Земля - это огромный театр, в котором одна и та же трагедия играется под различными названиями.
Вольтер

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

ЗАРУБЕЖНАЯ ДРАМАТУРГИЯ


Зарубежная классика занимала большое место в репертуаре Малого театра на протяжении всей его истории. При этом если русские классические пьесы подчеркивали по преимуществу одну сторону его творчества — бытовую, то зарубежная драматургия отражала другую — романтическую. Нельзя забывать, что в течение многих лет во главе Малого театра стоял А. И. Южин, выдающийся актер-романтик, что здесь и прежде играли великие актеры романтической школы. Теперь это направление поддерживал выдающийся актер А. А. Остужев.
В середине 1920-х годов вокруг постановок зарубежных классических пьес также шли горячие споры. В центре внимания стоял вопрос о современности как самой драматургии, так и ее постановок.
Шиллера в Малом театре всегда рассматривали как поэта «бури и натиска», боровшегося против деспотизма и угнетения. Он по справедливости считался революционным художником, и многие современные события актеры Малого театра рассматривали сквозь призму его поэтики. Поэтому с таким нетерпением ожидалась постановка трагедии «Мария Стюарт». Еще у всех в памяти было сравнительно недавнее выступление в ролях Марии и Елизаветы великих актрис Ермоловой и Федотовой. Хотелось узнать, что же нового внесет театр и в постановку и трактовку ролей?
Премьера состоялась 4 марта 1922 года. Начинал ставить спектакль А. Санин, заканчивал И. Платон. Декорации создал К. Коровин, костюмы — С. Петров.
Добиться трагического накала, страстности, то есть тех качеств, которые отличали сцену свидания двух королев у Федотовой и Ермоловой, в новой постановке не удалось. Спектакль не выходил за рамки исторического рассказа и, к сожалению, не поднимался до уровня подлинной трагедии.
Весьма резко на эту постановку реагировали представители так называемого «левого» театрального фронта, еще недавно связанные с «Театральным Октябрем». В журнале «Театральная Москва» выступил критик М. Загорский.
Он писал, что «Малый театр — это театр ретроспективный, историко-показательный и музейный, а отнюдь не театр, активно действующий и творящий в современности». А коли так, следует протестовать «против претензий этого театра на какую-то активную роль в наши дни, на возможность появления в этом театре ростков современности». «Малый театр не играет сейчас никакой решительно роли в процессе создания искусства нашей эпохи». Зачем он взялся за «Марию Стюарт»? Ведь в этом театре не может быть никакой новой постановки, а «только элементарно-грамотная расстановка».
Однако новое в спектакле все-таки появилось. Как писал исследователь, у Пашенной, игравшей Марию, в сравнении с Ермоловой сильнее звучало стремление к счастью. Ее Мария оказалась проще, человечнее, более земной. Убедительно выглядел Остужев в роли Мортимера. «В игре Остужева была подлинная пламенность и героика, необходимые для раскрытия шиллеровского трагического стиля». В Лейстере, каким его играл П. Садовский, сочетались обаяние, мужество, лукавство царедворца. В то же время, несмотря на зависимое положение, Лейстер — Садовский был горд. Южин играл Паулета, показывая его старым и угрюмым солдатом, жестоким, но справедливым.
К сожалению, подлинная режиссура здесь, как и во многих других постановках, отсутствовала. Поэтому с интересом и нетерпением ждали от театра спектаклей, которые доказали бы, что он ищет новые сценические решения шедевров мировой драматургии.
Десятого апреля 1924 года И. Платон и Л. Прозоровский в содружестве с художником Е. Лансере и композитором П. Ипполитовым выпустили трагедию У. Шекспира «Юлий Цезарь». Театр прежде всего привлекала в трагедии борьба, которая велась в Древнем Риме между сторонниками республики и Цезарем, все более стремившимся стать единодержавным властителем.
Узнав о готовившейся постановке, Ермолова направила Платону письмо: «С чувством глубокой радости посылаю Вам мой сердечный привет и поздравление в Ваш бенефис. Благодарю за выбор “Юлия Цезаря”. Это благородно, это показывает, что жив дух Малого театра, и это все почувствуют и поймут, что этот дух даст силу и сыграть хорошо пьесу. Нечего бояться за какие бы то ни было промахи и недостатки. Артисты почувствуют, что они стоят перед великим. Душа артиста чувствует это. И великое завоюет его.
