Есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьдесят способов сказать "нет", и только один способ это написать.
Джордж Бернард Шоу

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

ОТ АВТОРА


До Февральской революции Малый театр входил в систему императорских учреждений и был подчинен министерству двора. Это накладывало отпечаток на псе стороны его деятельности.
Исторически сложилось так, что театр посещали главным образом купцы, мещане, средние и мелкие чиновники, приказчики, ремесленники, а также художники, литераторы, музыканты, профессора, студенты, врачи, адвокаты, то есть по преимуществу демократическая публика, которая оказывала активное воздействие на его развитие. Передовая часть русского общества считала Малый театр вторым университетом, который воспитывал зрителей на высоких идеалах времени.
По определению А. В. Луначарского, Малый театр являлся «порождением лучшей части русской интеллигенции в ее борьбе с самодержавием, со всеми порождениями заскорузлого феодального строя и отчасти капитализма».
В 1960-е годы вышли книги выдающегося советского театроведа Н. Г. Зографа, рассказывающие об истории Малого театра с середины 50-х годов XIX века до 1917 года. Предлагаемая работа является продолжением того, что сделал покойный ученый. Труды Зографа избавляют меня от необходимости давать подробную характеристику Малого театра в предреволюционный период. Тех, кто этим интересуется, отсылаю к его книгам.
О периоде с 1824 (год открытия) и до 1850 года подробно рассказано в моем очерке, напечатанном в «Истории русского драматического театра» (т. 3. М.: Искусство, 1978).

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 1672-1917 гг.
ТЕАТРАЛЬНАЯ МОСКВА ДО ОТКРЫТИЯ МАЛОГО ТЕАТРА
1672-1824


