Без творческих поисков нет подлинного искусства.
Дмитрий Шостакович

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

Мейерхольд предлагал Станиславскому возглавить Малый театр, тем самым выражая недоверие его руководителям. Через несколько лет Мейерхольд заявил, что руководство Малого театра «поставило его на грань откровенной халтуры».
Конечно, подобные выступления создавали нервную обстановку, тем более что Мейерхольд был не только выдающимся режиссером, но с 5 ноября 1920 года заведующим Театральным отделом Наркомпроса. Правда, согласно решению Луначарского, академические театры были выведены из-под его контроля.
Все чаще деятельность Малого театра рассматривали с вульгарно-социологических позиций. Некоторые критики утверждали, что бывший императорский театр продолжает служить уходящим классам и не может найти свое место в новых, революционных условиях.
Ратуя за новое искусство, Эм. Бескин писал: «Из народническо-демократической традиции свободы старого буржуазного театра, и в частности Малого театра, не могут ни в коем случае создаться элементы театра пролетарского»2. Другой критик, О. С. Литовский, в статье, недвусмысленно озаглавленной «Мирное житье», утверждал: «Мельпомена Малого театра — это именно купеческая Мельпомена. Там перпендикулярно к Мюр и Мерилизу не просто ставят Островского, а еще стараются доказать, что это именно то, что нужно нам теперь; что эти обои в цветочках и герани на окнах, кисейные занавесочки, торшеры, вицмундир Жадова и идеологическая ливрея Глумова, — одним словом, все это тихое семейное счастье, все это отжившее свой век фрондирующее мещанство именно и есть доподлинная революция.
Но могут возразить, в Малом театре шел и Шиллер. Но там бессмертные творения поэта “бури и натиска” превращаются в Марию Ивановну Стюарт, дочь первой гильдии купца, лабазника с Болота...
Их слишком много в Малом театре, этих подьячих, псаломщиков от романтики, дьячков от героизма».
Подобные выступления производили на деятелей Малого театра самое тяжелое впечатление, повергали в растерянность, тем более что авторы зачастую брали на себя смелость выступать от имени пролетариата и даже советской власти.
Существовала и диаметрально противоположная, но также неверная точка зрения, сформулированная поэтом и теоретиком символизма Г. И. Чулковым. Он полагал, что главная задача Малого театра — сохранить в неприкосновенности то, что уже было достигнуто, превратить театр в своеобразный музей. «Пусть останется, как остров среди бушующего океана, и наш Дом Щепкина».
Луначарский в спорах с «леваками», нападавшими на Малый театр, провозглашал официальную точку зрения: «Народный Комиссариат просвещения твердо стоит на той позиции, что он обязан хранить лучшие ценности художественной культуры прошлого. Огульная характеристика этих ценностей как буржуазных есть смешная и невольная уступка буржуазии, которой таким образом отдается слишком много чести».
Советская власть стремилась очень осторожно завоевывать академические театры. Тот же Луначарский писал: «Нам не хотелось пускать в ход насилие, и мы привлекли их на службу нового государства, первоначально на началах более или менее договорных, на началах автономии театров. Советская власть завоевала довольно широкие симпатии в Ак. театральной среде своею деликатностью и “либерализмом”, что облегчало и впредь облегчит работу».
Что касается А. Южина, то, страстно преданный Малому театру, он всегда считал: именно этот театр окажется особенно полезен обществу. Вот почему в самых трудных обстоятельствах он оставался на своем посту и отстаивал право Малого театра служить народу. Луначарский заметил: «Южин, вроде Кони (речь шла об известном юристе, бывшем сенаторе А. Ф. Кони. — Ю. Д.), как-то чувствовал, что в новой власти есть глубокая “народность”». И дальше нарком просвещения рассказывал, как однажды (это было в 1918 году) во время антракта он пошел за кулисы, чтобы поблагодарить Южина за игру в спектакле «Посадник». Когда Луначарский вошел в уборную артиста, служившую также директорским кабинетом, Александр Иванович поднялся со своего места и, как был, в костюме и гриме, крепко обнял Луначарского и поцеловал. «Ах, Анатолий Васильевич! — воскликнул он вдруг. — Вы представить себе не можете, какое беспокойство разрывает постоянно мое сердце. Мне так глубоко хочется доказать новому правительству, что Малый театр нужен».
