Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются.
А.Моруа

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ 1922-1927


Малый театр доказал, что способен служить народу. С 1921 года в стране вводилась новая экономическая политика — нэп. X съезд РКП(б) принял решение о переходе от продразверстки к продналогу. Крестьяне теперь получали право вывозить излишки сельскохозяйственных продуктов на рынок для свободной продажи. Декретом Совета Народных Комиссаров от 30 июля 1921 года допускалась частная торговля, как розничная, так и оптовая. Разрешалось открытие частных магазинов, промышленных предприятий, действовавших по преимуществу в сфере обслуживания населения. Иностранным фирмам были предоставлены концессии. При этом сохранялся контроль государства как в экономической, так и в политической областях.
В первые годы нэпа начали функционировать частные театры, цирки, кинематографы. Появились частные издательства. В Малом театре были возобновлены постановки мещанских пьес: «Сестры Кедровы» Н. А. Григорьева-Истомина, «Псиша» Ю. Д. Беляева. Этой пьесой открылся, после перерыва, филиал Малого театра на Таганке, хотя он предназначался для обслуживания рабочего зрителя.
На прошедшем в 1923 году XII съезде РКП(б) говорилось о необходимости усилить работу по созданию и подбору революционного репертуара, практического использования театров для «систематической массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм».
В резолюции XII съезда РКП(б) по вопросам пропаганды, печати и агитации указывалось на то, что чрезвычайно важно «усилить работу по созданию и подбору соответствующего революционного репертуара, используя при этом в первую очередь героические моменты борьбы рабочего класса».
Сложность утверждения новых идейных и художественных принципов в Малом, как и в других театрах, до известной степени определялась крайне тяжелым экономическим положением. Сначала империалистическая, а затем гражданская война истощили экономику страны.
В подобных условиях, естественно, не хватало денег для материальной поддержки театров. Заработная плата в связи с падающим курсом рубля фактически снижалась. Чтобы не голодать, артисты зачастую были вынуждены выступать в случайных спектаклях. Это мешало созданию творческой атмосферы, более того, поддержанию элементарной дисциплины.
Лихорадило и Малый театр, ведь и без того небольшая государственная дотация снижалась. 4 июля 1922 года член Дирекции С. Головин сообщил А. Южину, что субсидия, предоставляемая театру, уменьшается на 15 миллиардов, хотя и так едва удавалось сводить концы с концами. Только дипломатический дар Южина, его уверенность в том, что Малый театр в новых условиях необходим и поэтому не имеет права ни на один день прекращать работу, его авторитет, умение убеждать предотвратили забастовку. Но 6 августа 1921 года Дирекция в полном составе обратилась с письмом к Народному комиссариату просвещения. В нем говорилось: «Условия, в которых приходится работать Малому театру, стоящему в первом ряду охраняемых государством культурно-художественных ценностей России, таковы, что если не будет изменений срочно и твердо, лучше его закрыть. Он, как и другие крупные театры, верным путем ведется этими условиями к полному разложению.
Можно с уверенностью сказать, что теперь любой член данного театра, начиная от первого его артиста до последнего сторожа, если не имеет добавочного приработка или если кто-нибудь из них на одну-две недели прервет свой ежедневный и разнообразный труд, он со всей семьей обречен на тяжелую нужду, вплоть до голодной смерти. Этот непрерывный страх убивает всякую фантазию, всякое творчество, превращает художника в загнанную лошадь, подгоняемую неумолчным и неумолимым кнутом до полного изнеможения».
Сложное материальное положение театра усугублялось еще и тем, что после введения новой экономической политики изменялись формы распределения билетов. В годы гражданской войны они почти не поступали в открытую продажу, а распространялись через профсоюзные, военные и другие организации, в свою очередь предоставляющие материальную компенсацию театрам. Теперь театры обязывались продавать билеты через кассу, а это не так просто было организовать. К тому же содержание здания Малого театра, несмотря на произведенный ремонт, нуждалось в значительных добавочных ассигнованиях. Строительная комиссия, произведя обследование, констатировала, что своды и фундамент находятся в неудовлетворительном состоянии. Сцена фактически лишена пожарного занавеса. Часть здания, сгоревшая в 1914 году, остается в разрушенном состоянии до настоящего времени и угрожает частичными падениями. Реконструкции подлежала и система отопления.
