Режиссер - это человек, который учит других тому, что не умеет делать сам.
Гротовский

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

Через несколько месяцев после назначения новый директор весьма критично высказался по поводу тогдашнего репертуара: «Сужение репертуара Малого театра и сведение его почти исключительно к бытовой драме не только не способствовало выявлению творческого лица мастеров Малого театра, но, наоборот, создало опасность потери творческой физиономии крупнейших мастеров, принужденных осуществлять почти одни и те же бытовые образы».
Конечно, та линия, которую проводил Владимиров, была не просто проявлением его вкусов и пристрастий или тем более самодурства: он выражал определенные общественно-художественные тенденции, свойственные искусству и критике тех лет.
Прошедший в конце 1925 года XIV съезд ВКП(б) провозгласил борьбу за победу социалистического строительства. Вопрос, поставленный В. И. Лениным в начале введения нэпа: «Кто — кого?» — решался в пользу социализма. XIV съезд ВКП(б) определил курс развития — индустриализация промышленности. В 1929 году был утвержден первый пятилетний план развития народного хозяйства. Страна приступила к следующему, новому, этапу своего развития — коллективизации сельского хозяйства.
В резолюции XV съезда ВКП(б), прошедшего в 1927 году и разработавшего директивы первого пятилетнего плана, говорилось: «Пятилетний план связан с задачами социалистического строительства, должен учесть необходимость решительного повышения культурного уровня населения города и деревни». Съезд предписывал тесно связать «план культурного строительства с индустриализацией страны, как неотъемлемой частью социалистического строительства СССР».
В данных условиях значительно возрастала роль искусства в борьбе за построение социалистического общества. Главным направлением стал социалистический реализм. Этот термин, определяющий существо нового метода в искусстве и литературе, был провозглашен на Первом съезде советских писателей в 1934 году. Сам метод складывался как наиболее революционное направление в литературе и искусстве на протяжении всего XX века, особенно в послереволюционные годы.
Коммунистическая партия, требуя от театров активного включения в действительность, помощи в строительстве социалистического общества, высокого художественного уровня спектаклей, в то же время не ограничивала свободу деятелей искусства в выборе художественных форм и приемов. В 1927 году Агитпроп ЦК ВКП(б) провел совещание, посвященное вопросам театра. В резолюции говорилось: «Как и в области художественной литературы партия и советская власть не могут связывать себя с каким-либо театральным направлением, но должны быть приняты все меры к тому, чтобы усовершенствование всех методов театрального воздействия, соревнование театральных течений приводили к наиболее полному действенному выполнению социальных задач, стоящих перед театром. Следует всегда иметь в виду, что исключительное покровительство какому-либо театральному учению за счет других, даже имеющих высокую художественную ценность, могло бы привести к застою и к неизбежной остановке дальнейшего развития».
Однако, несмотря на четкие партийные указания, существовавшая с 1925 года Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) пыталась утвердить себя в качестве единственного полномочного представителя партии в области литературы и театра. Это отчетливо выразилось на совещании РАППа по вопросам театра и драматургии (1931), в книге одного из идеологов этого объединения А. Н. Афиногенова «Творческий метод театра» (1931), в других высказываниях и документах.
Рапповцы ратовали за включение в репертуар современных произведений, прежде всего обращающихся к производственной теме. При этом их заботила именно тематика, на художественную сторону они иногда вовсе не обращали внимания. Что же касается классических пьес, то рапповцы утверждали мысль: при постановке следует прежде всего выявлять социальную тенденцию произведения. Делалось это зачастую примитивно, грубо, что называется, топорно, порой этой тенденции подчинялся весь спектакль. Чтобы стало яснее, о чем идет речь, приведем рецензию на постановку пьесы А. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».
Спектакль шел в филиале Малого театра с марта 1931 года. Режиссер ввел новое действующее лицо — Чтеца, который в прологе и эпилоге от имени нашего современника оценивал происходящее на сцене. Рецензент одобрил такую новацию, но посчитал, что театр сделал недостаточно. Он полагал, что едва ли стоит сегодня психологически раскрывать образ Крутицкого, как это делает артист Айдаров, надо разоблачить этот персонаж, надо, чтобы актер не скрывал своего отношения к нему. Но и этого мало. Напомнив, что действие происходит на окраине Москвы, в Симоновской слободе, рецензент заявил, что следует показать в финале спектакля, как изменился этот район, для чего «средствами кино изобразить Ленинскую слободку с ее индустриальными гигантами, заводами “Динамо” и “Пролетарская кузница”».