Южин испытывал к Луначарскому полное доверие и уважение. 5 апреля 1923 года он писал Теляковскому: «Во главе Наркомпроса стоит Луначарский, человек, понимающий значение театра и любящий его и действительно много сделавший для его сохранения».
Южин полагал, что Малый театр должен быть превращен во Всероссийскую театральную академию с правом открывать филиалы и студии, рассчитанные на разные слои населения. А коль скоро Малый театр будет признан академией, он не только обязан сохранять, но и совершенствовать высшие формы искусства. Но при этом Южин решительно выступал за сохранение автономии театров. Когда в 1919 году встал вопрос о национализации театрального дела, Южин вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко и К. С. Станиславским выступил против этого акта. Руководитель Малого театра имел твердое политическое и творческое кредо, которое ни при каких обстоятельствах не считал нужным скрывать. Луначарский был прав, говоря, что Южину присущ «широкий внепартийный либерализм, за который он держится твердо. И его отношение к власти полно достоинства. В нем чувствуется старый барин, которому не к лицу хотя бы малейшая тень заискивания или лести». И поскольку Южин убедился, что Советская власть хочет сохранить лучшее из старого искусства, он искренне встал на путь сотрудничества с нею.
Южин понимал, что в Малом театре немало рутины, но в годы Гражданской войны, когда на театр напали те, кто утверждал себя в качестве «революционеров» от искусства, он считал своим нравственным долгом защитить театр от подобного рода критики.
По мнению Южина, театр выше, чем кафедра и школа, потому что является искусством. Театр создает художественные образы, а они, как ничто другое, раскрывают суть человека и времени. Южин был убежден, что театр обязан «укрупнять жизнь», что человеческие мысли и чувства должны освобождаться на его подмостках от всего мелкого, случайного. Он полагал, что в возвышенности заключается магия театра, которая способствует общественному и нравственному воспитанию и художника и зрителя.
Южин был активной натурой, бойцом и всегда смело отстаивал свои убеждения. Так, он полагал, что режиссер нужен только как помощник актера, и решительно отвергал режиссуру как самостоятельное искусство. В этом отношении он противостоял Художественному театру, хотя позднее отчасти пересмотрел свое мнение.
Сценическое оформление, по его убеждению, должно отличаться бытовой точностью. «Как актер я хочу, чтобы на сцене дверь была дверью, камин камином, люстра люстрой, чтобы мне во время спектакля чувствовать себя в обстановке, соответствующей ходу действия». Всякая условность в оформлении им отвергалась, как и живописные декорации, приобретающие в спектакле самодовлеющее значение. «Я не люблю живописи. Совсем не люблю... Вот представьте себе: не люблю, не признаю и не стыжусь этого».
Задача театра, по убеждению Южина, будить светлые чувства, провозглашать красоту человека, его искусство должно быть оптимистическим и чистым.
Александр Иванович был по натуре добр и отзывчив, не терпел даже намека на чинопочитание и бюрократизм. Любой работник театра мог прийти к нему с уверенностью, что его выслушают. В то же время авторитет Южина был очень велик, по пустякам его старались не беспокоить.
Когда нападки на Малый театр усилились, Южин выступил с несколькими статьями на страницах журнала «Культура и жизнь». В одной из них он писал, что теперь, когда пришел новый зритель, театр обязан «учетверить» свою культуру. «Великое преступление против святая святых искусства давать этим доверчивым, открытым и жаждущим душам второй, третий сорт искусства, его макулатуру». Театр обязан поднимать зрителя до своей высоты, а не опускаться ниже собственных художественных достижений.
