Жизнь коротка, искусство бесконечно.
Оскар Уайльд

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр


В роли комдива Очерета выступал С. Межинский. Он нашел для своего персонажа убедительный внешний рисунок. «Но в поисках внутренней правды Межинский пошел по окольному пути — нарочитый психологизм и неестественная многозначительность отличали его игру».
Вообще этой ненужной многозначительности в спектакле хватало с избытком. Например, тяжелораненый Мотыльков в ожидании переливания крови ведет философскую, а точнее, риторическую беседу с хирургом, готовящимся к операции (роль профессора Черных играл М. Нароков).
И все же, несмотря на недостатки, спектакль «Слава» имел успех, зрители охотно его посещали и тепло принимали. В нем говорилось о современных людях, утверждалось присущее им героическое начало, и это не могло не вызывать симпатий.
Особое место в репертуаре заняла пьеса А. Афиногенова «Салют, Испания!», которая ставилась одновременно и в Театре МОСПС. Премьера состоялась в конце 1936 года, постановщиками были А. М. Азарин, недавно пришедший из МХАТ 2-го, и В. Н. Пашенная. Художник — В. Ф. Рындин, музыку написал А. А. Голубенцев.
Напомним, что в это время в Испании шла гражданская война.
Начав работу над пьесой, Афиногенов отмечал в дневнике: «Пьеса об Испании должна быть написана в две недели, одним дыханием, с маху. Не до деталей и психологических отделок. <…>
Пьеса — героическая мелодрама, с сильной интригой, резко очерченными характерами». По поводу спектакля драматург высказывал пожелания: «Хотелось, чтобы исполнение было похоже на песню и звучало не бытовым пересказом фактов, а романтической героикой великой борьбы».
Драматург закончил пьесу 24 октября, а 29 ноября состоялась премьера. Таким образом, сроки работы были очень сжаты. Но дело заключалось не только и даже не столько в этом. В Малом театре с давних пор умели работать быстро. Но режиссер и актеры впервые столкнулись с политическим плакатом на сцене и перед таким материалом ощутили растерянность. Ранее ничего подобного ни ставить, ни играть им не доводилось. Тут мог бы пригодиться совет Азарина, но волевая и даже деспотичная Пашенная фактически отстранила его от работы. Сама же она, играя главную роль и руководя репетициями, не сумела направить постановку в нужное русло. Афиногенов, присутствуя на просмотре, с горечью констатировал: «Картина за картиной — гроб... Актеры валятся в пустоту, нервничают, громоздятся друг на друга, все нелепо, скомкано, смутно».
Премьера в Малом театре была принята сдержанно, в то время как в Театре МОСПС спектакль имел успех (премьера 24 ноября 1936 года, режиссер И. Н. Берсенев). Действие начиналось с того, что радиостанция передавала из Сеуты: «Над всей Испанией безоблачное небо». Это сигнал к мятежу против Республики. На сцене предрассветная мгла, торопливо бежали по небу облака. Вдали видны огни большого города. Поблескивал металл на пушках, щелкали затворы винтовок, раздавались военные команды.
Следующий эпизод: двор казармы в Мадриде, идет запись добровольцев в республиканскую гвардию. Выступление Долорес Ибаррури. Ее слова «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях» вызывают всеобщий энтузиазм.
«Батальные сцены передавали насыщенную огнем и порохом атмосферу войны»4. В спектакле были использованы радио и кадры кинохроники.
Так случилось, что самым заметным персонажем постановки стал цирковой клоун, которого играл Азарин. В грозные дни испытаний, которые переживала страна, он менял шутовской колпак на винтовку. «Актер увидел типическую, характерную фигуру, вызывающую симпатии зрителя, являющуюся образцом единения искусства с народными массами».
Пашенная изображала Долорес Ибаррури усталой от бессонных ночей, от огромного нервного напряжения. Но вот перед нею те, кто, встав на защиту Республики, пришел за оружием. И зрители видели, как загорались ее глаза, выпрямлялся стан. Но все-таки усталость, которую подчеркивала Пашенная, никак не соответствовала духу спектакля-плаката.
Приближалось двадцатилетие Октябрьской революции. В театре раздумывали: каким спектаклем отметить эту дату? Решено было обратиться к старому другу театра К. А. Тренёву и попросить его написать пьесу о революционных событиях, о приходе к власти большевиков. В результате родилась пьеса «На берегу Невы», рассказывающая о событиях, происходивших с февраля по октябрь 1917 года.
Сам драматург вспоминал: «Согласно заданию, пьеса должна была быть представлена в Комитет по делам искусств к 1-му апреля, между тем истекал май, а до окончания работы было еще далеко. Пьеса представляла сырой материал, однако Комитет и театр настаивали на немедленном ознакомлении с пьесой. Пришлось ознакомить руководство Малого театра пока только с фрагментами пьесы. В дальнейшем работа над пьесой шла в теснейшем контакте с К. П. Хохловым, режиссерами Ленинградского академического театра драмы и Киевского театра русской драмы, которым я чрезвычайно обязан в дальнейшем оформлении пьесы».
