Импровизировать может лишь тот, кто знает роль назубок.
Джуди Фостер

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 1934-1941


В предыдущем разделе говорилось, что пьесы советских авторов, поставленные в Малом театре, не всегда отличались высокими художественными достоинствами, да и некоторые режиссерские работы оставляли желать лучшего. Один из ведущих актеров М. Нароков говорил корреспонденту журнала: «Мы очень много играем пьес и от этого усвоили такую своеобразную универсальность, верхоглядную энциклопедичность, когда мы по всякому поводу наскоком, легким галопом можем судить и рядить и, как хотите, втирать очки малопросвещенному зрителю, а по существу мы, актеры, отличаемся культурной и политической неграмотностью».
Бесспорное значение для всего советского искусства, а значит, и для Малого театра, имело постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Этим постановлением ликвидировалась российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) и другие аналогичные организации. Образовались единые творческие союзы деятелей литературы и искусства. В августе 1934 года прошел Первый съезд советских писателей. На нем было дано обоснование метода социалистического реализма. С докладом о многонациональной советской литературе, перспективах ее развития выступил Максим Горький.
В 1936 году был создан Всесоюзный комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР с целью осуществлять руководство театрами. Все это не могло не влиять на работу Малого театра.
Между тем положение в театре осложнялось. Конфликт между Владимировым и труппой обострялся. Выступая на одном из собраний, Нароков, при поддержке подавляющего большинства присутствующих, говорил: «В театре “бюрократизм” директора к настоящему моменту достиг полного расцвета и красоты». В театре утверждалась «атмосфера личного режима», породившая отвратительные сплетни. «Сплетничают в театре все, сплетничают давно, сплетничают взасос».
В 1933 году Владимирова, как об этом уже писалось, от работы освободили. На его место был назначен С. И. Амаглобели. С приходом нового директора значительно активизировал свою работу действующий при театре Художественнополитический совет. Возглавил его народный комиссар здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко.
Театр занимался шефской деятельностью, например помогал только что организованному национальному мордовскому театру. 24 июля 1935 года ЦИК и Совет народных комиссаров Мордовии вынесли специальное постановление, в котором благодарили коллектив за проделанную работу; те, кто особенно отличился, были награждены почетными грамотами. Была также оказана помощь Киевскому театру русской драмы, Магнитогорскому театру рабочей молодежи.
Малый театр проводил большую работу по культурному шефству в воинских частях, организовывал специальные утренники для детворы во время школьных каникул.
Не удивительно, что эта деятельность оказывала определенное влияние на мировоззрение актеров. В 1935 году Малый театр приехал на гастроли в Челябинск. В. Н. Рыжова говорила корреспонденту местной газеты: «Меня очень интересует новый зритель, с которым мы здесь встретимся. Волнует вопрос: дойдем ли мы до него? Поймет ли он нас?.. Наш театр реалистический, мы даем правду жизни. И я нахожу, что только правда доходит до зрителя, знаю я также, что рабочий зритель фальшь не принимает. Это самая благодарная публика. В ней нет пресыщенности, есть, напротив, свежесть, непосредственность восприятия.
Самое дорогое и ценное для нас — услышать от самих рабочих, как они нас принимают, что мы доходим до них».
В мае 1933 года филиал Малого театра — Театр имени Сафонова — отмечал десятилетний юбилей. «Отличительная черта празднования юбилея — наличие огромного количества представителей пролетарской общественности в составе делегаций и в зрительном зале». На заседании было отмечено, что Малый театр первый повернулся лицом к московскому пролетариату. Специально для юбилея подготовили спектакль «Бешеные деньги», в котором играли С. Головин, М. Климов, Н. Костромской, А. Васенин, Е. Гоголева, А. Яблочкина, Е. Турчанинова, то есть весь цвет театра.
Но, пожалуй, самым значительным общественным событием в жизни театра следует признать организацию в 1934 году филиала в селе Земетчино Воронежской области.
Бурный рост колхозного строительства со всей остротой поставил вопрос о культурном ослуживании тружеников села. Начали функционировать театры, цирки, эстрадные группы, имеющие главной целью обслуживание деревенских жителей. Только в РСФСР кроме кинопередвижек насчитывалось свыше ста совхозно-колхозных театрально-зрелищных предприятий. Малый театр решил не отставать. Энтузиастом создания колхозного филиала оказался И. Платон, вместе с ним согласились поехать в село Е. Найденова, М. Юдина, А. Истомин, В. Станюлис и группа молодых актеров.
