Самых хороших и самых плохих актеров мы видим отнюдь не на сцене.
Ромен Роллан

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

1917-1941 гг.

ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА 1917-1921


В самые первые дни после установления советской власти Малый театр не работал. 1 ноября (по старому стилю) 1917 года его здание занял отряд красногвардейцев и пробыл здесь до 4 ноября.
В связи с этим буржуазная печать подняла настоящий вой. В одном журнале прямо писали, что театр «подвергся вандализму темных людей».
Причина занятия театра была такова. В Москве в октябрьские дни шли бои между красногвардейскими и белогвардейскими отрядами. Белогвардейцы, засевшие в гостинице «Метрополь» и в Городской думе, перекрывали пулеметным огнем подходы к Кремлю. И тогда, в силу военной необходимости, здание Малого театра занял отряд Красной гвардии. Предоставим слово очевидцу: «Зрительный зал был превращен в бивуак, здесь рабочие отдыхали после бессонных ночей, набирались сил для наступления на белых»2. Конечно, красногвардейцы курили, бросали окурки, пачкали пол и стены. Нельзя забывать, что почти никто из членов отряда императорские театры раньше не посещал. Из «Метрополя» по зданию театра били из пулеметов; красногвардейцы, естественно, в свою очередь отвечали пулеметным огнем, потом была установлена пушка. В результате перестрелки особенно серьезных повреждений театр не получил. 4 ноября по приказу Военно-революционного комитета отряд красногвардейцев покинул театр.
После того как здание было приведено в относительный порядок, 21 ноября 1917 года спектакли возобновились. Характерно, что советский Малый театр начал свою деятельность с показа классики. Первым было представлено «Горе от ума». Далее: 22 ноября — «Шутники» А. Н. Островского, 23 ноября — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого, 24 ноября — «Волки и овцы» А. Н. Островского, 25 ноября — «Венецианский купец» У. Шекспира и 26 ноября — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского.
Никакого саботажа, никаких политических демонстраций деятели Малого театра, в отличие от своих петербургских коллег, актеров Александринки, не предпринимали.
Малый театр являлся значительной и очень ценной частью культуры прошлого; естественно, его опыт и достижения необходимо было использовать при строительстве нового общества.
Декретом от 9 ноября 1917 года советское правительство передало театры в подчинение Комиссии по просвещению, в скором времени переименованной в Народный комиссариат просвещения. Таким образом, законодательным актом революционного правительства утверждалась просветительская миссия театра, о которой издавна мечтали представители революционной демократии.
Двенадцатого декабря 1917 года А. В. Луначарский обратился с речью к актерам и работникам государственных петроградских театров. Это обращение носило принципиальный характер и касалось всех деятелей театрального искусства. Стало оно известно и в Москве. «Театральная газета» в №51 за 1917 год подробно его изложила. Луначарский говорил: «Новая власть не требует от работников какой бы то ни было области, а тем менее искусства, определенного политического кредо. Мы не требуем от вас никаких присяг, никаких заявлений в преданности и повиновении. Позорные времена, когда вы были в положении прислуги при царском дворе, миновали безвозвратно. Вы — свободные граждане, свободные художники, и никто не посягает на эту вашу свободу.
Но в стране есть теперь новый хозяин — трудовой народ. Страна переживает крайне тяжелый момент. Уже поэтому новому хозяину не так-то легко раздавать народные деньги. Трудовой народ не может поддерживать государственные театры, если у него не будет уверенности в том, что они существуют не для развлечения бар, а для удовлетворения великой культурной нужды трудового населения. Демократия должна сговориться с артистами».
Естественно, одной из первых возникла проблема управления театром. И в условиях царского режима, и в период Февральской революции крупнейшие актеры, возмущенные бюрократическим, чиновничьим управлением театрами, много раз ставили вопрос о необходимости предоставить Малому театру художественную автономию, дать артистам право самим руководить театральным делом. Но получали отказ. После Октябрьской революции этот вопрос возник снова. Советское правительство предоставило автономию театру. Во главе Малого театра остался А. И. Южин, который еще при Временном правительстве, 7 марта 1917 года, был назначен комиссаром Большого и Малого театров.
