Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер.

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

СОВРЕМЕННАЯ ДРАМАТУРГИЯ


Мы уже писали, что, к сожалению, спектакли, поставленные по произведениям современных авторов, как правило, не отличались высокими художественными достоинствами.
В 1928 году была поставлена пьеса В. М. Волькенштейна «Гусары и голуби» (режиссура Л. Прозоровского, оформление Б. Кустодиева, музыка П. Ипполитова).
Пьеса «Гусары и голуби» изображала нравы петербургского общества вскоре после окончания Отечественной войны 1812 года. Как утверждал драматург, «...скопцов через старика Кондратия Селиванова поддерживал Александр I, перед ними пресмыкалась знать, в частности Милорадович. Скопчество получило широкое распространение».
Автор пьесы утверждал, что его задачей было изобразить «парадоксальные крайности социальных взаимоотношений, характерные для самодержавной России прошлого столетия. Легкомысленное хищничество аристократии, стяжательство нарождающейся буржуазии, пользующейся изуверской проповедью для эксплуатации крестьянства. Мне видится забавная и жуткая картина социальных страстей». Рассказывая о пьесе на страницах журнала «Современный театр», драматург утверждал: «По своей форме “Гусары и голуби” являют смешение элементов бытовой сатиры и комедии положений французской школы, иногда с оттенком фарса, иногда гротеска».
Центральными в спектакле были две сцены: гусарский кутеж, когда на сцену верхом на лошади въезжал молодой Милорадович, вызывая всеобщее удивление своей экстравагантностью, и скопческое радение — в четвертом акте.
Спектакль вышел после смерти Б. М. Кустодиева, и декорации по эскизам художника выполнил его сын, К. Б. Кустодиев. Автор оформления хотел, чтобы веселые краски «звучали иронией над серьезностью положений, все должно быть поднято на смех — вот как мне представляется лейтмотив всей постановки».
Удивительно яркий занавес должен был выражать суть этого замысла художника. Единообразие «голубей» находило отражение в их костюмах, гриме, лимонножелтом цвете лица. Они противостояли нарядным гусарам, сверкающим мишурой и золотом, звенящим серебряными шпорами.
Беседуя с журналистом, художник говорил, что декорации должны стать фоном для актерской игры, приобрести качества «сгущенно театрализованные и даже несколько огротескованные». Костюмы и сценические вещи трактовались не как конкретные бытовые предметы, а всего лишь как «элементы быта, служащие для углубления характеристики людей». На сцене не было каркасов декораций, но имелись лестницы и площадки, входящие как органическое целое в архитектуру комнаты. В том зале, где происходил гусарский кутеж, слева стояли стулья, диван, стол с бутылками. На стене висело изображение обнаженной женщины. Тут же находился клавесин.
В помещении, занимаемом фабрикантом-скопцом, наверху находилось нечто напоминающее хоругви с нарисованными на них ангелами и глазами. Стояла постель с множеством подушек, над ней висело изображение голубя и надпись «Свят, свят, свят».
Режиссерскую работу критики называли «чистой», «добросовестной», даже «умелой», но «лишенной полета фантазии». И пьеса, и спектакль строились так, что симпатию вызывали блестящие гусары, скопцы же — чувство брезгливости.
Актеры играли в обычной для Малого театра бытовой манере. Особенной достоверности добились А. Васенин в роли министра полиции Балашёва и А. Сашин- Никольский в крошечной роли квартального надзирателя. Журнал «Новый зритель» отметил, что роли фабричных исполнялись «колоритно и убедительно».
Молодому Милорадовичу, каким его показывал В. Аксёнов, не хватало азарта, дерзкого задора. Он так страдал, поневоле покидая любимую женщину, что рецензент сравнил его с Гамлетом Щигровского уезда И. С. Тургенева. Критика встретила спектакль сдержанно. Были и отрицательные отзывы. М. Загорский писал: «После “Любови Яровой” и “1917 года” кажется странным, что театр так много усилий тратит на пьесу, не способную вызвать особенного волнения в зрительном зале». Действительно, большого успеха спектакль не имел и скоро сошел с репертуара. С. Дурылин свидетельствует: часть труппы выступала против постановки пьесы, «справедливо расценивая это как серьезное искривление репертуарной линии в сторону буржуазного развлекательства и полнейшей беспринципиальности».
