Актер становится собой только тогда, когда изображает другого.
Эмиль Кроткий

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

Но хотя успех Мочалова у публики возрастал, его положение в театре являлось нелегким. Лишь немногие роли в репертуаре артиста были достойны его таланта.
Часто ему приходилось выступать в пьесах, убогих и по содержанию, и по форме. И он, искренний художник, ищущий правдивость чувства и не находящий ее, проваливал роли...
Мочалову нужны были роли, в которых мог бы расцвести его могучий талант. И он нашел их в трагедиях Шекспира.
22 января 1831 года Мочалов сыграл Гамлета. Сама тема гамлетизма получила в исполнении Мочалова новое звучание. Русское общество переживало тяжелое время. В конце января 1837 года был убит Пушкин. За четыре месяца до этого Чаадаев напечатал в журнале «Телескоп» «Философическое письмо», о котором Герцен впоследствии писал: «“Письмо” Чаадаева было своего рода последнее слово, рубеж. Это был выстрел, раздавшийся в темную ночь; тонуло ли что и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утрате или о том, что его не будет, — все равно надобно было проснуться».
И случилось так, что Мочалов первым попытался ответить на этот вопрос. Его Гамлет через колебания, сомнения, борьбу с самим собой приходил к мысли о необходимости уничтожить зло и тиранию. Гамлет Мочалова отказывался признать разумность мира, построенного на лжи и насилии, он вступал с этим миром в борьбу.
Многие, в том числе Белинский, видели в Гамлете своего современника. «Гамлет, понимаете ли вы значение этого слова?., это человек, это вы, это я, это каждый из нас, в более или менее высоком или смешном, но всегда в жалком и грустном смысле», — писал Белинский.
У Мочалова Гамлет от природы был человеком сильным. Воспитанный в университете на идеях гуманизма, он составил идеальные представления о мире и людях. Вернувшись в Данию, принц столкнулся с лицемерием, низкопоклонством, развратом королевского двора. Гамлет увидел, что земля стала тюрьмой для человека.
Мечта Гамлета о жизни и реальная жизнь оказались отнюдь не равнозначными. Или то, или другое следовало признать ложным. Поняв всю гнусность окружающей его действительности, Гамлет проклял ее, проклял свою мать, втоптавшую в грязь самые высокие чувства — любовь и верность.
Сомнение в людях — вот что выбило Гамлета из душевного равновесия и довело его до состояния, близкого к помешательству. Анализируя игру Мочалова, Белинский приходит к выводу, что слабость воли Гамлета — это следствие распадения, а не сущность его натуры. От природы Гамлет — человек сильный, об этом свидетельствуют его желчная ирония, гордое презрение и нескрываемая ненависть к людям, опошляющим человеческие отношения.
Мочалов пользовался в роли Гамлета огромным успехом, но в нескольких сценах он был поистине велик. Одна из них — «Мышеловка». В этой сцене саркастические реплики Гамлета были исполнены такой силы, что у зрителей буквально кровь застывала в жилах.
Но вот король в смятении встает. «Огня! Огня!» — кричал Полоний. В ужасе вскакивали со своих мест придворные. Только Гамлет оставался сидеть на скамейке. И вдруг, поднявшись, одним прыжком он перелетал из угла на середину сцены и, «затопавши ногами и замахавши руками, оглашал театр взрывом адского хохота». В этот момент, писал Белинский, «исчезал обыкновенный рост актера, мы видели перед собой какое-то страшное явление, которое при фантастическом блеске театрального освещения отделялось от земли, росло и вытягивалось во все пространство между полом и потолком и колебалось на нем, как зловещее привидение». Эта сцена, когда Гамлет окончательно убеждался в виновности Клавдия и принимал решение отомстить, становилась центральной в спектакле.
В сцене с матерью Гамлет упрекал Гертруду за измену памяти отца и, следовательно, за оскорбление человеческого достоинства. Сочетание любви и ненависти, сострадания и негодования, сыновней нежности и оскорбленного достоинства вылилось в словах:
Страшно,
За человека страшно мне...