Александр Иванович Южин (его настоящая фамилия Сумбаташвили), несмотря на княжеское происхождение, стоял на либерально-буржуазных позициях и входил в конституционно-демократическую партию. Свержение царского строя он приветствовал восторженно. Сразу после Февральской революции Южин обратился к труппе с письмом, в котором утверждал, что о демократическом строе мечтал всю жизнь: «О нем я писал в самые мрачные эпохи реакции “Сатилова” и “Измену", для него ставил “Рюи Блаза” и “Дон Карлоса”, с верой в него отказался от подписки о принадлежности к кадетской партии — и я не считал себя вправе в решительный момент идти на разлад с требованиями той власти, которая, наконец, воплотила в жизнь мои мечты. Но как писатель и как человек я не правел и не левел всю мою жизнь».
Такой же несколько абстрактный либерализм был свойствен и некоторым другим деятелям Малого театра.
Когда произошла Октябрьская социалистическая революция, Южин на какое-то время растерялся, ему показалось, что в связи с утверждением диктатуры пролетариата демократия может быть уничтожена, основополагающие принципы культуры — низвергнуты. Однако именно в данных обстоятельствах Южин считал своим первейшим долгом бороться за сохранение художественных ценностей, к которым принадлежал и его родной театр. Вот почему в Малом театре даже не ’ возникал вопрос о саботаже, в любых условиях его труппа должна работать, нести искусство зрителю.
Сразу после Октября на общем собрании коллектива была принята резолюция: «Деятельность Малого театра, как учреждения, служащего вечным законам всенародного просвещения и художественной культуры, должна продолжаться без зависимости от переворотов политического характера и смен государственной власти и имеет быть возобновлена в кратчайший срок, как только будет восстановлена гарантия свободы деятельности всех культурных учреждений и как только позволит возможное восстановление разгромленного помещения и расхищенного имущества театра»1. При этом в документе заявлялось, что театр будет вести свою работу без всякого вмешательства со стороны учреждений и лиц, не входящих в его состав.
Однако по мере развития революционных событий среди деятелей театра все яснее проявлялись противоречия. Встретившись с труппой в самом начале 1918 года, заведующая государственными театрами Москвы Е. К. Малиновская писала Луначарскому, что обнаружила в Малом два течения: левое, во главе с членом дирекции артистом О. А. Правдиным, охотно сотрудничало с большевиками; правое — присматривалось, сомневалось и пока не знало, как ему поступить. Большинство же актеров были далеки от политики и главным образом заботились о продолжении контрактов.
В связи с этим нельзя не упомянуть о той провокационной деятельности, которую вели тогда еще действовавшие буржуазные органы печати, явно стремившиеся столкнуть деятелей театра с новой властью. Так, журнал «Рампа и жизнь», поместив отчет о выступлении Луначарского, писал, что, по мнению народного комиссара, сценическое искусство должно обслуживать только пролетарские элементы, а все, что окажется ненужным, подлежит уничтожению.
Если верить журналу, получалось, что уничтожению подлежит и Малый театр, чье искусство всегда ориентировалось прежде всего на демократическую интеллигенцию. Но Луначарский имел в виду другое: «Мы сознавали ясно и определенно, что все театры и лучшие из них — государственные — должны стать народными. Мы сознавали также, что робкие убегут, устарелые уйдут, а те, в ком еще жива душа, в тех буря революции раздует искру художественности в пламя, дальше — больше, и артист, превратившись из императорского в народного, переродится не только по названию, но и внутренне».
К 1 марта 1918 года Южин выработал и провел через Дирекцию «Временное положение о Малом театре». Луначарский утвердил его. Согласно «Положению», государство не вмешивалось во внутренние дела театра, оставляя за собой функции направляющие и контролирующие. При этом и театр, и органы государственной власти брали на себя обязательство создавать условия, необходимые для поднятия искусства.
