Театр создает иллюзию близкого знакомства с незнакомым человеком; отсюда великие страсти, которые возбуждают актрисы.
Жерар де Нерваль

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

7 апреля 1907 года состоялось назначение Ленского главным режиссером Малого театра. Он мечтал о привлечении нового, демократического зрителя, передовой интеллигенции, стремился к повышению постановочной культуры. Теперь музыку для некоторых спектаклей писал И. А. Сац, сотрудничавший со Станиславским. Режиссерской работой начинал заниматься Н. А. Попов, ранее связанный с Художественным театром. Однако сложности, прежде всего с репертуаром, сохранились. Репортеру Ленский говорил: «Я ночи целые читаю и все-таки ничего не нахожу». Он мечтал поставить пьесу С. С. Юшкевича «Король», выводящую обездоленную, мятущуюся еврейскую массу; пьесу Е. Н. Чирикова «Мужики», рассказывающую о восстании крестьян в начале XX века. Собирался включить в репертуар «Савву» Л. Н. Андреева, пьесу о жестокой бессмысленности анархического бунта; «Землю» В. Я. Брюсова, с ее темой народного мятежа и разоблачением капитализма. Однако на все эти сочинения цензура наложила вето. Без успеха прошла слабая пьеса А. И. Куприна и А. И. Свирского «На покое» (1908).
В репертуарных планах значились пьесы М. Метерлинка, Г. д’Аннунцио, Г. фон Гофмансталя. Но, очевидно, самому Ленскому пьесы этих драматургов, представителей декадентской литературы, не нравились. Не принимала их и большая часть труппы, воспитанная на совсем иной драматургии. Зато названных писателей поддерживала Контора, отдавая тем самым дань моде и уводя театр в сторону от серьезных социальных проблем.
В результате мучительных раздумий Ленский понял, что радикально изменить судьбу театра не может, и в начале октября 1908 года подал прошение об уходе не только с поста главного режиссера, но и вообще из театра. 13 октября, не дождавшись решения своей участи, Ленский умер. В тот же день Теляковский предложил возглавить Малый театр А. И. Южину и получил его согласие. О том, как театром руководил Южин, мы расскажем ниже; здесь же заметим, что главная слабость Малого театра в начале XX века заключалась в том, что он чересчур уповал на свои славные традиции, слишком часто оглядывался на прошлое.
По-прежнему в репертуаре Малого театра значились пьесы Гоголя, Островского, Тургенева, Сухово-Кобылина. Шли трагедии Шекспира — «Макбет», «Кориолан», «Генрих IV», трагедия Гёте «Эгмонт». Театр, как всегда, стремился к исторической тематике, развитию героико-романтических традиций. Обращаясь к произведениям современных западноевропейских драматургов, театр по большей части ориентировался на писателей, создающих бытовые, но лишенные значительных социальных обобщений произведения, — Г. Зудермана, Э. Ожье, Э. Брие и других.
Среди постановок на историческую тему успех имела пьеса А. В. Амфитеатрова «Полоцкое разорение» (1898). Спектакль получился зрелищным, красочным, довольно эффектным, но далеким от подлинного историзма. Несмотря на то что играли Ермолова и Южин, во всем чувствовался штамп «боярских» пьес с их поверхностной иллюстративностью. Более значительны были осуществленные несколько ранее постановки пьес Островского — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1893) и «Василиса Мелентьева» (1894), особенно первая, хотя тема народа там звучала слабо. Интересна трактовка Южиным роли Самозванца. Он был чужд русскому народу во всем. Привычки, образ мыслей, манера себя держать сразу же выдавали в нем самозванца. Его скорая поступь не отличалась царственностью; он был ловок, увертлив, проворен — какой-то польский шляхтич из небогатых. Торопливые движения свидетельствовали о неуверенности. Все его речи при внешнем темпераменте были лишены внутреннего огня.
Не имела успеха постановка «Царя Бориса» А. К. Толстого (1899), особенно после триумфа, которым сопровождался «Царь Фёдор Иоаннович» того же автора в Художественном театре (1898). Южин писал: «У нас постановка бездарная, обстановка мизерная».