В 1921 году в Зимнем театре сада «Эрмитаж» состоялся диспут, посвященный пути развития советского театрального искусства. Многие из собравшихся были убеждены, что старое искусство насквозь буржуазно и отжило свой век. Громом аплодисментов встретили заявление Мейерхольда, что Малый театр превратился в богадельню для престарелых и бездарных артистов. Южина не только не избрали в президиум, но никто даже не внес такого предложения. Он сидел в партере в шубе, валенках, круглой меховой шапке и очень волновался. Председательствующая, молодая актриса, нарочно перепутала его фамилию, назвала Южным. (В то время в Москве был фарсовый артист и эстрадный рассказчик Я. Д. Южный. — Ю. Д.) Александр Иванович взошел на трибуну и сказал: «Зачем нам сейчас спорить в такой резкой форме о том, что нужно народу. Уверяю вас, что наш народ сам вынесет нам свой приговор и скажет, что ему нужно в искусстве — глубина содержания и мысли или форма, ничем не наполненная, пустая и непонятная форма. Народ скажет сам, и скорее, чем вы думаете. И мы увидим, кто из нас прав».
Вернувшись с диспута, Южин собрал труппу своего театра и выступил с речью. Он говорил о необходимости напрячь все силы, когда на старый театр (по Южину — театр вечный. — Ю. Д.) ведутся нападки. В такой момент Малый театр должен проявить максимум художественной энергии и делом ответить на происки и пристрастия. «И эти нападки и эти сомнения не страшны, если театр может противопоставить свою волю к творчеству, ясное понимание своих задач и силу для их разрешения»3. Южина поддержали О. А. Правдин, И. С. Платон, И. А. Смирнова, А. А. Яблочкина, Н. О. Волконский.
Старейшина Малого театра не отрицал новых течений в театральном искусстве. Напротив, он говорил: «Простор велик. Новая Россия отвела театру большое пространство. Всем хватит места. Но не всем дорасти до полного развития своих сил».
Что же касается творческого своеобразия Малого театра, то оно возникает из- за того, что спектакли создаются соединенными усилиями режиссера и всех участвующих, причем инициатива каждого талантливого исполнителя не только не гасится, но всячески поощряется.
МХАТ, по убеждению Южина, театр единой воли, во всяком случае единой инициативы. Для Малого театра режиссер «равноправный член (первый среди равных. — Ю. Д.) в ряду главных актеров, для Художественного театра — вождь, идущий впереди... В Художественном театре поток художественной воли сдавлен гранитными берегами уже не режиссерского, а так сказать абсолютного императива».
Эти положения ни в коей мере не характеризуют Южина как ретрограда, полагающего, что в театре, в том числе Малом, ничто не должно изменяться. Наоборот, он был убежден, что театр есть «отрицание всякой окаменелости, очищение жизни от всего омертвелого, создание вечно обновленных все более и более совершенных ее форм».
Говоря о подлинных традициях Малого театра, Южин в первую очередь называл страстную любовь к свободе. На второе место он ставил творческую дисциплину, причем такого уровня, когда актеру легче перенести потерю жены или ребенка, нежели сорвать спектакль.
И такой же любовью к театру должны отличаться не только актеры, но и парикмахер, машинист, администратор, рабочий сцены, служащий в конторе, гардеробщик, билетер, ибо все они служат общему делу — искусству.
Пожалуй, в этих словах звучит излишний жертвенный пафос, даже аффектация, но Южин был искренне убежден в своей правоте, он полагал, что нет такой трудности, которую актер не преодолел бы во имя театра.
К традициям Малого театра Южин относил также разнообразие и насыщенность репертуара. При этом он понимал, что подлинный актер Малого театра — всегда творческая индивидуальность, что сумма индивидуальностей составляет театральный коллектив. И еще — Малый театр требует от актеров жизненной правды, сочетания внутренней силы и оригинальности исполнения. «Жизнь на сцене в исполняемой артистом роли должна заслонить личную жизнь артиста».
Именно за продолжение этих традиций Южин активно боролся, находя поддержку в Народном комиссариате просвещения, у демократической публики и части театральной критики.
Так, Н. Е. Эфрос, бесспорный авторитет в области театра, писал: «Малый театр — наша историческая драгоценность. Он и сейчас в ярком сиянии громадной значительности его прошлого». И дальше критик продолжал: «Полная ложь — слова о маразме. Малый театр не доживает, но живет».
При всем сказанном, конечно, в работе Малого театра имелись и серьезные недостатки. На них мы остановимся при анализе отдельных спектаклей.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25