Хорошо, что драматург работал над пьесой с театром, точнее, с театрами, но плохо, что репетиции начались, когда пьеса была еще далека от завершения. Это создавало массу дополнительных трудностей. Решено было, что на сцене предстанет В. И. Ленин. В пьесе Тренёва Ленин появлялся только в последней картине и без слов. Уже после того как спектакль пошел, Тренёв дополнил его новым эпизодом — «В Смольном», и тут Ленин заговорил. Он выступил с речью на заседании Петроградского совета.
Постановщиком был утвержден К. П. Хохлов, его ассистентом — Г. А. Уварова.
Актеры, занятые в спектакле, посещали музеи Ленина и Революции, режиссер углубился в чтение прессы тех лет, протоколов заседаний и митингов. «По этим материалам мы проверяли текст пьесы и частично его изменяли». Актер П. А. Оленев, которому была поручена роль Ленина, просматривал кадры кинохроники, работал над внешним обликом Ленина, его жестикуляцией и походкой.
Оформлял спектакль А. А. Арапов. На протяжении двенадцати картин он «сумел показать и грандиозные архитектурные сооружения, и мосты, и заводы Петербурга. В его декорациях и величественная колоннада Смольного, и гостиная в доме фабриканта с обстановкой в стиле модерн, и Троицкий мост, и митинг во дворе завода». Художник представил город на Неве как город романтики. В левой части сцены располагался подъем моста, почти все пространство занимала гладь реки и огромное, темное, предвещающее бурю небо. «Символический мотив тревожного неба выделен здесь художником как главный». Конечно, появление среди действующих лиц Ленина производило немалое впечатление на зрителей.
Начало спектакля «На берегу Невы». «В зрительный зал доносилось дыхание завода. Слышался гул моторов, лязг железа. На возвышении над возбужденной толпой стояла женщина, она произносила речь о займе свободы, выпущенном Временным правительством. Внезапно гремел возглас: “Это заем неволи! Это война! Средств на нее не дадим!” Словно меч, эти слова раскалывали толпу на два лагеря, возбуждение нарастало с каждой секундой».
В пьесе участвовало огромное число лиц, по большей части эпизодических, многие из них появлялись и исчезали, не оставляя в памяти никакого следа. В центре спектакля находился рабочий-революционер Баранов; его играл А. Зражевский, пришедший в 1935 году в Малый театр из Театра МОСПС. Это был, что называется, крепкий актер: искренний, мягкий, одинаково хорошо исполнявший и драматические и комические роли. Но его Баранову не хватало целеустремленности, убежденности в правоте исповедуемых идей. Он казался слишком мягким и даже рыхлым. Баранову противостоял солдат Сергей Котов (Г. Ковров), который восторженно принял Февральскую революцию и теперь хотел вернуться на фронт, чтобы защищать ее лозунги. И только постепенно Котов начинал понимать, на чьей стороне истина.
В пьесе действовали также заводчик Растегин (П. Садовский), его дочь Елизавета, член партии эсеров, жена рабочего Поля (В. Пашенная) и множество других персонажей, которых иногда было попросту трудно запомнить. В одном из эпизодов появлялся Керенский, которого играл недавно окончивший театральное училище при Малом театре артист Г. Терехов. В его исполнении это был самовлюбленный позер, болтун, ничтожный фигляр.
К сожалению, поведение некоторых персонажей пьесы оказалось недостаточно мотивированным, перестройка их сознания скорее декларировалась драматургом, чем вытекала из сути их характеров. Так, неистово мятущийся солдат Сергей Котов, не знающий, в какую партию ему «вписать душу», вдруг представал перед зрителем последовательным большевиком; причем момент перестройки не показан, а рассказан. Критик не без оснований утверждал: «Автор рассказывает нам о том, как, при каких обстоятельствах произошел переворот, но не говорит, почему совершился он».
Невыразительной оказалась и режиссура. Рецензент «Правды» так и писал: «Удивляет слабая работа режиссуры. Блестящий состав артистов мог дать более значительный спектакль при наличии серьезной режиссерской работы. Замедленность ритма, однообразие массовых сцен, некоторый штамп — все это снизило спектакль, имеющий большое значение». Особенно была заметна беспомощность постановщика при исполнении массовых сцен.
Захватывала сцена телефонного разговора солдата Князева (Н. Светловидов), когда на другом конце провода находился Ленин. Маленький мужичонка, в мешковатой тужурке, с перекосившейся кобурой, озабоченный и робеющий, звонил в Смольный. «Гудит, как вьюга, — говорил он, обращаясь к товарищам, — видать, со всем миром разговор идет».
М. Климов играл Шмецгера, русского помещика с немецкой фамилией, в украинских шароварах, продающего землю французам, а лес — англичанам. В первом действии он появлялся в качестве представителя «от крестьян»: приезжал в столицу, чтобы предъявить требования Временному правительству от имени так называемого Союза независимой Украины. И говорил на ужасном украинском языке, утверждая при этом, что по-русски не понимает. «С седым чубом на голове, в украинской свитке и широких штанах, добродушный и даже “ласковый” с виду Шмецгер Климова нес в себе глубокую внутреннюю ненависть к народу, которая, прорываясь время от времени, обнажала истинное лицо этого хамелеона и стяжателя».