В газете «Московские ведомости» 11 октября 1824 года было помещено объявление: в переделанном доме купца Варгина, что на Петровской площади, открывается императорский театр. Торжественный спектакль 14 октября включал увертюру композитора А. В. Верстовского, написанную специально для этого случая; далее шло новое драматическое представление — балет «Лилия Нарбонская, или Обет рыцаря» «с хорами, дивертисманом, пантомимою, рыцарским сражением, поединками и церемонией посвящения в рыцари, сочиненное А. А. Шаховским и балетмейстером Карлом Дидло»; в заключение спектакля исполнялся одноактный балет, сочиненный Луи Антуаном Дюпоном и поставленный А. П. Глушковским. Заняты в спектакле были лучшие актеры труппы.
6 января 1825 года на той же площади (теперь она снова называется Театральной) открылся еще один театр; из-за размеров его назвали Большим, а другой определили как Малый.
Сначала в обоих театрах шли оперные, балетные и драматические спектакли, да и труппа была единой, но постепенно Большой театр стал утверждаться как опернобалетный, а Малый театр — как драматический.
Был ли Малый театр первым московским театром? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Москва — город старой театральной культуры, и Малый театр использовал многое из того, что было уже накоплено.
С давних времен в Москве жили и выступали артисты из народа — скоморохи. В царском дворце и в домах богатых бояр забавлялись проделками шутов.
17 октября 1672 года открылся придворный театр царя Алексея Михайловича, действовавший до 1676 года.
Театральные представления устраивались и в духовных учебных заведениях.
В 1702 году в специально выстроенном здании (Комедиальной храмине) на Красной площади показывались спектакли труппы, руководимой Кунстом, рассчитанные на широкого зрителя. Это был первый общедоступный театр в России. Сначала спектакли ставились на немецком языке, а потом на русском, для чего в труппу были привлечены русские исполнители.
Вторая четверть XVIII века — время мощного подъема национального самосознания, а вместе с тем и культуры. В 1725 году учреждается Академия наук. В 1732 году в Петербурге открывается Шляхетный (кадетский) корпус, здесь впервые учащиеся разыгрывают трагедии А. П. Сумарокова. В 1755 году, по плану М. В. Ломоносова, в Москве создается университет с двумя гимназиями: дворянской и разночинской; третью гимназию — крестьянскую — правительство открыть не разрешило. В 1757 году начинает действовать Академия художеств в Санкт-Петербурге.
В этой обстановке в 1756 году издается правительственный указ об учреждении в столице профессионального государственного русского театра, который возглавили сначала А. П. Сумароков, а потом Ф. Г. Волков. С 1832 г. театр стал называться Александринским.
Инициатор создания Московского университета Ломоносов был не только выдающимся ученым, но и литератором, в частности он написал две трагедии. Куратор университета И. И. Шувалов любил театр, поддерживал связи с известными русскими и иностранными актерами. Бывший с 1763 по 1770 год директором университета М. М. Херасков состоял членом Общества любителей российской словесности, писал стихи и пьесы. И не мудрено, что эти деятели поддерживали театральные начинания.
Начались спектакли в университетских сенях; сначала играли студенты- дворяне, потом студенты-разночинцы и учащиеся разночинской гимназии, в том числе воспитанники классов художеств, открытых в 1757 году. Руководил спектаклями Херасков.
19 января 1759 года газета «Московские ведомости» известила, что «господин оперист (Джованни Батиста Локателли. — Ю. Д.) начнет представления на будущей неделе». Он выстроил театр приблизительно на месте нынешнего Казанского вокзала и открыл оперные спектакли. Но публика итальянскими тенорами и баритонами особо не заинтересовалась. Локателли жаловался, что издержал на строительство театра и доставку труппы много денег и «в рассуждении малого числа зрителей не имеет почти надежды возвратить употребленный им свой капитал». Тогда Локателли обратился за помощью к руководству университета (возможно, инициатором переговоров выступил сам университет). Теперь итальянские спектакли чередовались с русскими, где постановками руководил Херасков, а играли студенты и гимназисты.
Первый русский спектакль состоялся 21 мая 1760 года, шла комедия де Грана «Новоприезжие»; через неделю была исполнена та же пьеса, но уже в один вечер с трагедией Сумарокова «Синав и Трувор». В том же году репертуар пополнили «Хорев» и «Гамлет» того же Сумарокова, а также «Проделки Скапена» и «Жорж Данден» Мольера. Обычно эти пьесы сопровождались небольшими комедиями и балетами.
Таково было начало организации профессиональной русской драматической труппы, которая позже войдет в Малый театр.
В январе 1761 года царица Елизавета Петровна пожелала увидеть в Петербурге московских актеров. Вероятно, ей хотелось расширить и укрепить состав петербургского театра; в результате гастролей лучшие московские артисты перешли в придворную труппу. Правда, вернувшиеся в Москву актеры продолжали ставить спектакли, но сборы были ничтожны. 10 июля 1761 года состоялся последний спектакль университетской труппы.
Только в 1766 году Московский театр возобновил свою деятельность. Антрепризу взял полковник в отставке, драматург и актер-любитель Н. С. Титов. Но он недолго оставался во главе театра. К 1769 году долги вынудили отдать театр в аренду.