Конечно, Наркомпрос по мере сил старался помочь театру. 19 сентября 1921 года академическим театрам было разрешено брать деньги, необходимые для покрытия текущих расходов, из сумм, полученных от реализации билетов. 5 мая 1922 года Совет Народных Комиссаров РСФСР вынес постановление об отпуске специальных средств, предназначенных на покрытие дефицита академических театров. Это было сделано по ходатайству Наркомпроса.
Двадцать седьмого марта 1924 года Южин подал Луначарскому докладную записку о том, что дефицит, который образовался в Малом театре, нельзя покрыть никакими сборами. «В то же время необходимо повысить зарплату лучшим артистам, доведя ее до 35-40 процентов довоенной. Малому театру нужно еще 200 ООО». Руководитель театра понимал, что в сложившихся условиях просить у государства денежной помощи не имеет права. Поэтому он говорил о необходимости передать в качестве филиала здание Нового театра (теперь в этом помещении играет Российский Академический Молодежный театр), а также Александровский пассаж, с тем чтобы доходы, получаемые от аренды действующих в нем торговых помещений, целиком пошли на нужды Малого театра. Правительство не согласилось с этим предложением. 7 августа 1925 года Совет Народных Комиссаров РСФСР вынес постановление, согласно которому Большой и Малый получили большую субсидию. В 1926 году в Малом театре был произведен капитальный ремонт, перестроена закулисная часть, приведено в порядок отопление. Сгнившие деревянные сваи, на которые опирался фундамент, были заменены на железобетонные.
Споры возникли по поводу наружной окраски здания. Моссовет предложил выкрасить здание в немаркий серый цвет, но восторжествовало мнение художника
И. Э. Грабаря и архитектора А. В. Щусева, представлявших Главнауку. Они предложили «окрасить здание в светло-желтый цвет, с белым». Так театр окрашен и теперь.
Кроме материальных трудностей, которые приходилось переживать всем театрам, у Малого театра были и свои специфические тяготы. Напомним, что по утвержденному Наркомпросом Положению Малым театром управляла выборная Дирекция, состоявшая из пяти человек. На ежегодных перевыборах состав ее изменялся, но во главе оставался Южин. Он фактически по-прежнему руководил театром.
Однако начал сказываться возраст. Александр Иванович часто болел, был вынужден подолгу лечиться в санаториях, и тогда порядок в Дирекции, а значит, и в театре, нарушался. Сам Южин сообщал писателю П. Гнедичу: «С моим отъездом каждый стал независимо править своей частью да враждовать друг с другом».
Долго так продолжаться не могло, тем более что в ЦК профсоюза работников искусств существовало настороженное, предвзятое отношение к Южину. Говорили, что он бывший князь и его обязательно следует «подкрепить» подлинно советским работником, который будет проводить в театре установки Советской власти. Пока Луначарский был в отъезде, его заместительница В. Н. Яковлева, женщина энергичная, но далекая от искусства, подписала 16 января 1923 года приказ о назначении М. О. Скороходова на должность директора-распорядителя.
Ситуация создалась сложная: нарушалась традиция театра, по которой все его директора избирались коллективом. К тому же Скороходов повел себя нетактично. На общем собрании он заявил, что собирается «через организацию молодых сил театра, через вовлечение их в активную работу театра, через привлечение новых режиссеров, стоящих на платформе академических театров, через постановку новых пьес, глубоко содержательных и глубоко художественных, направить деятельность этого театра в то русло, в котором она протекала в течение ста лет его славной деятельности». А в кулуарах он говорил, что Малый театр разваливается и виновник этого развала Южин. Скороходов противопоставлял театральную молодежь основному составу. Кроме того, он предложил снять с репертуара, как антихудожественные, пьесы «Ночной туман» Южина и «Оливер Кромвель» Луначарского.
В театре поднялась буря. И когда 12 марта 1923 года Южин вернулся из отпуска, он получил письмо, подписанное всеми членами труппы: «Все мы, имеющие честь служить вместе с Вами одному общему любимому делу, глубоко оскорблены и потрясены словами и поступками т. Скороходова. <...> За последние два месяца распалось все, с самого дна поднялась муть, грозящая затопить нас и погубить наше любимое дело»3. Содержание письма было немедленно доведено до сведения Народного комиссара просвещения, и Скороходов от работы в Малом театре был освобожден.