Внимание привлекла постановка пьесы А. И. Сумбатова (Южина) «Измена» (1903). В условиях подъема общественного движения в спектакле привлекала героика и романтика. Южин говорил М. Г. Савиной: «Неужели вы не чувствуете, что публика устала от серой мещанской комнатной обстановки и фигур?» Действие пьесы происходило в Грузии, находящейся под гнетом Персии. В народе бродило глухое недовольство, назревало восстание. Как утверждал Н. Эфрос, вся пьеса звучала мощным призывом к освобождению от рабства: «Народ, изнемогший в рабстве, встал на защиту своей свободы, напряг силы, обновил дерзость порывов и разбил вдребезги цепи». Ставил спектакль автор пьесы. В роли Зейнаб выступала Ермолова; роль крестьянина, ненавидящего тиранию и поднимающего на борьбу народные массы, играл Ленский.
Из числа шекспировских постановок остановимся на трагедии «Ромео и Джульетта» (режиссер Ленский). Начиная репетиции, Ленский требовал, чтобы ему был подчинен декоратор, и получил отказ. Тогда он попросил, чтобы его предварительно хотя бы познакомили с тем, что сделал художник. Ему снова отказали. А когда во время одной из последних репетиций Ленский увидел установленные декорации и заявил, что теперь придется менять мизансцены, директор театра это категорически запретил.
Решено было, что главные роли должны играть молодые исполнители. Не найдя в труппе подходящей актрисы на роль Джульетты, ее поручили библиотекарю Малого театра М. П. Юдиной. Не имевшая никакого опыта, она еще больше растерялась оттого, что ее путали и сбивали с толку. Теляковский почему-то хотел, чтобы она играла в черном парике; тогдашний директор императорских театров князь С. М. Волконский вызывал к себе исполнителей и репетировал с ними сам, не считаясь с режиссером.
В спектакле Юдину отличали искренность, простота, сдержанность. «Мы видим, — писал рецензент, — безыскусственное страдание, присутствуем при настоящем горе, и даже ее несколько однообразные жесты более трогают нас, чем обычные сценические сотрясения тела и ритмические звуки театральных рыданий...» Но в сценах, требующих подлинного драматизма, трагического напряжения, Юдина была явно слаба, впадала в сентиментальность.
Ромео — Остужев был изящен, строен, пластичен, покорял своим чистым, свежим голосом. Артисту больше удалась первая часть спектакля, когда он представал наивным мальчиком, вообразившим себя влюбленным. Но трагической значимости, а вместе с тем масштабности образ не приобретал. Ромео у артиста был скорее элегичен и сентиментален.
Из других исполнителей хороши были Е. В. Шиловская — добродушная и легкомысленная кормилица и П. М. Садовский — веселый, задорный и грубоватый Меркуцио. Слабее оказался С. В. Айдаров, сделавший брата Лоренцо мрачным резонером.
Спектакль был разделен на 24 картины, причем впервые в Малом театре их смена происходила при открытом занавесе, что создавало непрерывность действия. Режиссер ввел в спектакль ряд массовых уличных сцен, где некоторые эпизодические персонажи приобрели историческую конкретность.
Больший успех и большее общественное значение имела постановка другой трагедии Шекспира — «Кориолан» (1902), также осуществленная Ленским. В ней поднималась тема, близкая тогдашней жизни, — самодержавная власть и народ. Спектакль готовился более года и был сведен Ленским к 11 картинам вместо 29. Это придавало постановке динамизм. В то же время режиссер стремился показать широкое социальное полотно древнего Рима, на фоне которого действуют шекспировские персонажи.
Кориолан — человек мужественный, благородный, не способный на низкий поступок. Но он презирает народ, толпу, погруженную, по его мнению, в мелкие, пошлые житейские заботы. Ленский вместе с исполнителем роли Южиным осуждал Кориолана, переоценивающего собственное величие, не желающего считаться с окружающими. Рецензент «Московского листка» отмечал: «Кориолан жалок со своим декламационным высокомерием, а не величествен». Южин играл эту роль внешне эффектно, но лишал своего героя подлинной глубины чувств и переживаний.
В роли гордой патрицианки Волумнии выступала Федотова. К сожалению, ей на этот раз не хватило трагизма, страстности. Иногда она заменяла это ложной патетикой.
Самой сильной стороной спектакля были народные сцены. В них участвовало более ста человек. Это была толпа непостоянная, грубая, но обладающая стихийной силой и осознающая эту силу. Уже с начала спектакля зрители видели римскую улицу. У лавочки толпился народ. Рядом из амфоры наливали вино, тут же продавали и покупали рыбу. Женщина черпала воду из колодца. Вдали слышался рокот бунтующей голодной черни. И вот эта толпа выбегала на сцену. В картине перед боем еще из-за закрытого занавеса были слышны звуки труб. А когда занавес поднимался, зрители различали в предрассветной мгле отряды римлян, располагающихся на отдых. Слышались отдельные возгласы, отрывочные разговоры, насмешки над молоденьким солдатом. Все это было эффектно и убедительно.