В 1772 году право на организацию театральных зрелищ в Москве купил губернский прокурор князь П. В. Урусов, который в 1776 году взял себе в качестве компаньона англичанина — эквилибриста и содержателя механических представлений (то есть фокусника) — Меккола (по-русски его называли Михаил Егорович) Медокса. Компаньоны решили построить большой каменный театр, пока же открыли спектакли в доме Воронцова на Знаменке. 26 февраля 1780 года Воронцовский театр сгорел. Урусов понес большие убытки и поспешил выйти из дела. Медокс
самостоятельно достроил большой каменный театр на Петровке, рядом с местом, где теперь находится Большой театр.
30 декабря 1780 года новый, названный Петровским, театр был открыт, но расходы на его строительство и содержание оказались так велики, что в 1789 году Медокс объявил себя банкротом и передал права на содержание театра Воспитательному дому. Но еще в 1779 году актеры П. А. Плавильщиков и С. П. Сандунов просили, чтобы труппа сама управляла театром. «Стыдно нам, русским, — говорили они, — зависеть от иностранца».
То, что московский театр не был казенным, не пользовался государственной субсидией, был связан с университетом, во многом предопределило его художественную направленность. Именно здесь очевидное выражение получило новое течение в искусстве — сентиментализм. Не будучи революционным, оно в то же время выдвигало идею равенства людей хотя бы в сфере нравственной. В 1776 году И. А. Дмитревский, один из наиболее талантливых и передовых русских актеров, чутко реагировавший на все события в области искусства, поставил новую пьесу Бомарше «Евгения»: она обличала безнравственность и жестокость аристократии. Спектакль имел большой успех.
Конечно, на сцене театра Медокса шли и охранительные произведения, в том числе написанные самой императрицей Екатериной II, но не они составляли основу репертуара. Немалое влияние на театр имели выдающийся просветитель Н. И. Новиков и его окружение. Новиков стоял во главе типографской компании и печатал много пьес; он открыл книжную торговлю и первую в Москве публичную библиотеку. Безусловно, не без влияния Новикова театр поставил «Фигарову женитьбу» («Женитьбу Фигаро») Бомарше, «Сару Симпсон» и «Эмилию Галотти» Лессинга, «Зоа», «Судью», «Уксусника» Мерсье и другие пьесы, утверждавшие передовые идеи того времени. С успехом шли в театре «Недоросль» и «Бригадир» Д. И. Фонвизина, «Хвастун» Я. Б. Княжнина, тираноборческая трагедия Н. П. Николева «Сорена и Замир».
И, что очень важно, антрепренер привлекал к выбору пьес для постановки актеров и театралов. Когда же вопрос был решен, сами актеры распределяли роли и назначали число репетиций. На последнюю репетицию приглашали зрителей- знатоков. Многие из них принадлежали к новиковскому окружению, и уже они выносили суждение, готов ли спектакль или над ним еще следует поработать.
Но такие вольности не могли нравиться московскому генерал-губернатору и его канцелярии. Была введена цензура, дабы «вредные и соблазнительные сочинения на здешнем публичном театре играны не были».
22 октября 1805 года Петровский театр сгорел; тогда театральное дело перешло в ведение особой дирекции, которой подчинялись казенные театры как в Петербурге, так и в Москве. С тех пор в Москве начинает работать государственный (императорский) театр.
Дирекция наскоро переоборудовала под театр манеж при доме П. Е. Пашкова на Моховой улице. Однако помещение оказалось малопригодным. Тогда по проекту К. И. Росси в конце Пречистенского (сейчас Гоголевского) бульвара, возле Арбатских ворот, был построен новый, деревянный, окруженный колоннадой театр. Открытие состоялось 3 апреля 1808 года. Этому театру довелось испытать мощный патриотический подъем, связанный с Отечественной войной против наполеоновской Франции.
В комедиях И. А. Крылова «Модная лавка» и «Урок дочкам» актеры карикатурно изображали галломанию, и в зрительном зале не умолкал смех. 30 августа 1812 года давали пьесу С. И. Висковатова «Всеобщее ополчение». В роли престарелого инвалида выступил давно покинувший сцену Дмитревский. Успех превзошел все ожидания, особенно когда инвалид пожертвовал в пользу отечества единственную свою драгоценность — медали за ратные подвиги. В тот же вечер давали «Наталью боярскую дочь», а потом был устроен маскарад. Но передовые отряды французской армии приближались к Москве, и буквально на другой день началась эвакуация московской труппы. Здание театра погибло во время пожара.
Возобновились русские спектакли 30 ноября 1813 года в театре в доме П. А. Поздняковой, но помещение оказалось непригодным, и спектакли перенесли в дом Апраксина, на Знаменку. 30 августа 1814 года постановкой «Старинных святок» открылся театральный сезон. В 1817 году Апраксин заявил, что на прежних условиях он театр сдавать не желает, и предложил купить у него дом за непомерную цену — 725 ООО рублей. На это Дирекция не пошла. Решили арендовать театр в доме Пашкова на Моховой. Спектакли здесь начались 24 августа 1818 года постановкой оперы Л. Керубини «Водовоз, или Двухдневные приключения».
В 1822 году Московская театральная дирекция получила самостоятельность; теперь она подчинялась генерал-губернатору. Директор московского театра Ф. Ф. Кокошкин внес проект о строительстве двух театральных зданий. Спектакли в первом из них начались в 1824 году, во втором — в 1825 году. Хотелось бы отметить, что со времен Университетского театра в труппе сохранялась преемственность. И эта труппа начала свою деятельность во вновь выстроенном Малом театре.

 


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25