Субсидировали новый театр объединение Главсахар Народного комиссариата земледелия, ЦК профсоюза работников сахарной промышленности и Воронежский облисполком. Часть расходов принял на себя театр.
В репертуар земетчинского филиала были включены «Ревизор», «Бедность не порок», «Не все коту масленица», «Свои люди — сочтемся», «Егор Булычов и другие», «Горькая судьбина», «Овечий источник», «Платон Кречет», «Последняя бабушка из Семигорья». Пятого февраля 1936 года открылось новое здание театра.
Первые известия о работе театра были вполне утешительными. Газета «Советское искусство» извещала, что для актеров строится дом, театру для доставки зрителей из дальних мест выделяется транспорт. Побывавший на спектакле критик И. Крути писал: «Виденные нами спектакли — “Ревизор” и “Овечий источник” — оставляют отрадное впечатление. Радует раньше всего культурная режиссерская работа, ясность и четкость сценической подачи текста, отсутствие какого бы то ни было упрощенчества в тексте».
Однако довольно скоро в работе земетчинского филиала обнаружились значительные трудности. Прежде всего они были связаны с кончиной 11 сентября 1935 года художественного руководителя И. Платона. «Красиво умер Иван Степанович Платон в селе Земетчино, возле стройки колхозного театра, которому отдал последние годы сваей жизни, которым руководил. Там завещал и похоронить себя.
Писал из Земетчина: “Как хорошо жить в нашей Советской стране”. Просил присылать книги, газеты для колхозников. Мечтал достроить и открыть новое здание колхозного театра. Но не дотянул старик. Не достроенное еще здание молча салютовало уже не живому Платону, а гробу его».
После смерти Платона Воронежский облисполком присвоил его имя земетчин- скому филиалу, учредил три стипендии его имени в Воронежском театральном училище. Но режиссера-энтузиаста с такими знаниями, опытом и талантом найти не удалось. Театр в художественном отношении оказался беспризорным. К тому же явно не хватало зрителей. Актеры все больше ощущали отрыв от культурного центра. И у местных организаций уже не было того отношения к театру, как в первые дни после его открытия.
И земетчинский филиал в 1937 году прекратил существование. Но сам факт его организации и деятельности свидетельствует о подъеме общественной активности работников Малого театра.
Важнейшим событием в жизни Малого театра явилось награждение его 23 сентября 1937 года орденом Ленина. Тогда же ордена Ленина были удостоены артисты: М. М. Блюменталь-Тамарина, А. А. Остужев, В. Н. Пашенная, П. М. Садовский, А. А. Яблочкина. Орденом Трудового Красного Знамени было награждено семнадцать человек, орденом «Знак Почета» — восемнадцать. Народными артистами СССР стали М. М. Климов, А. А. Остужев, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, А. А. Яблочкина; народными артистами РСФСР — Е. Н. Гоголева, Н. Ф. Костромской, М. Ф. Ленин, М. С. Нароков, Н. Н. Рыбников, Н. А. Светловидов, Е. Д. Турчанинова.
Выступая при вручении орденов, артист М. Ф. Ленин говорил: «Мы знаем, что за нынешним радостным праздником должны последовать дни напряженной творческой работы».
Но оживление общественной деятельности не означало, что все в Малом театре обстояло благополучно. Напротив, постоянно возникали сложные проблемы, многие недостатки в работе предстояло преодолеть. Приведем пример — работа Театра имени Сафонова. Не без оснований Эм. Бескин писал: «На спектаклях этого театра неизменна печать какого-то второсортья, в традиционном понимании этого слова город Таганск».
Не всегда удовлетворяли и гастрольные спектакли. Рецензент ивановской газеты «Рабочий край» с грустью утверждал: «Задача гастролей — показать спектакли большого актерского и режиссерского мастерства, спектакли-ансамбли. К сожалению, не все спектакли удовлетворительны с этой точки зрения. Наряду с большим мастерством отдельных артистов есть и обычное исполнение, не поднимающееся выше уровня рядового... Особо приходится говорить о внешнем оформлении спектаклей. Если комната в доме музыканта Миллера (“Коварство и любовь”. — Ю.Д.) может быть принята как нормальное оформление, то оформление остальных картин и актов просто плохое». К сожалению, не все корифеи Малого театра выезжали на гастроли; лучшие спектакли на гастролях иногда заменялись второстепенными, даже сошедшими с репертуара: ведь они более транспортабельны, для них легче найти исполнителей, можно ограничиться минимумом декораций.
