Театр отмечал юбилей главного режиссера. Это был хорошо разыгранный спектакль.
Савелий Цыпин

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

МАЛЫЙ ТЕАТР В 1824-1850 гг.


Сейчас Малый театр находится в самом центре Москвы, но в начале XIX века этот район еще только начал осваиваться. В XVII веке через Петровскую площадь протекала река Неглинка, и на том месте, где теперь стоит Малый театр, был топкий берег. Когда в 1818 году Неглинку заключили в трубу, архитектор О. И. Бове и поставщик запасов для армии во время Отечественной войны купеческий сын В. В. Варгин предложили план застройки всей площади. Согласно этому плану был воздвигнут дом Варгина с концертным залом и магазинами на первом этаже.
По предложению театральных руководителей Варгин в течение двух месяцев переделал свой дом для театральных представлений. До 1829 года он был владельцем здания и сдавал его в аренду. Но затем, из-за обнаружившихся злоупотреблений в связи с армейскими поставками, Варгин был осужден, заключен в Петропавловскую крепость, а после сослан в Сибирь. Вернулся он только в 1839 году. Между тем 16 мая 1832 года последовало высочайшее повеление приобрести для государственного (императорского) театра дом купца Варгина. С тех пор труппа Малого театра играла уже в казенном здании.
В одном из путеводителей дано описание Малого театра первых лет: «Скажем об отличном убранстве внутренности, — оно очень хорошо и великолепно и, как некоторые замечают, слишком золотисто. Ложи в сем театре расположены в четыре яруса. Верхние места весьма неудобны.
Занавес, представляющий один из видов Петербурга, работы Г. Иванова, — превосходен».
На протяжении последующих полутораста лет Малый театр, конечно, много раз ремонтировался, его закулисная часть и сцена переделывались, но зрительный зал и сейчас выглядит примерно так же, как в дни своего открытия.
В. И. Ленин говорил, что целый период в истории русского общественного движения (1825-1861) прошел под влиянием декабристов и Герцена. В 1827 году шеф жандармов граф А. X. Бенкендорф докладывал царю, что у каждого третьего студента Московского университета можно найти запрещенные стихи А. С. Пушкина и крамольные песни К. Ф. Рылеева; царь распорядился очистить Москву от этой «заразы». Но дело для правительства оказалось еще более опасным: революционные стихи поэтов-декабристов, а также Пушкина и Лермонтова стали известны солдатам, их распевали в казармах и лагерях. Восстание декабристов было подавлено, но призрак его продолжал пугать реакционное дворянство и прежде всего самого царя. По существу, вся николаевская эпоха, внешне необычайно помпезная, была проникнута страхом. Значительная часть дворянства испугалась за свои привилегии. И, по словам А. И. Герцена, «явились дикие фанатики рабства, одни из подлости, другие хуже — бескорыстно».
Растерянность, непонимание, как жить дальше, мысли, что все потеряно и нет сил, могущих противостоять реакции, охватили сознание многих. Но в то же время накапливалась революционная энергия, возникали революционные общества. В 1830-е годы молодые люди, связанные с Московским университетом, организовали кружок, во главе которого встал молодой философ Н. В. Станкевич. Туда вошли В. П. Боткин, М. А. Бакунин, Н. К. Кетчер. К ним присоединился В. Г. Белинский, вскоре ставший главой этого содружества, получившего название «Литературного общества одиннадцатого нумера». И здесь все чаще звучали революционные речи.
Таким образом, вопреки всем попыткам подавить стремление к свободе, оно захватывало все новые умы, оказывало влияние и на театр. Герцен писал: «Безотходный дух критики овладел и театром; мы его приносим с собой в партер. Сочинитель пишет пьесу для того, чтоб... отдохнуть от действительности жизни, глядя на воспроизведенную искусством; мы выходим из театра задавленные мыслями, тяжелыми и неловкими. Это понятно. Театр — высшая инстанция для решения жизненных вопросов».
В 1829 году в системе министерства двора была создана Дирекция императорских театров; ей подчинялись петербургские театры. Что же касается московских, то за ними Дирекция вела только общее наблюдение. В 1842 году министр двора князь П. М. Волконский представил царю записку, в которой говорилось: «До 1822 года петербургские и московские императорские театры состояли под управлением одного главного директора, а с того времени московские отданы под начальство тамошнего военного генерал-губернатора, управляются независимо от оных.
Для однообразия направления театральных зрелищ, к совершенству и для обоюдной выгоды тех и других театров признал бы я полезным обратиться к прежней мере, то есть соединить управление здешними и московскими в лице директора с.-петербургских театров под началом министра императорского двора». При этом директора московских театров должны были переименовать в управляющего. На данном документе 11 февраля 1842 года Николай I наложил резолюцию: «Испытать в течение сего года». Испытание было признано удачным; с тех пор петербургские и московские театры оказались под одним управлением.