Прибавлю еще одно слово, не мое: “Любви не угашайте и духом пламенейте”».
Как известно, «Юлий Цезарь» — одна из труднейших трагедий великого английского драматурга. В России она шла крайне редко, а в Малом театре никогда не ставилась.
В МХАТ «Юлий Цезарь» шел с 1903 года в постановке Вл. И. Немировича- Данченко. Особое внимание режиссер уделял народным сценам. Давалась широкая картина упадка республиканского Рима, проводилась мысль о непрочности власти, оторванной от народа. Накануне революции 1905 года в этом заключался большой политический смысл.
В спектакле Малого театра тема народа была отодвинута на задний план. Режиссеры не сумели разобраться в сложной диалектике настроений толпы, в том, что она может увлекаться разными политическими идеями, попасть под влияние авантюристов. Роль толпы в спектакле была снижена. Римская толпа, писал рецензент, — это «бесцельно и бессмысленно топчущиеся на сцене манекены». Некоторые массовые сцены приобретали условно-оперное звучание. Так, например, пляшущие на фоне бумажных гирлянд и соблазняющие прохожих вакханки, по мысли постановщиков, изображали буйное веселье в Риме. Появление Цезаря обставлялось с особой пышностью, которая сама по себе должна была поразить зрителей.
Главным героем спектакля стал Брут в исполнении Садовского, горячий сторонник республики, непоколебимый в своем суровом величии, душевной чистоте, чувстве гражданского долга и республиканского патриотизма. Его действиями двигала любовь к Риму и к свободе, и он убивал своего близкого друга Цезаря, потому что тот нарушил заветы республики. Если Брут — Садовский решился на убийство, то отнюдь не из эгоистических соображений, а единственно во имя нравственного долга. Чувством глубокого патриотизма, убежденностью в правоте своего дела дышали слова Брута, всем сердцем преданного народу.
Трагической силой поражала знаменитая речь Брута на Форуме: «В ней была великолепная читка шекспировского текста, тонкая чеканка слова и сосредоточенная мощь ораторского темперамента». Одетый в белую тогу, Садовский — Брут напоминал античную статую.
Потрясающе передавал артист ужас, охвативший Брута, когда перед ним возникал призрак убитого Цезаря. Особенно сильной была в исполнении Садовского сцена самоубийства. Как писал тот же исследователь (С. Кара-Мурза): «Исполнением этой труднейшей шекспировской роли Садовский показал, что высокий пафос трагедии — истинное призвание артиста».
Остужеву, которому досталась роль Марка Антония, пришлось столкнуться с немалыми трудностями. Дело в том, что Антонию предстояло стать десницей, карающей убийц Цезаря. В то же время, по замыслу режиссеров, внешне он должен был выглядеть красавцем, с лавровым венком на голове. Марка Антония следовало показать предателем, ради достижения своих преступных целей подбивающим народ взбунтоваться. Между тем Остужев основной темой своих героических образов всегда считал тему добра и поэтому никогда не превращался в обвинителя. И все же его Марк Антоний был очень хорош. Н. Розенель считала эту роль одной из наиболее удачных в репертуаре артиста. Его речь на Форуме перед прахом Цезаря тонко, почти неощутимо передавала стремление Марка Антония к власти. И даже не бархатная, а кружевная маска прикрывала лицо хищника.
Большой успех в роли Кассия имел К. Эггерт, но успех, так сказать, внешний, основанный на привлекательной наружности артиста, на его пластичности. Южин спрашивал: «Ну почему вы сделали себя в роли Кассия таким красавцем? Почему вы начисто игнорировали эпитет: “Старый Кассий”? Вам хотелось появиться как можно эффектнее, в тоге, на котурнах, и вы отбросили шекспировский образ Кассия, сурового пожилого человека... Не гонитесь за успехом у баб!».
Цезаря в исполнении М. Ленина отличала благородная осанка, медлительность, величавость. Но это был скорее император, изображенный с помощью обычных театральных приемов, нежели шекспировский герой. Позже артист утверждал, что, играя Цезаря, стремился передать его беспокойство, тревогу за свою жизнь, подчеркивал, что в домашней обстановке Цезарь лишался царственности. «Здесь, — продолжал артист, — я изображал его человеком незначительным, точно съежившимся в предчувствии неизбежного конца».
Надо признать, что вопреки замыслу артиста, его Цезарь, судя по рецензиям, был внешне эффектен, но внутренне неглубок.