И тем не менее положение в театре не могло больше оставаться прежним. Коллегиальное управление явно себя изжило. 17 марта 1923 года приказом Наркомпроса «Основное положение», утвержденное в 1919 году, отменялось и вводилось единоличное управление театром. Должность директора предложили занять Южину. Сначала он решительно отказался, заявив, что театр находится в тяжелой финансовой ситуации: «К сожалению, я не обладаю тем финансовым гением, который умеет выходить из таких положений». Но в итоге дал себя уговорить.
Вступая на пост директора как единоличного руководителя театра, Южин обратился к Луначарскому с письмом, где изложил свое понимание творческого своеобразия Малого театра. Он писал: «Сто лет он (театр. — Ю. Д.) шел рука об руку с высшими устремлениями русской освободительной мысли, русской литературы, русской общественности и во главе всего русского театра боролся за высокие идеалы тем единственным оружием, которое дано в руки сцене — неотразимым влиянием художественных образов и великих мыслей на общественную психику тех миллионов зрителей, которые сто лет изо дня в день вливаются в его зрительный зал. Все, что мог сделать театр как таковой для расчистки тернистого пути, которым шли к великой цели общего счастья и права люди активной общественной и политической борьбы, сделано Малым театром на всем протяжении его жизни и будет сделано им в будущем».
Но состояние здоровья Южина ухудшалось, иногда он неделями не бывал на спектаклях и репетициях. Ему был необходим энергичный помощник.
Таким помощником, вернее, заместителем директора, в 1925 году стал Владимир Константинович Владимиров (1886-1953). Он родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. В 1910 году окончил юридический факультет Московского университета. С 1906 года выступал как актер-любитель. В 1914 году был призван в армию. После Октябрьской революции служил в Красной Армии. Оказался в Крыму, где работал членом Крымской комиссии народного просвещения. Тогда же его избрали членом Центрального комитета профсоюза работников искусств.
Человек деятельный, умный, образованный, широко мыслящий, понимающий, что одной из главных задач Малого театра должна быть борьба за советский репертуар, Владимиров пришелся, как говорится, ко двору. Платон писал Южину: «Владимиров человек стойкий, осторожный, любящий дело и работающий до самозабвения».
С 1 января 1926 года Владимиров — фактический директор театра. Южин оставался почетным директором и председателем Художественного совета. От организационных дел он отошел. Александр Иванович приветствовал эти перемены. 31 декабря 1925 года он писал Владимирову: «Душевно рад, что трудное и сложное дело фактического управления Малым театром переходит в ваши руки»4. И труппе он говорил: «Дело управления Малым театром переходит в руки В. К. Владимирова, успевшего за год вызвать ваше доверие и симпатии и мое признание в целесообразности того, что сделано за год моей болезни в качестве моего заместителя»5. На посту директора Владимиров оставался до 1933 года; его главная заслуга в том, что он привлек в театр советских драматургов, и прежде всего К. А. Тренёва, с которым познакомился еще в Крыму.
Остановимся на некоторых принципиальных организационных вопросах. Напомним, что с первых лет революции Малый театр постоянно давал спектакли в рабочих клубах. 12 августа 1922 года был заключен договор с Райполитпросветом Рогожско-Симоновского района, в котором говорилось: «Исходя из соображений необходимости устройства культурных развлечений определенной ценности <...> они (т. е. Малый театр и Райполитпросвет. —Ю.Д.) согласились совместно эксплуатировать театр бывший “Вулкан”». Это был первый филиал московского театра в рабочем районе. И характерно, что, согласно договору, арендная плата выдавалась билетами на спектакли, распределяемыми по фабрикам и заводам.
В 1926 году был основан Музей Малого театра. Первая задача, которая перед ним встала, — отразить период «идеологических сдвигов и художественных исканий, то есть работы театра начиная с октября 1917 до 1927 года».
Иногда кажется удивительным, как театр в труднейших послереволюционных условиях не только не растерял свои традиции, а, наоборот, приумножил их. Причин тому было несколько. Выделим две, с нашей точки зрения, главные: это высокое уважение к старейшему театру со стороны нового зрителя и столь же высокое к нему уважение со стороны Наркомпроса.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25