. Из Малого театра уехали: М. М. Климов, А. А. Остужев, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова. Старейшая актриса Малого театра А. А Яблочкина ехать отказалась, заявив, что она и театр — одно неразрывное целое.
Актеры, оставшиеся в Москве, кроме спектаклей и репетиций, проводили сборы денег в фонд обороны, несли дежурство по охране зданий театра от зажигательных бомб, постоянно выезжали с шефскими концертами.
Шестнадцатого сентября 1941 года, в связи с ухудшением положения на фронте и опасностью бомбардировок, Малый театр был эвакуирован в Челябинск.
Предоставим слово одной из выдающихся актрис — Е. М. Шатровой: «В Челябинске со всеми нашими узлами, чемоданами и наматрацниками доставили нас прямо в театр. Накормили, напоили чаем, не требуя ни талонов, ни денег. Извинившись, что пока квартир нет, предложили временно разместиться в театральных уборных.
Уборные в театре Цвилинга не очень-то вместительны, но та, что досталась мне с Надеждой Дмитриевной Борской, была и вовсе невелика. Однако мы не унывали. Составили столы, положили на них мой наматрацник <...>. Вскоре Надя переехала в общежитие, а я в отдельную комнату со всеми удобствами».
Конечно, артистам в Челябинске приходилось порой и мерзнуть, и голодать. Но местные организации делали все, чтобы предоставить работникам Малого театра максимально благоприятные условия. Для спектаклей и репетиций передали помещение областного театра имени Цвилинга (труппа этого театра отправилась на гастроли по районам области). Вместе с Малым театром в Челябинск было эвакуировано и Театральное училище имени М. С. Щепкина. Вскоре там начались занятия.
Возникли затруднения с возобновлением спектаклей. Из-за транспортных неувязок декорации пришли только в середине декабря. Но артисты не сидели сложа руки: они репетировали, систематически проводили концерты не только в областном центре, но выезжали в Миасс, Златоуст, Копейск, Чеберкуль, Магнитогорск и другие города области. Каждый выезд требовал немало усилий. И все-таки В. Н. Пашенная писала: «Столько впечатлений, столько взаимной любви и внимания испытывали все мы, что забыть эту полосу жизни нельзя до конца дней».
Но дело не ограничивалось концертами: столичные актеры взяли шефство над Магнитогорским театром. Находящийся в этом городе крупнейший металлургический комбинат работал для фронта. 18 февраля 1942 года в Магнитогорск в качестве художественного руководителя театра отправился Л. М. Прозоровский, вместе с ним прибыла группа одаренной молодежи. В этом театре Прозоровский проработал до 1944 года, поставил там несколько интересных спектаклей.
Работники театра, в том числе ведущие актеры, дежурили в госпиталях, писали раненым письма, читали им вслух, вели с находящимися на излечении солдатами занятия в объеме средней школы, даже по физике и математике. Созданная при челябинском Доме ученых секция литературы и искусства взялась за изучение творческого метода Малого театра.
Наконец декорации пришли, и 23 декабря 1941 года спектаклем «На всякого мудреца довольно простоты» Малый театр открыл свой челябинский сезон.
Разумеется, жить в чужом городе, играть на сцене чужого театра, ежедневно волноваться за близких (оставшихся в Москве, находившихся на фронте), читать далеко не всегда радостные сводки Совинформбюро было нелегко. Но актеры не унывали. Как-то после спектакля «Стакан воды» Э. Скриба М. М. Садовский задержался в гримерке с одним из старейших артистов, М. Ф. Лениным, и тот, озорно блеснув глазами, вдруг сказал: «Знаете, Миша! Страна, которая дала миру Шаляпина, не может быть покоренной никем. Время трудное, но все будет хорошо. За тучами сияет солнце. Пойдемте-ка ко мне, я угощу вас хорошим чаем и потом заведу вам Шаляпина».
Великая актриса Малого театра Е. Д. Турчанинова говорила в 1943 году: «Победа идет по русской земле! И все эти подвиги дело простых, скромных людей, которых я видела в блиндажах и землянках во время фронтовых концертов. Я вспоминаю их сосредоточенные лица, их глаза, горевшие восторгом и радостью, и я вижу, как в капле воды, душу своего народа, великого в любви и гневе.
Я верю, что такой народ не может не победить, потому что на его стороне правда, всечеловеческая справедливость».
Уже упоминалось, что для обслуживания госпиталей, призывных пунктов и воинских частей во фронтовой и прифронтовой полосе работники Малого театра организовывали бригады. В первую фронтовую бригаду вошли П. М. Садовский, Е. Н. Гоголева, И. В. Ильинский и другие, во вторую — А. А. Остужев, М. Ф. Ленин, А. Яблочкина, Е. М. Шатрова, П. 3. Богатыренко, В. А. Обухова.
Конечно, во фронтовых условиях артистов старались оберегать, но все же они подвергались немалым опасностям. Так, В. А. Обухова и В. Н. Аксенов летали выступать перед партизанами в тылу врага.
В октябре 1942 года во главе бригады на фронт выехала Турчанинова. За восемнадцать дней она выступала 55 раз, спала урывками, не более трех-четырех часов в сутки. Артистка писала своей приятельнице Н. Д. Марджановой-Живокини: «Работаю я очень много, в Челябинске проводила также большую работу в театре и многочисленные концерты в лазаретах и военных частях, вернувшись в 1942 году в Москву, я ездила на ближайший фронт с бригадой и участвовала в 55 концертах в течение двух недель, а мне ведь уже стукнуло в этом году 73 года, видите, какая молодушка».