Созданный Мочаловым Гамлет оказался более деятельным, нежели у прежних трагиков, и это не противоречило смыслу трагедии, а только по-новому ее раскрывало. Появление Гамлета, вступающего в борьбу против зла и несправедливости, было особенно важно в период 1830-х — 1840-х годов, когда многие теряли веру в будущее России, искали возможности примирения с мрачной действительностью. Гамлет — Мочалов призывал их к борьбе против грязи и пошлости окружающей жизни.
9 декабря 1837 года Мочалов сыграл Отелло. И эта роль также принадлежит к числу его лучших созданий.
Мочаловский Отелло видел в Дездемоне все лучшее, что только может быть в женщине, — красоту, ум, благородство. Когда Яго убеждал его, что под ангельской внешностью Дездемоны скрывается черная и коварная душа, Отелло — Мочалов долго не соглашался с ним, долго оставался в убеждении, что Дездемона чиста. Отелло дорожит чистотой мира, поэтому тот, кто скрывает под маской честности лживую сущность, должен погибнуть. Отелло выступал в спектакле не мстителем, а судьей, и тем большие муки он испытывал, узнав о невинности Дездемоны. И умирал Отелло с сознанием, что есть на земле правда и добро, что они сильнее лжи и коварства, что его Дездемона чиста.
Очень хорошо играл Мочалов сцену, когда Отелло все больше начинает верить Яго. «Мы видели перед собою, — писал Белинский, — Отелло, великого Отелло, душу могучую и глубокую, душу, в которой блаженство и страдания проявляются в размерах громадных, беспредельных, и это черное лицо, вытянувшееся, искаженное от мук, выносимых только для Отелло, этот голос, глухой и ужасно спокойный, эта царственная поступь и величественные манеры великого человека глубоко врезались в нашу память и составляли одно из лучших сокровищ, хранящихся в ней».
С большим успехом Мочалов сыграл короля Лира (впервые 4 января 1839 года), Ричарда III (1839). Слабее он был в роли Ромео.
Но чему был обязан Мочалов своим выдающимся успехом? Существовало мнение, что он основывал игру только на интуиции и вулканическом темпераменте, что он сам часто не понимал сути играемых им ролей1. С этим нельзя согласиться: актер много раздумывал, готовясь сыграть Гамлета, короля Лира, Чацкого, Фердинанда и прочие роли. Сохранилось его высказывание о природе актерского искусства: «Актер, приступающий к исполнению роли или лица, им изображаемого, прежде должен постичь характер лица, которого он изображает, и от личности своей отрешиться, тогда впечатление от игры полно будет». И далее Мочалов советует выяснить ту цель, которую поставил себе сочинитель. И если актеру трудно это сделать самому, тогда следует побеседовать с людьми просвещенными и любящими искусство. И Мочалов делал это — ведь среди его друзей были Белинский, Грановский и другие.
Герои Мочалова активно боролись за свободу человека, против всех проявлений насилия и произвола. По существу они защищали интересы народа, но оказывались одинокими в своей борьбе. Иногда его герои погибали, но и в этом случае не сдавались, не мирились с действительностью. Некоторые из них (например, Ричард III) интерпретировались Мочаловым как сильные и деятельные, но исковерканные жизнью натуры, совершающие страшные преступления ради удовлетворения своих страстей. И в этом случае Мочалов объективно выносил приговор действительности, порождающей людей жестоких, эгоистичных, готовых на злодеяния.
Мочалов изображал своих героев в моменты наивысшего душевного подъема, когда они вступали в борьбу с враждебными силами, когда в их собственных душах сталкивались добро и зло, справедливость и беззаконие, когда следовало решать вопрос о любви и ненависти, о жизни и смерти.
В игре Мочалова многое казалось преувеличением, почти гиперболой. Но следует вспомнить страдания и борьбу передовых людей 20-х — 30-х годов XIX века, и тогда можно понять, почему актер-романтик имел успех у публики.
Мочалов выступал в разных ролях, его герои жили в разные эпохи, принадлежали к разным сословиям, но почти в каждой пьесе он ставил актуальные вопросы своего времени. Поэтому актер-романтик мало заботился о соблюдении исторической точности в костюме и гриме, о том, что в театре называют характерностью. Для него самым важным являлось утверждение героя-борца, а все прочее он охотно приносил в жертву. Такая игра вызывала восхищение перед силой человеческой воли, вселяла и укрепляла веру в людей, заставляла понять, что в мире нет большей силы, нежели человек.