Вскоре после вступления на должность С. Амаглобели опубликовал статью, привлекшую к себе внимание. Он писал: «Малый театр в настоящее время возвращается к лучшим традициям своего репертуара, он стремится осуществить на сцене лучшие произведения русской и иностранной классической драматургии. Одновременно театр широко раскрывает двери для советских драматургов, требует от них не просто советскую бытовую пьесу, а социальную трагедию, революционную романтическую драму, советскую комедию, которые дадут возможность театру перейти на новый репертуар, утверждая свои новые творческие позиции». Если Владимиров, по существу, не принимал романтических спектаклей, то новому директору не слишком нравилась бытовая направленность Малого театра. Это создало достаточно сложные, часто конфликтные взаимоотношения между ним и труппой, во всяком случае, ее значительной частью.
Второй существенной проблемой оказалась режиссура. В цитированной выше статье С. Амаглобели обещал приглашать для постановок Вл. И. Немировича- Данченко, Л. А. Волкова, А. Д. Дикого. Действительно, Л. Волков и А. Дикий скоро пришли в театр. Но фактически, подобно Южину и Владимирову, Амаглобели не признавал за режиссером права быть художественным руководителем театра. Он говорил: «Мы не считаем, что режиссер должен определять стиль театра. Стиль театра определяют автор и актер, задача режиссера установить цельность и единство между автором и актером, способствовать максимальному выявлению творческих возможностей того и другого. Режиссер, выступая творцом стиля театра, нивелирует творческие особенности не только автора, но и актера. Он стремится сгладить творческие индивидуальности актеров, растворить их в цельности своей режиссерской композиции». Подытоживая свои рассуждения, Амаглобели продолжал: «Малый театр не хочет главного режиссера. Это было бы равносильно отказу от лучших традиций Малого театра, этого наиболее реалистического театра автора и актеров».
Против такой установки решительно выступил известный театровед П. И. Новицкий, справедливо утверждавший, что если Малый театр не будет иметь художественного руководства, он просто перестанет существовать как творческий коллектив. Но Амаглобели, встречая поддержку у части труппы, утверждал свою точку зрения на практике.
И была еще одна проблема, которая не могла не волновать нового директора: это групповщина. Выступая со статьей в газете «Советское искусство», Амаглобели подчеркивал, что групповщина «в коллективе приняла чрезвычайно болезненные формы и отравляла атмосферу театра».
Трудно сказать, как развивались бы события, но в 1937 году Амаглобели был освобожден от работы. Его сменил Л. М. Лядов. Но уже через несколько месяцев сместили и его. Конечно, все это не способствовало налаживанию в театре творческой обстановки.
К сказанному добавим: в связи с необходимостью проведения капитального ремонта в сезоне 1940/1941 года Малый театр играл не на стационаре, а в помещении Центрального детского театра, что вносило сумятицу в производственный процесс.
Сложно складывались взаимоотношения между театром и руководством Всесоюзного комитета по делам искусств. Комитет начал функционировать 17 января 1936 года. Во главе его стоял П. М. Керженцев, в прошлом один из теоретиков и руководителей Пролеткульта, не забывший прежних увлечений и пристрастий. К Малому театру он подошел в большой степени предвзято и в одной из первых речей обвинил его... в формализме: «К сожалению, в последнее время элементы формализма проникают в практику Малого театра. В целом ряде постановок этого театра мы наблюдаем также бытовизм, который затушевывает социальную сущность явлений жизни, отраженных в спектакле».
Напомним, что в 1938 году решением Всесоюзного комитета по делам искусств был ликвидирован как чуждый народу Театр имени Мейерхольда; главного режиссера прежде всего обвиняли в формалистических ошибках. В связи с этим формализм искали повсюду, даже в Малом театре. К сожалению, это нередко приводило к тому, что любая острая, а тем более парадоксальная форма воспринималась как формалистическая, а произведения, лишенные всякой сценической остроты, зачастую утверждались чуть ли не как эталон советского театрального искусства.
Добавим еще, что Комитет нередко вмешивался в повседневную практику театра, подменяя подлинное руководство мелочной опекой. Деятельность Керженцева подверглась суровой критике, и в 1938 году он был освобожден от обязанностей председателя Комитета по делам искусств.
Не забывая о множестве трудностей, которые испытывал Малый театр, одновременно нельзя не видеть позитивных изменений в его творческой работе. За счет приглашения талантливых артистов усиливается труппа, появляются новые интересные режиссеры. В 1937 году на должность главного режиссера был назначен И. Я. Судаков. В результате улучшился репертуар, появились спектакли, оставившие заметный след в истории не только Малого, но и всего советского театра.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25