Одним из наиболее интересных в спектакле было исполнение П. Садовским роли Растегина. Как писал биограф артиста, «Растегину все равно, кто будет хозяином страны, русский самодержец, германский император Вильгельм или еще кто-нибудь, лишь бы он приходил скорее, пока власть не взяли большевики. Настоящим же хозяином России должен стать рубль». Когда его дочь, член партии эсеров, говорит, что Петроград могут сдать немцам, Растегин отвечает: «Хоть собакам — Петроград не Россия. А Россия с часу на час ждет хозяина».
Беседуя с крестьянином Фёдором Князевым, Растегин замечает, что все воруют. И в ответ на возражение продолжает: «Без воровства, брат, уважаемому человеку нельзя». Кто помельче, тот ворует, кто покрупнее, тот грабит. Растегин вел этот разговор в слегка шутливом тоне, но по существу серьезно. Он не стеснялся случайно подвернувшегося мужика и высказывал ему самые сокровенные мысли. Растегина не встревожила Февральская революция: «Большому капиталу маленькая революция — на здоровье». И когда меньшевик Обольяшев говорил ему: «Значит — враги», Растегин — Садовский с подчеркнутой иронией отвечал: «С вами друзья до гроба» и хозяйским жестом приглашал: «Прошу закусить». В ответ на трескучую тираду Керенского о единении в «смутное время», о воинском и торговом человеке, о Пожарском и Минине, о необходимости объединиться ради спасения России Растегин насмешливо замечал: «Ну что же, разместимся на памятнике Минину и Пожарскому в обратных позах», и эта фраза сразу обнаруживала всю претенциозность речей премьер-министра. И в то же время произнесено это было с такой утонченной вежливостью, с такой внешней почтительностью, что Керенский принимал эту реплику всерьез. «Образ Растегина, созданный Садовским, был большим художественным достижением спектакля».
При всех недостатках пьесы К. Тренёва «На берегу Невы» все же нельзя не признать, что спектакль рисовал широкое полотно жизни русского общества в период между двумя революциями.
Следующая премьера («Дружба» В. Гусева) состоялась весной 1938 года. Спектакль ставили К. Хохлов и Е. Велихов. Кажется, только писатель И. С. Рахилло в газете «Красная звезда» доброжелательно отозвался и о пьесе, и о постановке, и об актерах. Другие рецензенты отнеслись к спектаклю критически. Главный недостаток пьесы заключался в отсутствии конфликта, даже любовь двух молодых людей к одной девушке не вызывала между ними никаких раздоров.
Анализируя спектакль, рецензент писал: «Понятие дружбы в пьесе растерялось в каком-то всеобщем неопределенном дружелюбии. Чижов, Нерадов, Ольга, Серафима Ивановна, буфетчик Ерофеич добросовестно говорят “от автора”, покорно иллюстрируют его мысль. Они одинаково добродушны и благостны: все жизненные испытания не оставляют в них никакой отметины».
Неглубокие образы, лишенные сильных душевных порывов, принуждали актеров прибегать к внешним приемам игры. «Один играет “должность” “благородного” человека, умело сдерживающего свои чувства к невесте друга (артист Анненков в роли Нерадова); другая “должность” внешне суровой и ворчливой, но тоже на редкость благородной учительницы географии (артистка Пашенная в роли Серафимы Ивановны); третья играет дежурную “должность” девушки с энтузиазмом, которая страшно страдает и рыдает на сцене не тогда, когда приносят почти бездыханное тело любимого человека, а тогда, когда она узнает, что врачи, не признали ее сердце годным для профессии летчика».
В роли Ольги выступала новая актриса К. И. Тарасова. До этого она десять лет проработала в Театре-студии под руководством Р. Н. Симонова, где с большим успехом сыграла Негину в «Талантах и поклонниках» А. Островского, Эллен Джонс в одноименной пьесе С. Тродуэл и другие роли. Тарасова была очень искренней лирической актрисой, умевшей слить собственные чувства с чувствами героини. Позже она многократно это доказывала. Но со своей первой в Малом театре, да еще фальшивой ролью артистка не справилась.
Внимание общественности привлек спектакль «Богдан Хмельницкий» А. Корнейчука. Тому было несколько причин. В 1939 году произошло воссоединение Западной Украины с Украинской ССР. Это событие усилило интерес к историческому прошлому украинского народа, к его борьбе за независимость и, конечно, к личности Богдана Хмельницкого, который встал во главе народной войны против панской Польши.
Исполнитель роли Богдана Хмельницкого М. Ленин рассказывал, что, прочтя пьесу, он воспринял своего героя «как человека сильной воли, беззаветно любящего свою Украину. Вместе с тем чрезвычайно важно было отразить в этой роли связь гетмана с народом». Чтобы представить себе многообразие черт характера Хмельницкого и иметь возможность перенести их на сцену, артисту пришлось обратиться к историческим источникам, забытым книгам.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25