Я не знаю профессии, которая требовала бы более изысканных форм и более чистых нравов, чем театр.
Д.Дидро

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

В ПРЕДДВЕРИИ РЕВОЛЮЦИИ 1898-1917


На протяжении своей истории Малый театр переживал немало трудных периодов. Но, пожалуй, особенно тяжело ему пришлось в последние годы царского режима. С одной стороны, либерализм, который исповедовали многие его ведущие деятели, оказывался — в условиях усиливающейся классовой борьбы, активных политических выступлений — никчемным, устарелым. С другой стороны, на Малый театр яростно нападали представители символизма и других новых литературных течений, находя, что реализм не может выразить духа времени, тех внутренних процессов, которые происходят в мире, и в частности в России.
Нельзя также не учитывать, что в качестве императорского Малый театр не имел права обращаться к наиболее политически прогрессивным писателям. Так, для него были запретными все пьесы М. Горького, хотя как раз этот драматург вызывал интерес у некоторых ведущих актеров. В то же время В. А. Теляковский, с 1898 по 1901 год управляющий Московской театральной конторой, а с 1901 года и до Февральской революции — директор императорских театров, упрекая Малый театр за консерватизм и рутинность, зачастую направлял его по пути, далекому от интересов и идеалов, которыми жили прогрессивные силы русского общества.
Открытие в 1898 году Московского Художественного театра, проявлявшего повышенный интерес к жизни современного общества, прежде всего к демократической интеллигенции, театра, осуждающего старые порядки, стремящегося раскрыть суть человеческой души, показать жизнь во всей ее сложности, во всех деталях, — с очевидностью обнаружило, что Малый театр начал отставать от требований времени и устремлений эпохи.
У передовой части зрителей вызывало раздражение, что далеко не все спектакли Малого театра были как следует срежиссированы, подчинены определенной художественной идее. И все чаще раздавались гневные голоса в адрес неудовлетворительного репертуара: ведь многие пьесы, поставленные на сцене театра, не отвечали даже минимальным требованиям литературности и были далеки от насущных проблем современности.
Сложное положение с репертуаром объяснялось тем, что чиновники, его составлявшие, часто плохо разбирались в подлинных достоинствах пьес. В результате решено было создать театрально-литературный комитет, пригласив туда университетских профессоров Н. С. Тихонравова, А. Н. Веселовского, Н. И. Стороженко и драматурга Вл. И. Немировича-Данченко. Безусловно, профессора были образованными людьми и крупными знатоками истории литературы и театра. Но современную драматургию они знали недостаточно и не вполне понимали, что именно нужно театру. А Немирович-Данченко уже задумывался о создании нового театра и большого внимания работе Комитета не уделял. Характерно, что ни один актер к работе Комитета привлечен не был. В результате его деятельность не принесла плодов, репертуар по-прежнему оставлял желать лучшего.
Но при всех сложных условиях Малый театр сохранял притягательную силу, отстаивая всегда присущий ему дух критического реализма и прогрессивного романтизма. Главное, что делало Малый театр неувядаемым, — это искусство лучших его актеров, умевших и во второсортных произведениях создавать яркие, полноценные, жизненно достоверные образы. Хотя, само собой разумеется, плохой репертуар оказывал воздействие и на актеров, мешая многим из них раскрыть полностью свои дарования.
В условиях мощного общественного подъема перед революцией 1905 года большинство актеров Малого театра были сторонниками демократических преобразований, в том числе в театральной сфере. Они все чаще говорили о художественной автономии, об освобождении от диктата бюрократической Конторы. Поставленные по отношению ко всей актерской громаде в привилегированные условия, относительно обеспеченные материально, актеры Малого театра боялись вступить в открытый конфликт с министерством двора, которому, как и в прежние годы, была подчинена Дирекция императорских театров. Отсюда проистекал консерватизм художественных взглядов иных актеров.