Актерам-романтикам были присущи резкие колебания настроений, переходы от одного состояния к другому, нагнетание мрачной атмосферы. И это естественно, ибо их герои представали перед зрителем в моменты наивысшего напряжения всех душевных сил и страстей. Вопросы жизни и смерти, свободы и рабства, любви и ненависти решались не только в конфликтах с окружающей средой, но часто во внутренней борьбе героя с самим собой, в сложных столкновениях долга и чувства, традиций и новых идей.
К сожалению, большинство партнеров Мочалова, выступавших в трагических ролях, были не слишком талантливы, холодны, соединяли в своей игре рассудочный пафос, идущий еще от классицизма, с мелодраматическими приемами. Среди них назовем Третьякова, Козловского, Колпакова, Максина.
Среди партнерш Мочалова только немногие отличались подлинным дарованием. Прежде всего это Надежда Васильевна Репина (1809-1867). Дочь театрального музыканта из крепостных, отпущенных на волю, Репина поступила в театральное училище в 1816 и закончила его в 1823 году. В театре она служила до 1841 года, затем вышла замуж за композитора А. Н. Верстовского и покинула сцену. Обладая хорошим голосом (меццо-сопрано), Репина выступала в операх и водевилях. Лучшей ее ролью считалась Земфира в пушкинских «Цыганах». Зрители понимали, что героиня скорее умрет, чем пойдет наперекор зову сердца. Репина хорошо играла Сусанну (Сюзанну) в «Свадьбе Фигаро» Бомарше, Лизу в водевиле «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского. Белинский похвалил ее за исполнение роли Луизы в трагедии Шиллера «Коварство и любовь».
Происхождение Марии Дмитриевны Львовой-Синецкой (1795-1875) неизвестно. Актрисой она стала в провинции, где ее увидел Ф. Ф. Кокошкин и в 1824 году пригласил в московскую труппу. Это была умная и образованная женщина; в ее небольшой гостиной собирались поэты, актеры, ученые, любители театра: И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, П. А. Вяземский, С. Т. Аксаков, М. П. Погодин, А. А. Шаховской, И. А. Гончаров, тогда бывший еще студентом, и другие.
Актриса обладала превосходной фигурой, красивым лицом, сильным грудным голосом. Однако Львовой-Синецкой не хватало темперамента; порой она как бы становилась на котурны, порой впадала в сентиментальность, и в обоих случаях была неестественна.
Иногда артистка возвышалась до трагического пафоса. Ее героиням были решительно не свойственны компромиссы с совестью, они отстаивали право на любовь и готовы были скорее погибнуть, чем подчиниться рабской морали. Исполняя роль Берты в «Прародительнице» Ф. Грильпарцера, актриса в некоторых сценах поднималась до уровня мочаловской игры. Когда Берта узнавала, что ее возлюбленный — атаман разбойничьей шайки, она проклинала его. Чистая и невинная девушка становилась подлинной мстительницей. Как и у Мочалова, ее игра строилась на контрастах, на переходах от спокойствия, чаще мнимого, к бурным страстям.
Отец Прасковьи Ивановны Орловой, урожденной Куликовой (1815-1900), освободившись от крепостной зависимости, поступил на должность дворецкого в доме князя Вяземского; троих же своих детей он определил в театральное училище, которое Прасковья Ивановна закончила в 1833 году. С 1830 года она начала выступать в театре, по преимуществу в водевилях и легких комедиях. Хорошенькая, веселая, живая, общительная, она нравилась публике в ролях молодых женщин, а иногда и юношей. Но сама Орлова больше тяготела к драме. Точную характеристику Орловой дала ее сестра А. И. Шуберт: «Она была холодна, но умна и красива. Мочалов любил играть с ней, она ему помогала своей игрой, а с Репиной ему было неловко, потому что она тоже была горяча и играла по вдохновению, как сам Мочалов».
В «Гамлете» Орлова играла Офелию. В ее исполнении Офелия не говорила, а декламировала. Журналист через несколько дней после премьеры писал, что «Орлова делает из Офелии, по существу обыкновенной девушки, какую-то героиню». В 1844 году Орлова сыграла роль Микаэлы в инсценировке романа Ройе «Дочь Карла Смелого». На этот раз роль была исполнена прекрасно; особенно удачно проводились сцены, в которых пробуждались чувства оскорбленного самолюбия, ревности, мести. Слова «Да, месть любви сильнее» были, как писал журнал «Репертуар и Пантеон», произнесены с таким «сознанием собственного достоинства, что вся зала расположенных зрителей потряслась рукоплесканиями».