C 10 по 12 декабря 1918 года в Наркомпросе проходило специальное совещание, посвященное театральному искусству. Выступая на нем, Луначарский сказал: «Идея превращения государственного театра в пролетарский в данное время неосуществима: здесь ломки не нужно. В это тяжелое время нужно проявить больше такта и в то же время открыть театр для пролетариата. <...> Охрана образцовых театров необходима. Пусть государственные театры сами вступят на путь обновления репертуара без излишней торопливости и ломки достигнутых художественных результатов».
Естественно, это выступление встретило одобрение со стороны актеров и руко¬водителей Малого театра. Южин на том же совещании говорил, что необходимо предоставить театру право, даже вменить ему в обязанность обслуживание рабочих окраин Москвы и требовать отчета об этой деятельности.
Еще раньше газета «Новая жизнь» писала: «Артисты государственных театров проявляют за последнее время живой интерес к делу пропаганды искусства в рабочих массах». По инициативе О. А. Погодина в окраинных районах Москвы начался показ спектаклей с привлечением лучших актеров. Были изготовлены специальные легкие подвесные декорации, а костюмы и реквизит брали в Малом театре.
Тридцатого августа 1918 года Отдел народного образования Рогожского района просил руководство Малого театра разрешить артистам «принимать участие в спектаклях нашего районного советского театра, имеющего просветительное значение в демократических слоях этого района».
В документе, подписанном заведующим Художественным подотделом Краснопресненского района Ф. Ф. Трубецким, говорилось: «Считать появление Малого в районе крайне желательным».
В сезоне 1918/1919 года двести сорок девять спектаклей было сыграно стационарно и сто семьдесят на выездах. Дирекция Малого театра специально рассматривала вопрос о районных спектаклях. В решении было записано: «Признать необходимым иметь один определенный театр для них, с особым установленным Директорией репертуаром».
Со 2 октября 1920 года Малый театр начал давать спектакли в помещении кинотеатра «Колизей» на Чистопрудном бульваре6. Здесь шли следующие пьесы: «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, «Бешеные деньги» и «На бойком месте» А. Н. Островского, «Скупой» и «Проделки Скапена» Мольера, «Стакан воды» Э. Скриба, «Ночное» А. М. Стаховича.
Конечно, работать было трудно. 31 декабря 1919 года Южин писал бывшему директору императорских театров В. А. Теляковскому: «Все мы измучены, действительно играть в леднике при голоде, не знаю, как ухитряемся».
Великая актриса Ольга Осиповна Садовская выступала в одном из районных клубов при четырех градусах мороза и на сцене и в зрительном зале, при отсутствии света в артистических уборных. Она добиралась до места спектакля на ломовом извозчике, а в клубе не нашлось даже кипятка, чтобы согреться. И все же, когда актриса, сыграв Фёклу в «Женитьбе» Гоголя, спускалась со сцены, ее глаза горели. Обратившись к присутствующим, Садовская сказала: «Хорошая публика — стоит играть».
Вера Николаевна Пашенная вспоминала, что однажды в Введенском народном доме должны были ставить «Бесприданницу». Температура в зале была пять-шесть градусов ниже нуля. И тогда актеры решили играть в декорациях, но в шубах и шапках. Один из участников спектакля, М. С. Нароков, вышел на авансцену и спросил: считают ли зрители возможным, чтобы спектакль, в силу создавшихся условий, шел в подобном виде? В ответ последовал гром аплодисментов. И все действие прошло в полной тишине, при напряженном внимании.
Нередко перед спектаклями, шедшими в районных клубах, читались рефераты по искусству: ведь многие, приходившие в клуб, впервые приобщались к театральному действу. Часто вступительное слово произносил молодой ученый В. А. Филиппов.