Для чиновников, руководивших театрами, формальные, бюрократические моменты зачастую были важнее творческих. Так, 25 сентября 1833 года директор императорских театров А. М. Гедеонов утвердил правило, согласно которому актер обязан выучивать в день двадцать пять строк текста роли. Если он не «выполнял норму», то платил денежный штраф. А как актер понимал свою роль — это руководителей театра не интересовало.
Актеры нередко оказывались бесправными при решении творческих вопросов. Об этом с болью писал Гоголю Щепкин: «...И из артистов сделались мы поденщиками. Нет, хуже: поденщик свободен выбирать себе работу, а артист — играет все, что повелит мудрое начальство».
И все же актеры Малого театра по возможности стремились и в выборе репертуара и в творческом исполнении идти в ногу с прогрессивными идеями времени. Именно этим театр привлекал передовых людей, заставлял их со всей серьезностью относиться к спектаклям.
А театральная дирекция заботилась о том, чтобы сцену заполняли верноподданнические произведения или же такие пьесы, которые уводили зрителей в сторону от серьезных общественных проблем.
Известно немало драматургов, создававших пьесы с ярко выраженной монархической тенденцией. Среди них назовем Н. В. Кукольника (1809-1868) и Н. А. Полевого (1769-1846).
Для первого из них характерно использование внешних атрибутов романтизма: безотчетная тоска, мечтательность, нагнетание ужасов, перенесение действия в мир фантазии, в экзотические страны, в далекое прошлое, отказ от точности при обращении к историческим событиям, постоянные переходы из одного состояния в другое, стремление к мелодраматическим эффектам.
Особую милость двора драматург снискал пьесой «Рука всевышнего отечество спасла», рассказывающей о борьбе России с польскими оккупантами в начале XVII века и о возведении на престол царя Михаила Федоровича. Кукольник представил своих героев глубоко религиозными людьми, Минин же был превращен в святого, чудесным образом исцелившего лежащего на смертном одре князя Пожарского. Вся пьеса утверждала божественность царской власти вообще и дома Романовых в частности.
В исторической драме в 5-ти актах в стихах «Боярин Фёдор Васильевич Басенок» рассказывается, как Галицкий князь Дмитрий Шемяка (1420-1453) незаконно занял московский престол, отстранив Василия II Темного. Но исторический фон понадобился драматургу только затем, чтобы развернуть эффектную и по тем временам совершенно невероятную любовную историю. По справедливому замечанию рецензента, это была «тысяча первая попытка на воспроизведение итальянских и испанских страстей и отравлений, но одетых в русскую речь, охабень и сарафан».
Что касается Н. А. Полевого, то, прежде чем стать драматургом, он пережил тяжелую душевную драму. Сын разорившегося купца, Полевой самоучкой овладел многими знаниями и стал образованным человеком. С 1825 года он издавал журнал «Московский телеграф», проповедовавший буржуазный путь развития России. Это вызвало ненависть ристократических кругов, близких ко двору. Доносы на Полевого следовали один за другим. Его прямо называли якобинцем. В 1832 году Полевой получил замечание от шефа жандармов Бенкендорфа за напечатанную в журнале статью о пьесе «Горе от ума». В ней усмотрели чуть ли не призыв к революции. В 1833 году Полевой опубликовал рецензию на пьесу «Рука всевышнего отечество спасла», указав в первую очередь на художественное несовершенство произведения, после чего «Московский телеграф» был закрыт.
Отставленный от журналистской деятельности, Полевой обратился к драматургии. В его пьесах утверждалась идея единства царя с народом, а главное — с купечеством. Как и прежде, писатель рассматривал буржуазию в качестве ведущей силы общества, но теперь он искал для нее союза с монархией. Однако он не мог
не понимать, что прославление монархии, уход от общественно важных проблем оскорбляет и унижает его и как деятеля культуры, и просто как человека. С горечью писал он брату Ксенофонту Алексеевичу: «Замолчать вовремя дело великое. Мне надлежало замолчать в 1834 году. Вместо писания для насущного хлеба и платежа долгов лучше тогда заняться чем-нибудь, хоть торговать в мелочной лавке».