М. И. Царев вспоминал: бригада, в которую входили, кроме него, В. А. Обухова и Т. П. Семенов, добралась до Полтавы на третий день после ухода фашистов. Город еще горел, все мосты были взорваны. Артисты долго колесили вокруг города и, наконец, въехали туда по наведенному понтонному мосту.
Когда советские воины взяли Берлин, к рейхстагу вскоре прибыли актеры, в том числе из Малого театра.
«С трудом пробираемся внутрь. Стены заполнены надписями: “Я пришел из Сталинграда”, “Я пришел из Севастополя”, “Я пришел из Киева”, “Я пришел из Одессы”.
И я, — вспоминает актриса, — тоже написала огромными буквами: “Мы из Москвы, от Малого театра”».
Работая во фронтовых условиях, актеры испытывали гордость, их воодушевляло сознание выполненного долга. Вернувшись с фронта, А. А. Остужев говорил: «Первый раз я так полно ощутил могучую силу искусства, его настоящее значение и смысл! Передо мной была идеальная аудитория, с трепетом ловящая каждое слово, отзывающаяся на каждую интонацию, понимающая всю красоту глубокой мысли и благородного чувства».
В свой репертуар участники бригад включали лирические, героические, юмористические произведения, как современные, так и классические. В бригаде, возглавляемой Е. Н. Гоголевой, куда входили П. М. Садовский, И. В. Ильинский, а также «Полтава» А. С. Пушкина, «Мцыри» М. Ю. Лермонтова, «Старуха Изер- гиль» М. Горького, «Ночь перед судом» А. П. Чехова, «Ледовое побоище» К. М. Симонова, стихи В. В. Маяковского и С. Я. Маршака. «До самой смерти, — писала Гоголева, — не забудутся эти поездки, это лучшее в моей жизни».
В конце 1943 года наряду с бригадами начал функционировать фронтовой филиал Малого театра. В 1944 году он разделился на две группы, имевшие самостоятельный репертуар. В каждую группу входило до пятнадцати актеров, в том числе: О. Е. Малышева, В. Е. Алексеева, Т. М. Дегтяревская, В. В. Елисеева, К. А. Каминская, В. П. Костромина, В. В. Горский, П. А. Костров, В. В. Кабатченко, В. Г. Кеслер, А. Н. Нефедов, В. А. Попов, П. А. Стелин, С. М. Хмара, Н. Н. Харитонов и другие, а также несколько человек обслуживающего персонала.
Художественным руководителем филиала был назначен Сергей Петрович Алексеев (1893-1969). Он пришел в Малый театр в 1934 году на должность второго режиссера. Самостоятельных спектаклей Алексеев не ставил, но по планам постановщиков работал и с отдельными исполнителями, и над массовыми сценами. Алексеев обладал одним несомненным достоинством, особенно важным в условиях передвижной фронтовой работы, — он оказался отличным администратором. Поставленные им во фронтовом филиале спектакли профессионально были «крепко сколочены», дисциплина — всегда на высоком уровне.
В репертуар фронтового театра входили спектакли: «На бойком месте» и «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского, «Русские водевили», а также концертные программы. Первая группа дала на протяжении трех с половиной месяцев двести спектаклей и концертов на Черноморском флоте; вторая, при постоянных переездах, около ста представлений на 2-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.
Артисты выступали на палубах линкоров, на лесных полянах, на улицах. Так, на одной из улиц Феодосии сцена упиралась в дверь почтового отделения, из нее, как из кулис, выходили актеры. В Севастополе играли в помещении кинотеатра, который после спектакля закрыли для повторной проверки на наличие мин.
«От поездки к поездке театр рос творчески, крепли его связи с военными организациями, и работа на фронте становилась насущной необходимостью каждого актера, он черпал в ней творческое вдохновение, смысл и радость жизни, интерес к своему будущему».
В одну из поездок вместе с фронтовым филиалом отправился известный театральный критик И. И. Юзовский. Он так описал спектакль: «Как появляется театр в середине дремучего леса? Обычно это происходит так. Перед свежевыросшей сценой очищают большую площадь, мгновенно наполненную зрителями, — вот вам уже и партер. С трех сторон подъезжают грузовики с высокими бортами, обсыпанными зрителями, — значит, вы уже имеете ложи бенуара. Над ложами зрители располагаются на ветвях — стало быть, возникают второй и даже третий ярусы. Солнце повисает над головой и сверкает почти так же ярко, как люстра Большого театра. Оживленный разговор между зрителями, как бывает в Москве на парадном спектакле, когда много знакомых, а здесь знакомы все. Возбуждающий воздух премьеры».
В 1944 году деньги, собранные от внеплановых спектаклей, а также отчислений от зарплаты актеры внесли на строительство эскадрильи боевых самолетов «Малый театр — фронту». Паспорта летчикам вручали: Яблочкина, Турчанинова, Остужев, Рыжова, Садовский.
Чувство высокого патриотизма, с начала войны охватившее всю труппу, ярко выразила В. Н. Пашенная: «Чем я могу помочь моей армии, моему народу, моему государству в его светлом подвиге освобождения родной земли?.. Мое оружие — моя работа, мое искусство, мое умение. Вот почему я стремлюсь работать больше и лучше, чем я работала до войны. Вот почему я свою работу хочу пронизать священной ненавистью к врагу». То же самое могли сказать все работники театра.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25