По общему мнению, события, представленные в спектакле, развивались излишне замедленно, тяжеловесно. Но при этом нельзя было отрицать, что работа проделана значительная и некоторые актеры заслуживают одобрения. Так, критики хвалили Пашенную в роли Порции. Тем оскорбительнее казался глумливый тон некоторых статей. Например, Загорский утверждал, что в Малом театре не умеют играть Шекспира и никогда этого делать не умели. Как будто в прошлом в его труппе не было таких корифеев, как П. Мочалов, Ф. Горев, А. Ленский, М. Ермолова, Г. Федотова, А. Южин, прославившихся исполнением шекспировских ролей.
К сожалению, неудача постигла театр и при постановке трагедии Ф. Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе», осуществленной Н. Волконским. Оформлял спектакль И. Федотов. Премьера состоялась 31 декабря 1925 года.
Обращение именно к этой шиллеровской пьесе имело особое значение. Дело в том, что на протяжении более ста лет она находилась под запретом царской цензуры.
В беседе с корреспондентом Волконский следующим образом охарактеризовал свое понимание трагедии и творческие устремления театра: «Постановка трагедии интересует нас прежде всего как возможность дать спектакль, отражающий борьбу на арене политических событий двух веков: революционеров, утверждающих через революцию идеи, и революционеров, только пользующихся революцией как средством для самоутверждения. Нужно ли обосновывать, что для современного русского зрителя борьба эта “не дела давно минувших дней” и что этой борьбе русская Октябрьская революция уделяла и уделяет так много внимания и сил».
Режиссер принял участие в переводе трагедии, который осуществил М. М. Морозов. Для сцены она была довольно сильно сокращена и перестроена. Теперь вместо пяти актов пьеса Шиллера свелась к четырем.
Когда спектакль появился на свет, мнения о нем разделились. Ю. Соболев в «Известиях» одобрял выбор этой еще по-юношески несовершенной трагедии, потому что в ней с особенной силой звучал благородный голос «адвоката человечества», «пламенного глашатая вольности». Но, приветствуя постановку трагедии, рецензент обращал внимание на то, что спектакль «не перекликается со зрительным залом», оставляя его холодным. С этим соглашалось большинство критиков.
В спектакле сталкивались два вождя: честолюбивый Фиеско, ставящий собственные интересы выше интересов республики, и Веррина, делающий все для торжества свободы.
Работа режиссера с актерами свелась к тому, что он определил общий план постановки, предоставив каждому исполнителю самостоятельно найти свое место и раскрыть характер. Кстати, напомним, что такой «метод» кое-кто рассматривал как одну из традиций Малого театра.
У большинства актеров театра сложилось представление, что Шиллера надо играть в декламационной манере. И, к сожалению, не всегда такая манера наполнялась живым чувством.
Характерно, что А. Луначарский, побывавший на одной из генеральных репетиций спектакля, высоко оценил декорации, костюмы, музыку, одобрил «монументальный, зловещий бой часов на Генуэзской башне». Заметил, что этот бой «является лейтмотивом всей этой лукавой, кровавой, гибкой и сокрушительной трагедии»... но ничего не сказал об актерской игре.
Даже И. Платон, которого трудно упрекнуть в недостаточном почтении к традициям и даже к рутине Малого театра, 17 мая 1925 года писал А. Южину: «Спектакль пропели». Особенно досталось Остужеву: «Он дал волю всем своим руладам, благо, было где раскатиться, и кричал местами неистово. Михаил Францевич (Ленин. — Ю. Д.) был холоден. Кричали без толку Юлия — Гоголева и Леонора — Белевце- ва, один Садовский играл хорошо и типично. Я не буду говорить о бале-маскараде у Фиеско. Тут было все, что полагается у Николая Осиповича (Волконского. — Ю. Д.). Шагали взад и вперед алебардисты, была введена пантомима “Четыре времени жизни человека”, танцевала восточный танец обнаженная хорошенькая Малышева. Весь двор с подвыпившим племянником Герцога — Джанеттино (Садовский) — наблюдали сценическое представление стоя, весь арсенал пародирований из “Нечаянной доблести” Театра имени Комиссаржевской е tutti quanti, все старые знакомые прошли передо мной.
В общем, актеры очутились в беспомощном положении, режиссера не было, ставили большей частью сами актеры, и от этого безрежиссерского персимфанса я получил тяжелое впечатление».


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25