Прежний директор Малого театра Владимиров писателем не был, в РАПП не входил, но, несомненно, рапповские установки оказывали на него влияние. Сами рапповцы к Малому театру относились с явной иронией, считая, что он творчески себя изжил и не имеет перспективы развития. Характерно, что на рапповском театральном совещании 1931 года ни докладчик А. Афиногенов, ни выступавшие в прениях даже не упомянули этот театр, как будто его вовсе не существовало.
Постановлением ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 года РАПП был ликвидирован. Все писатели, поддерживавшие платформу советской власти и стремившиеся участвовать в социалистическом строительстве, объединились в Союз советских писателей.
Анализируя сейчас пьесы, шедшие в Малом театре с 1928 по 1932 год, надо сказать, что многие из них, хотя и отражали актуальные темы, в художественном отношении оставляли желать много лучшего. Прежде всего их язык отличался крайней невыразительностью; актерам Малого театра было трудно играть в таких пьесах. Назовем, к примеру, «Горячие будни» Ю. В. Болотова, «Вьюгу» М. В. Шимкевича, «Третью скорость» К. Я. Финна, «Цветы защиты» Б. Б. Зорич.
Труппа театра в эти годы была относительно невелика, она насчитывала шестьдесят восемь актеров, которые играли на двух сценах. На протяжении рассматриваемого периода состав ее увеличился, но ненамного.
Малый театр, в отличие от Художественного, а также Театра имени Мейерхольда и Камерного, по-прежнему рассматривался как актерский. Говорили, что в тех труппах определяющую роль играет режиссер, а в Малом театре доминируют актеры.
Впрочем, времена менялись; под воздействием других театральных коллективов в Малом театре все более заметную роль стали играть художники. Как отмечал критик, зрители теперь видели и «пышные полотна Добужинского, и мягкие краски Юона, и великолепные замыслы Лансере, Веснина, Кардовского. Новые формы театральной выразительности — живописный конструктивизм, схематический реализм и стилизация — также нашли применение, неся с собой на подмостки Малого театра, вместо царящего здесь ранее анархического актерского индивидуализма, принцип организации спектакля как единого целого». В условиях когда режиссура ограничивалась элементарной разводкой, эти талантливые художники придавали спектаклям стилевое и композиционное единство.
Труппа Малого театра за эти годы не претерпела значительных изменений. Правда, два ведущих актера на роли героического амплуа — П. Садовский и А. Остужев — заметно постарели. Садовский сам признавал: «Советский репертуар застал меня в таком возрасте, когда я уже не мог играть положительных молодых героев». И по возрасту Остужев все больше дисгармонировал со своими персонажами. Надо было срочно искать достойную замену ветеранам.
В 1927 году в труппу театра вступил Н. Н. Рыбников (1879-1956). Он начинал в полупрофессиональных труппах, где приходилось играть самые разнообразные роли. С 1898 года служил в мелких провинциальных антрепризах и именно здесь набирался профессионального опыта, понимания сцены, чувства публики, тех качеств, которыми владел потом всю жизнь. Рыбников был талантливым актером и выдвигался в число ведущих исполнителей в театрах Харькова, Баку и наконец в театре «Комедия» (бывш. Корша) в Москве.
Такой актер был очень нужен Малому театру. Он с успехом играл положительных героев в пьесах советских драматургов, раскрывая их несгибаемую волю, верность долгу, любовь к родине, готовность с честью погибнуть за правое дело.
Персонажи этого актера без сомнений и колебаний отстаивали свою позицию. Психологическая раздвоенность, рефлексия, как правило, были ему чужды.