Следующая постановка театра на историческую тему не вызвала споров. Спектакль восприняли как рядовой, ничем особо не примечательный. Это была историческая мелодрама Н. Шаповаленко «Альбина Мегурская». Действие пьесы относилось к 1833 году, события происходили в Сибири.
Кажется, все писавшие о пьесе соглашались с О. Литовским, утверждавшим, что драматург и театр слишком резко распределили «свет и тени без всяких полутонов. Злодеи чернее сажи, страдальцы (польские повстанцы. — Ю. Д.) — белее снега».
Ставил спектакль Н. Костромской, и его постановка, по общему мнению, не блистала выдумкой. Режиссер добросовестно развел актеров по мизансценам, ограничив этим свои обязанности.
...В глухом уголке Сибири затерян поселок, где томятся ссыльные, участники польского восстания против николаевского гнета. Вспыхивал транспарант, определяющий место и время действия, а когда он гас, зрители видели на сцене убогую канцелярию полицейского исправника Савельева. В поселок по доброй воле приезжает Альбина Мегурская, застает своего брата мертвым, а жениха тяжело больным. Получив разрешение вывезти в фобу мертвого брата якобы для похорон на родине, она устраивает побег политического ссыльного Яна Красовского. Однако исправник догадывается об обмане, организует погоню и пытается овладеть Альбиной. Она его убивает. В финале спектакля Альбина вместе с другими заключенными в кандалах шла на каторгу. Больная, брошенная конвоем, она умирала в тайге.
И снова вспыхивал транспарант:
«Там, в далекой Сибири,
Где плачет пурга,
Застывают в серебряных льдах мастодонты.
И не их ли тоска
Там шевелит снега,
Красной кровью не их ли горят горизонты?»
Рецензент писал о спектакле: «Такие пьесы, напоминая старикам о прошлом и знакомя молодежь с борьбой их отцов, способны дать зрителю ту крепкую революционную зарядку, те социально острые эмоции, какие мы требуем от современного театра».
Роль Альбины играла Е. Гоголева. Несмотря на то что мелодрама предоставляла возможности для разного рода внешних эффектов, артистка вела свою роль с большой внутренней сосредоточенностью, в тонах подлинного драматизма.
В обычной, несколько неврастеничной манере В. Мейер играл Яна Красовского. На фотографии, хранящейся в Музее Малого театра, он изображен с длинными волосами, в распахнутой шубе, из-под которой виден френч. Но особенно притягивают его глаза. Вглядываясь в них, мы понимаем, что этот человек — на грани безумия.
По общему мнению, Н. О. Григоровская удачно сыграла роль Ядвиги Яныш, горничной и наперсницы Альбины. Она была весела и кокетлива с писарем и фельдшером, глубоко переживала трагедию гибели Альбины, когда осталась в тайге одна с мертвым телом госпожи. Ее вопль был полон отчаяния.
Запомнились также якуты — муж и жена, Тезе и Анна, помогавшие Альбине увезти Красовского. Актеры Н. И. Рыжов и А. А. Непомнящая представили не только «великолепные типажи, но сумели сообщить создаваемым ими образам и большую теплоту, поднимающую последних до символического обобщения всех подневольных, преследуемых и гонимых царским строем народов далекого севера».
У М. Нарокова фигура исправника становилась воплощением всей самодержавно-полицейской России. Этот вечно полупьяный таежный царек был тем страшнее, чем больше человеческих черт раскрывал в нем актер; делалось очевидным, что подобный исправник — не исключение, а обычное явление.
В целом спектакль понравился зрителям, его охотно посещали. Актеры умело переводили постановку из мелодрамы в план социальной трагедии.
Гораздо большее место в репертуаре занимали произведения, посвященные советской действительности. В 1928 году была поставлена пьеса «Сигнал» С. Поливанова. В переделке пьесы, приспособлении ее к условиям сцены активное участие принял Л. Прозоровский, он же ставил спектакль. Оформлял его В. П. Комарденков. Посвящена пьеса событиям Гражданской войны.
В художественном отношении пьеса близка к мелодраме. Одной из белых армий командует генерал Гаевский (М. Ленин). Его сын Леонид (Н. Соловьёв) воюет на стороне красных. Случилось так, что сын попадает в плен к белым и отец должен приговорить его к расстрелу. Но он не в силах этого сделать. Волнение генерала оказывается так велико, что он впадает в прострацию и проигрывает сражение. Теперь уже он оказывается в плену. Сын настаивает, чтобы его включили в состав полевого суда: «Не посмотрю, что он мой отец, судить буду строго». В результате суд приговаривает генерала к расстрелу, но учитывая его раскаяние, возбуждает ходатайство о помиловании.