Пьесы Полевого, написанные с невероятной быстротой, представляют собой своеобразное сочетание всевозможных театральных эффектов, обычно заимствованных у других драматургов. В пьесах много сцен и лиц, не имеющих отношения к сюжету, но необходимых для создания необыкновенных ситуаций. Действующие лица либо злодеи с душами черными, как у демонов, либо они кротки, как ангелы. Переход людей из одного состояния в другое зачастую совсем не оправдан. Например, в пьесе в 5-ти действиях «Ермак Тимофеевич, или Волга и Сибирь» есть, кажется, все, что может найти отклик в душе масленичного посетителя театра: и удалой казак Ермак Тимофеевич, и его разгульная вольница, и Волга-матушка, и Сибирь — золотое дно, и битвы, и шаманы, и разбойники, и подьячие, и пищали, и гром, и пушечные выстрелы, и песни «Вниз по матушке по Волге» и «Не шуми ты, мати зелена дубравушка».
Пьесы Кукольника, Полевого и других драматургов охранительного направления, художественно очень слабые, а иногда и просто бездарные, шли на сцене Малого театра. Мало того, Дирекция делала все для их успеха. Когда в 1844 году пошла пьеса Кукольника «Боярин Фёдор Васильевич Басенок» с второстепенным актером Ф. Н. Усачевым в главной роли, было приказано, чтобы его заменил первый трагик московской сцены П. С. Мочалов. Но, как сказано в рецензии, «ни похвалы журналов, ни известность г. Кукольника на сценическом поприще, ни новые декорации, ни костюмы — ничего не могло привлечь публику, которая собралась на первое представление трагедии в весьма небольшом количестве. Успех ее сомнителен, или, лучше и справедливее, она не имела успеха».
Значительное место в репертуаре Малого театра занимали мелодрамы. Исследователи называют мелодраму буржуазным жанром, связывают ее появление и развитие с Великой французской революцией. В основе сюжета, разрабатываемого в мелодраме, всегда лежит неожиданное событие, поворачивающее действие в новом направлении. Тайна — необходимая составляющая мелодрамы, герои которой всегда отличаются силой воли и фантастическим упорством в борьбе за достижение своих целей. Это люди иногда добродетельные, чаще порочные, но они не прозябают, не заискивают перед знатью, не разрешают себя унижать.
Из многих признаков мелодрамы один чрезвычайно важен для нее как для буржуазного жанра: в моральном соревновании со знатными, даже с королями, победителями выходят представители третьего сословия. Мелодрама утверждала моральное равенство всех людей, но в то же время отрицала социальную борьбу; недостатки общества следует уничтожать не путем общественных изменений, а через нравственное исправление людей. И часто в мелодрамах закоренелые злодеи, умиляясь безропотной покорности своих жертв, мгновенно превращались в людей добродетельных или же одним ударом кончали с жизнью.
Дирекция императорских театров понимала, что мелодрамы с их удивительными страстями и характерами, с сюжетами, оторванными от русской действительности, уводят театр в сторону от важных общественных проблем. Но, с другой стороны, ее настораживало, что в иных мелодрамах декларировались преимущества простых людей. И цензура каждый раз очень осторожно разрешала мелодрамы к постановке.
На мелодраму шло наступление и из другого лагеря. «Корчами воображения» назвал этот жанр Белинский, а Гоголь писал: «Положение современных актеров жалко. Перед ними трепещет и кипит свежее народонаселение, а им дают лица, которых они и в глаза не видели. Что им делать с этими странными героями, которые не французы, не немцы, но какие-то взбалмошные люди, не имеющие решительно никакой определенной страсти и резкой физиономии».
Особенный успех имела мелодрама «Тридцать лет, или Жизнь игрока» В. Дюканжа. Впервые поставленная в Париже в 1827 году, она на следующий год пошла в России. Публику поразила история картежника Жоржа де Жермени: молодой человек проиграл состояние свое и жены, опустился, впал в нищету, жил в лесной хижине, едва не убил родного сына, чтобы еще раз отдаться ужасной страсти, и наконец бросился в горящий дом, увлекая туда своего соблазнителя Вернера.
Конечно, зрителей захватывал сюжет, но имелась еще одна причина успеха пьесы. Да, преступна и ужасна жизнь Жоржа, обманывавшего и разорявшего своих близких, но в его душе была сила страсти. Когда же мера преступлений перешла через край, Жорж сам предал себя страшной казни.
Также в репертуаре Малого театра присутствовало много водевилей: спектакль начинался и заканчивался водевилями, по большей части одноактными.
Водевиль — комедия, обычно короткая, всегда с благополучным концом. Но на пути к удаче действующие лица встречают различные препятствия. В преодолении этих препятствий и порождаемых ими забавных qui pro quo и состоит одна из особенностей водевиля.
Драматурги-водевилисты редко создавали характеры, но почти всегда маски: брюзга, ханжа, скряга, мот; лишь изредка они поднимались до социальных обобщений, до сатиры.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25