На роли молодых героев в 1932 году в театр был приглашен И. Г. Лепштейн (1898-1954). Подобно Рыбникову, он не получил специального театрального образования, начал как любитель в рабочем клубе Баку. В 1920 году перешел на профессиональную сцену, играл в Баку, Казани, Воронеже, Томске, где в результате занял ведущее положение. Для Лепштейна при большой искренности была характерна мелодраматичность, даже сентиментальность. Его отличали пластичность, красивый голос, не нуждающийся в специальной постановке.
Всего два сезона (1928-1930) в Малом театре играл Ю. М. Юрьев (1872-1948). Это был блистательный актер представления, поразительно владеющий голосом, пластикой, всеми атрибутами актерской профессии. Сторонник романтического театра, Юрьев превосходно создавал образы героев, возвышающихся над бытом и окружающей их мещанской средой. В числе его лучших ролей значились Дон Жуан, Арбенин, Чацкий, Эдип (в трагедии «Эдип в Афинах» Софокла — Гофмансталя), Кречинский, Несчастливцев. Психологическая суть характеров также раскрывалась через внешние приемы, которыми актер владел в совершенстве. Гораздо меньше ему удавались роли в современных пьесах, особенно таких, где отсутствовала романтика.
Окончательно закрепился в Малом театре С. Л. Кузнецов, заняв положение корифея. А. А. Яблочкина, всегда предельно искренняя, писала ему в 1927 году:
«Глубокоуважаемый Степан Леонидович!
Ваш блистательный артистический путь, отмеченный всеобщим признанием, прошел вне Малого театра и в большей степени вне Москвы, и только последний год Вы работали с нами. В течение этого года Вы показали немало прекрасных образцов Вашего творчества и редкий артистический диапазон».
Все более почетное место занимал в труппе М. Ф. Ленин. 17 февраля 1928 года ему писал один из самых талантливых и авторитетных критиков, А. Р. Кугель: «Когда я Вас увидел на сцене, Вы произвели на меня обаятельное впечатление изяществом и благородством Вашего исполнения». К этому же актеру обращалось Московское объединение драматических писателей и оперных композиторов (МОДПИК). Оно приветствовало в лице М. Ленина «одного из немногих актеров героического амплуа на современной сцене, преемника больших трагиков, сочетавших свободный изящный юмор классической комедии с патетикой трагедийного воодушевления».
Окончательно определилось положение Е. Н. Гоголевой как актрисы на роли героинь.
Остальные актеры занимали свои, так сказать, традиционные позиции. И тем не менее, хотя труппа в основном оставалась прежней, в ней происходили значительные перемены.
С одной стороны, современный репертуар требовал принципиально нового подхода к ролям, гораздо более активного обращения актеров к жизни, ее изучения и понимания.
Прав был секретарь дирекции Малого театра В. В. Фёдоров, когда писал: «Победа “Любови Яровой” — бесспорная победа художественного реализма и вместе с этим, конечно, и одной из главных репертуарных традиций Малого театра».
Но дело не ограничивалось традициями. «Любовь Яровая» открывала новые перспективы, заставляла понять, что успехи театра связаны и с современным репертуаром, что подтверждал журнал «Современный театр»: «Сохраняя облик театра реалистического, полагая, как и всегда, центр тяжести в актерском исполнении, Малый театр теснее увязывается с современной драматургией и общественностью».
И отдельные артисты, и театр в целом выезжали в рабочие клубы с концертами и спектаклями, налаживали контакты с предприятиями.
Режиссер Л. Прозоровский выступил в журнале «Рабочий и искусство» с призывом: «Прикрепиться к фабрикам и заводам». И тут же сообщалось о выступлениях артистов Малого театра непосредственно в цехах, во время обеденных перерывов.
Напомним, что филиал Малого театра находился тогда в отдаленном районе — на Таганке. «Сцена филиала была маленькой, неудобной; при тогдашних транспортных средствах добирались туда не без труда». Но большинство актеров Малого театра охотно играли в филиале: «главное — зрители, чудесные, непосредственные, отзывчивые зрители, которые переполняли зал на всех рядовых спектаклях».
Не ограничиваясь выступлениями на фабриках и заводах, артисты Малого театра выезжали с шефскими концертами и спектаклями в деревни. В сезоне 1933/1934 года они постоянно выступали в Шаховском районе. В том же 1933 году выступления проходили и в красноармейском лагере.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25