Южин говорил о необходимости открыть при Малом театре студию для подготовки актерской смены. Советское правительство согласилось с этим предложением. Осенью 1918 года Драматические курсы при Малом театре объявили прием желающих. Позже курсы были переименованы в Высшие театральные мастерские3. В1920 году состоялась поездка учащихся в город Алексин Тульской губернии. Здесь они отдыхали и одновременно играли спектакли. В. Пашенная, преподававшая на курсах, писала из Алексина О. Правдину: «Просто не могу нахвалиться нашими учениками. Как они работают, как любят искусство, как замечательно относятся к делу. Успех они имеют огромный, солидный и вполне заслуженный. Смирнова работает с утра до вечера и награждена за это успехом и общими симпатиями».
В феврале 1919 года А. Луначарский утвердил «Основные положения Государственного Московского Малого театра». В том же году они были опубликованы в виде брошюры. На этом этапе главной своей задачей Малый театр считал «охрану, развитие и совершенствование высших достижений русского драматического театра в области сценического воплощения как оригинальных, так и переводных произведений, отвечающих строгим требованиям художественного и литературного творчества, всестороннее выявление и развитие сил русского актера и режиссера в спектаклях, возможно совершенных по репертуару, по законченной артистической подготовке, по обстановке, отвечающей замыслу автора, бытовой, исторической, психологической правде и требованиям художественной красоты». Малый театр также ставил перед собой задачу воспитания эстетического вкуса «широких всенародных слоев». В «Основных положениях» подтверждалось, что Малый театр автономен, управляется выбранной дирекцией и никто не имеет права вмешиваться в его внутренние дела.
Следует заметить, что Народный комиссариат просвещения точно выполнял взятые на себя обязательства. 4 января 1919 года Южин писал Теляковскому: «Бывший здесь нарком А. В. Луначарский вынес от представления “Посадника” очень сильное впечатление. Он показался в области театра человеком чутким и не узким. Нас мало трогают, мы отвечаем строгой отчетностью в денежных делах и полною художественной аполитичностью, но широко идем и нашими силами и репертуаром навстречу районным спектаклям».
Однако, утверждая автономию, Малый театр, естественно, не выключился из жизни страны. Его руководители были вынуждены постоянно обращаться по различным вопросам в органы государственной власти, в первую очередь в Наркомпрос. В театре все внимательнее прислушивались к советам и замечаниям, исходившим из этого учреждения, в частности от Луначарского, в котором видели умного и в высшей степени образованного друга.
Большое впечатление на актеров произвели посещения Малого театра В. И. Лениным. После Октябрьской революции одну из лож (боковую, министра двора) передали в распоряжение Совета народных комиссаров.
В конце 1918 года в ней на одном из спектаклей присутствовал В. И. Ленин. На следующий день он написал: «Мне довелось быть в воскресенье в театре в “советской” ложе, где были железнодорожники. Думаю, следовало бы отмененное нами постановление Малого Совета о постоянной ложе только для Совнаркома переделать так, чтобы постоянная ложа была и для СНК, и для Московского Совдепа, и для Всероссийского совета профессиональных союзов, и для ЦИК. Делиться можно “пропорционально”». И это предложение Совнаркома было принято.
Неоднократно актеры слышали выступления В. И. Ленина на митингах. Однажды летом, когда спектакли Малого театра шли в театре сада имени Прямикова на Таганке, приехал Ленин. Пройдя за кулисы, он попросил актеров не прерывать своих занятий, повесил пальто на актерскую вешалку и пошел на сцену. «Конечно, — вспоминал артист А. И. Истомин, — мы бросили гримироваться и из-за кулис слушали выступление Ильича». После выступления Ленин вернулся в артистическую комнату, извинился, что из-за недостатка времени не может посмотреть спектакль, тепло простился с актерами и уехал.
Такое подлинно товарищеское отношение со стороны главы правительства, признанного вождя революции, потрясло актеров. Зимой 1919 года Ленин приехал на митинг в помещение Первой студии МХТ. После митинга должен был состояться концерт, в котором принимали участие и актеры Малого театра. «С первых же фраз Владимир Ильич овладел вниманием зала; наступила такая тишина, что был слышен буквально каждый шорох. После беседы Владимира Ильича Ленина все мы, артисты, были в таком взбудораженном состоянии, что долго не могли начать концерта».