Другое направление в актерском искусстве Малого театра, связанное прежде всего с именем М. С. Щепкина, следует определить как направление критического реализма.
Михаил Семёнович Щепкин (1788-1863) был зачислен в труппу Малого театра 6 марта 1823 года и скоро занял положение первого актера; до этого с 1805 года он, как сын крепостного и сам крепостной, с успехом выступал в провинции, все больше утверждаясь на позициях реализма. Только в 1822 году он был выкуплен на волю группой передовых любителей искусства, понимавших значение его огромного таланта, причем этот выкуп сопровождался унизительной для Щепкина процедурой. До конца своих дней артист ненавидел крепостничество и деспотизм во всех его проявлениях, что, естественно, сказывалось на его творчестве, выборе ролей и особенностях их трактовки.
В Москву артист привез и те роли, которые прежде исполнял в провинции. Так, в сущности, он первый познакомил русскую публику с богатым репертуаром украинского театра, тогда уже получившего развитие.
Аксаков писал: «Щепкин привез на русскую сцену настоящую малороссийскую народность, со всем ее юмором и комизмом. До него мы видели в театре только грубые фарсы, карикатуры на певчую поэтическую Малороссию, которая дала нам Гоголя. Щепкин потому мог это сделать, что провел детство и молодость свою на Украине, сроднился с ее обычаями и языком».
В то же время Щепкин блистал и в западноевропейских классических пьесах. Так, в «Школе жен» Мольера он выступал в роли Арнольфа, превосходно играл Гарпагона в «Скупом». Газета «Северная пчела» писала в 1838 году: «Его голос был груб и пронзителен, когда он говорил с сыном об его расходах, о напрасно истраченных деньгах, зато с каким умилением говорил он о своих милых червонцах, оставшись наедине со своей скупостью. Его голос становился мягким, приятным, сладострастным, как будто бы это был голос юноши, описывающего другу прелести своей милой». Играя Гарпагона на протяжении многих лет, Щепкин не уставал шлифовать эту роль (впрочем, и многие другие).
Если в водевиле был хоть какой-то намек на характер, Щепкин умудрялся создавать живой, достоверный образ. Так, в пьесе «Два учителя, или Осел осла дурачит» А. А. Шаховского (переделка из Э. Скриба и А. Мельяка) он играл некоего Чупкевича, ученого-педанта, собирающегося занять место учителя в помещичьем доме. Щепкин показал на сцене воспитанника духовной семинарии, тупого и самоуверенного. В голове у него цитаты и схоластические доктрины перепутались, составив удивительную, нелепую смесь, в которой он уже сам не может разобраться.
В пьесе Н. Полевого «Дедушка русского флота» артист играл роль голландца Брандта. Даже Белинский, резко отрицательно относившийся к драматургической стряпне Полевого, писал: «Слезы навертываются на глазах при одном воспоминании об этом старческом голосе, в котором так много трепетной любви, молодого чувства. А искусство это верность роли (которую на сцене создал сам артист независимо от автора). От первого до последнего слова — все это выше всяких похвал, самых восторженных, самых энтузиастических».
Но все сказанное не означает, что у Щепкина, когда он вступил в труппу Малого театра, не было изъянов, порою существенных. Поскольку в молодости он играл на юге России и на Украине, обнаружилось, что у него южный выговор. Пришлось ему, человеку в летах, переучиваться. Через несколько лет Щепкин говорил «по-московски» безупречно.
Смущал щепкинский голос; сам артист его называл «козлетоном». С таким голосом можно было смешить в водевилях, но он явно не подходил для Шейлока в «Венецианском купце» или городничего в «Ревизоре». Подолгу упражняясь, Щепкин добился образцовой постановки голоса.
Фигура актера тоже оказалась не подходящей для целого ряда ролей. Некоторые письма к своему приятелю И. И. Сосницкому Щепкин даже подписывал: «Квадратная фигура» или «Твоя толстая щепка». Пришлось немало потрудиться, чтобы приобрести подвижность и пластическую выразительность.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25