Русская классика шла постоянно. В 1901 году Ленский сыграл Городничего в «Ревизоре». В его исполнении Городничий был ласков, хитер, мягок, деликатен, обходителен. И при этом страшный плут, вор из воров, мошенник из мошенников. Сначала безудержный страх, а потом такая же радость сбивали его с толку, выбивали из колеи, и он терял ощущение реальности. Отсюда и возникала трагикомическая ситуация. Другой исполнитель этой роли, Рыбаков, придавал образу Городничего монументальность и властность.
30 января 1902 года была показана новая постановка комедии «Горя от ума», осуществленная А. И. Южиным. Газета «Курьер» по этому поводу писала: «Костюмы, декорации, бутафория строго выдержаны в стиле эпохи и прямо художественны». Из исполнителей особых похвал удостоилась О. О. Садовская, игравшая Графиню-бабушку. Сперва это было воплощение мирно дремлющей дряхлости. Но едва возникала сплетня о Чацком, старуха оживала, почуяв в нем врага; в этой развалине зарождалась ненависть к тому, кто покушался на ее дворянские привилегии. Чацкий (П. М. Садовский) был эффектен внешне, но гражданским пафосом не охвачен.
Немало было в репертуаре пьес Островского; они возобновлялись, ставились заново, но ни один спектакль не стал заметным художественным явлением.
В 1899 году пошла инсценировка романа Ф. М. Достоевского «Идиот», сделанная В. А. Крыловым и С. Сутугиным. И в инсценировке, и в спектакле философскую суть романа раскрыть не удалось. Последний акт, в котором Мышкин узнавал, что Рогожин убил Настасью Филипповну, приобретал мелодраматический оттенок, и это снижало уровень постановки в целом. Лучше всех была Ермолова в роли Настасьи Филипповны, показавшая трагедию гордой и умной русской женщины, восставшей против лжи и лицемерия, одинокой и униженной. Н. Н. Васильев сыграл Мышкина с большой искренностью и теплотой, хотя все же не сумел показать поразительной доброты и честности этого человека. Не удалась типично «бытовому», не способному на взлеты актеру Н. М. Падарину роль Рогожина. Особенно слаб он был в последнем акте, когда все внимание сосредоточил на изображении физического состояния человека, мечущегося в горячке и беспамятстве.
В том же 1899 году театр выпустил премьеру пьесы Г. Гауптмана «Возчик Геншель», но спектакль быстро сошел со сцены. Гораздо больше увлекала и актеров и зрителей драматургия Г. Зудермана. В его пьесах было выражено неприятие буржуазной действительности и в то же время угадывалась растерянность перед нею. В итоге все кончалось либо сентиментальным примирением с жизнью, либо стремлением к моральному совершенствованию. Большой успех имела пьеса Зудермана «Родина», в которой ставился вопрос о женской эмансипации, утверждалось, что женщину уже не удовлетворяют только заботы семейного очага и она начинает стремиться к общественной деятельности. В российских условиях это имело злободневный смысл. Роль Магды с громадным успехом играла Ермолова.
Самыми слабыми в репертуаре оказались русские современные пьесы. Афиши пестрели различными названиями, но сколько-нибудь значительных вещей практически не было.
Относительный интерес представляла пьеса Е. П. Карпова «Мирская вдова» (1899). Написанная в традициях народничества, она показывала тяжелый быт русской деревни. Язык пьесы был нарочито деревенским, и артисты овладевали им с трудом.
Фельетонной злободневностью могли привлекать сочинения П. Д. Боборыкина. В пьесе «Накипь» автор глумился над декадентами и последователями философии Ницше. Кое в ком из действующих лиц узнавали представителей тогдашнего общества. Шли пьесы и других драматургов. Но произведения, ставящие самые насущные, самые актуальные проблемы, в репертуаре отсутствовали.
Особенно остро недостатки репертуара стали ощущаться, когда в результате позорного провала политики царского правительства в русско-японской войне был заключен оскорбительный для России Портсмутский мир и в стране назрела революционная ситуация. Именно в это время особенно ясно сказалось отсутствие у актеров императорского Малого театра четкого мировоззрения; это отражалось на всей работе театра и в частности на его репертуаре. Из пьес Чехова шел только «Юбилей»; Островского все чаще рассматривали только как бытового писателя; «Плоды просвещения» оказались непонятными и не имели успеха, тема противопоставления мужика и барина была в спектакле вовсе снята.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25