Чем привлекал этот спектакль? Что заставляло критиков и зрителей относиться к нему по большей части сочувственно? И драматурги, и режиссер, и актеры стремились создать психологически сложные образы представителей и красного, и белого движений. Сам Прозоровский утверждал: «Авторов занимала психология участников гражданской войны». И далее он замечал, что стремился при обрисовке тех или иных персонажей переходить от маски к образу.
По случаю премьеры рецензент писал: «Постановку “Сигнала” надо считать отрадным явлением в театральной жизни не только района. (Спектакль пошел на сцене Театра имени Сафонова. — Ю. Д.) Идеологически вполне выдержанный и близкий нам спектакль. Эта постановка является прекраснейшим подарком районному зрителю к XI годовщине Октябрьской революции».
Характерно, что кадровый военный, посетив спектакль, отметил: «Наконец-то я увидел на сцене не сусальных коммунистов, а настоящих, доподлинных участников гражданской войны, наконец-то я увидел и своих подлинных классовых врагов, не ничтожных, трусливых и дряблых, какими до сих пор изображали на сцене, а врагов, хотя и жестоких, хищных, но стойко отстаивающих интересы своего класса,
для уничтожения которых пришлось нам пожертвовать много десятков тысяч лучших сынов революции...»
Захватывал острый, в чем-то даже авантюрный сюжет. Спектакль был поставлен в высшей степени добросовестно, особенно с точки зрения изображения военного быта. Не случайно Л. Прозоровский консультировался с К. Е. Ворошиловым и С. М. Будённым. Посмотрев спектакль, Будённый заметил: «В моей памяти, как участника этой войны, всплывают подобные эпизоды. Нередко приходилось встречать не только среди интеллигентов, но и среди рядовых казаков такое положение, когда семья делилась на два лагеря. С этой точки зрения, пьеса вполне правдоподобна и исторически верна».
Несмотря на успех, критика отмечала и в пьесе, и в спектакле ряд недостатков.
Обращала на себя внимание разностильность драматургического материала. Три первых акта откровенно авантюрны, четвертый — подчеркнуто психологичен: белые офицеры, перешедшие на сторону Красной Армии, говорят о преступлениях генерала, решают вопрос, следует ли приговорить его к расстрелу. Действие замедлялось, становилось вялым.
Из актеров убедительнее других был А. Остужев в эпизодической роли бывшего полковника царского генерального штаба Браилова, перешедшего в Красную Армию и попавшего в плен к белым. Монолог Браилова был в устах Остужева «исповедью одного из честнейших и образованнейших военных специалистов, которые выстрадали право быть полноправными членами пролетарской семьи».
Режиссер широко использовал современные постановочные приемы: вращающуюся сцену, кинокадры. Пьеса, вместо традиционных актов, была разделена на двенадцать эпизодов.
По фотографиям, хранящимся в Музее Малого театра, можно судить о костюмах и гриме персонажей. На Леониде выцветшая гимнастерка, одна нога у него в сапоге, другая, раненая, в лубке. На Лялиной — ее играла артистка Е. М. Кашперова — ватник, под ним гимнастерка. Пистолет не убран в кобуру, а торчит из-за пояса. Плохо причесанные волосы убраны под платок. Начальник особого отдела Довбня носит ватные брюки, боцманскую фуражку, китель и сапоги.
Пьеса К. Тренёва «Жена», поставленная в 1928 году, подняла бурю среди театральной общественности. Споры, несогласия, возражения вызвала сама пьеса. Но особенно горячо дискутировали по поводу того, имел ли право В. Владимиров ставить спектакль.
Как бы подводя итог дискуссиям, журнал «Рабис» утверждал: «После ‘Любови Яровой” — “Жена” — шаг назад, об этом писали все газеты». Если Малый театр и слышал одобрительные отзывы по поводу этого спектакля, то лишь оттого, что поставил еще одну комедию на современную тему.
Между тем и драматург, и режиссер пытались решать весьма сложные вопросы, и отнюдь не комедийными приемами.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25