Первого января 1919 года в Малом театре состоялась премьера пьесы М. Горького «Старик». Владимир Ильич приехал в театр неожиданно, и дежурный администратор провел его в ложу дирекции, расположенную возле самой сцены. Там уже находилось несколько человек, и Ленин сел во втором ряду. Когда в антракте постановщик спектакля И. С. Платон вошел в ложу, он увидел Ленина, оживленно беседующего со зрителями. Речь шла о рыночных ценах на картофель. Перейти на другое, более удобное место Владимир Ильич отказался, заявив, что ему не хотелось бы прерывать интересный разговор.
Зимой 1920 года в условиях жесточайшего голода, топливного кризиса, эпидемии сыпного тифа на заседании Малого Совнаркома встал вопрос о закрытии театров. Докладчик, представитель Малого Совнаркома А. В. Галкин, упирал на то, что театры не ведут коммунистической пропаганды, и поэтому они в настоящее время бесполезны. Луначарский на этом заседании по какой-то причине отсутствовал. Председательствующий В. И. Ленин поставил вопрос на голосование, но до этого, как бы мимоходом, заметил: «Мне только кажется, — сказал он, сверкнув своими смеющимися глазами, — что т. Галкин имеет несколько наивное представление о роли и назначении театра. Театр нужен не столько для пропаганды, сколько для отдыха работников от повседневной работы. И наследство от буржуазного искусства нам рано еще сдавать в архив... Итак, кто за предложение товарища Галкина, прошу поднять руки».
Этих слов, сказанных Владимиром Ильичем, было достаточно. Галкину не удалось собрать большинства голосов. Театры были спасены.
Второго мая 1920 года отмечалось пятидесятилетие служения Малому театру М. Н. Ермоловой. Утром этого дня за подписью В. И. Ленина вышло два декрета: первый — об учреждении звания народного артиста Республики и второй — о присвоении этого высокого звания выдающейся русской актрисе. Сообщение об этом вызвало в театре бурю восторгов.
Утро юбилея выдалось пасмурное, прошел дождь. Тем не менее к десяти часам на Театральной площади начали собираться артисты московских театров. Затем они отправились на Тверской бульвар, к квартире Ермоловой. Возле дома пришедшие образовали полукруг. Когда Марья Николаевна вышла на балкон, раздались приветственные возгласы. Перед артисткой продефилировали театральные деятели и любители театра. «Это была новая юбилейная форма, подсказанная нашим революционным обиходом и удачно примененная к данному случаю».
Вечером в Малом театре состоялось чествование, на котором присутствовали В. И. Ленин и Н. К. Крупская, и они первыми встали, приветствуя юбиляршу. Профессор П. Н. Сакулин прочел реферат: «Ермолова как выразительница великих освободительных идей». С речью выступил А. И. Южин. Поэт К. Д. Бальмонт прочел стихотворение, посвященное актрисе.
По случаю присвоения ей звания народной артистки Мария Николаевна сказала: «Я глубоко горжусь честью, которая мне оказана этим подношением, и глубоко тронута тем именем, которым вы меня называете. Всю свою душу Малый театр отдавал народу, и всегда стремились к нему и он и я. И до конца дней мы всегда принадлежим народу».
Было сообщено, что Московский Совет депутатов трудящихся вынес постановление о предоставлении М. Н. Ермоловой ряда материальных льгот. В частности, ей было назначено такое жалованье, которое позволяло не искать побочных заработков. Одновременно было решено, что квартира артистки не подлежит уплотнению.
Потом началось чтение приветственных адресов, подношение памятных подарков. Технические работники Малого театра подарили артистке доску от пола сцены, по которой ходили М. С. Щепкин, П. С. Мочалов, П. М. Садовский, той сцены, на которую она сама вступила в юности. В фойе была развернута выставка, посвященная творческому пути Ермоловой.
В юбилейном спектакле исполнялись акт из «Горя от ума» и сцена встречи двух королев из трагедии Шиллера «Мария Стюарт». Роль Марии играла Ермолова.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25