Многое из происходящего в художественной жизни страны актеры Малого театра просто не понимали, а иногда и не принимали. Так, решительно отвергал всю деятельность МХТ М. П. Садовский, хотя, надо сказать, он был знаком с ним больше понаслышке, ибо его спектакли принципиально не посещал.
М. Н. Ермолова — сторонница пьес с открытым конфликтом, с повышенными героическими страстями, не приняла пьес Чехова и Ибсена, строящихся на сложных психологических столкновениях, в которых зачастую не было ни правых, ни виноватых, но все или большая часть действующих лиц оказывались жертвами социальных условий. Драматургия Чехова и Ибсена казалась Ермоловой пессимистической, более того, упадочнической, лежащей вне русла высоких традиций близкого ей героического искусства.
Правда, другие актеры — Ленский, Южин, Лешковская — восторгались писательским даром Чехова, но его драматургия, в общем, была чужда и им. Во всяком случае, нельзя припомнить серьезных попыток поставить пьесы Чехова в Малом театре. Что касается Ибсена, то в 1901 году Южин сожалел, что Малый театр не заметил этого драматурга, но Ермолова с ним не согласилась, полагая, что только «Доктор Штокман» дает хороший материал для актеров, остальные же пьесы ведут к неверию в человека, а значит, к пессимизму. Правда, вскоре пьесы Ибсена начнут ставиться, в том числе с участием Ермоловой; об этом еще пойдет речь. Но никогда актеры Малого театра не считали, что драматургия Ибсена хоть в какой-то мере может определять репертуар.
Творческий консерватизм Малого театра был очевиден, но относились к театру неоднозначно. В. А. Теляковский, человек в начале века еще молодой и весьма самоуверенный, называл Малый театр «богадельней бездарностей», толкал его к постановкам пьес Г. д’Аннунцио, С. Пшибышевского и других представителей современной декадентской литературы, по сути глубоко чуждой искусству Малого театра. Консервативная печать якобы во имя сохранения академических принципов решительно выступала против всяких попыток сближения театра с передовой современностью.
Передовая часть труппы осознавала происходящий в театре кризис. Все чаще говорили о засилье ремесленной драматургии, о том, что не художники, а чиновники определяют путь театра. Об этом с большой горечью писал Ленский. В 1903 году Южин опубликовал брошюру «Личные заметки об общих вопросах современного театра». В ней он писал о снижении общественного значения театра, страдающего от цензуры, любительской критики, отсутствия подлинно массового зрителя, борьбы актерских самолюбий, протекционизма. Южин напоминал, что театр должен показывать «сгущенную жизнь», раскрывать судьбы людей «со всеми их индивидуальными особенностями, страстями, характерами и стремлениями, борющихся друг с другом за общественное или личное счастье, за свои верования, убеждения, чувства и интересы...» Этой страсти при столкновении характеров и мнений, как считал Южин, и не хватало в спектаклях Малого театра.
Труппа по-прежнему была очень сильной, лучшей не только в Москве, но, вероятно, и во всей России. С нею могла соперничать только труппа петербургского Александринского театра. Но происходил естественный процесс старения. В 1899 году скончалась Н. М. Медведева, в 1905 году по болезни оставила театр Г. Н. Федотова, в 1910 году умер М. П. Садовский, в конце того же года на возрастные роли перешла М. Н. Ермолова. Как никогда театр нуждается в молодых актерах, прежде всего героического амплуа. Но таких исполнителей, особенно мужчин, явно недоставало.
В это время в труппу поступил Александр Алексеевич Остужев (1874-1953). Сын паровозного машиниста, он начинал в Воронеже как актер-любитель и уже тогда обратил на себя внимание благодаря своему темпераменту и искренности чувств. В 1895 году один сезон Остужев играл там же, в Воронеже, в труппе А. М. Медведева, но, несмотря на большой успех, отправился учиться в Москву на драматические курсы. Занимался он под руководством Ленского и в 1898 году был зачислен в труппу Малого театра, где оставался до конца жизни, за исключением сезона 1901/1902 года, который провел в театре Ф. А. Корша. Этого актера героико-романтического плана отличали красивая внешность, необыкновенный голос, музыкальность (недаром он брал уроки у Ф. И. Шаляпина), эмоциональность. Остужев легко возбуждался, его страсть и пылкость были неподдельны. Он полностью погружался в роль, иногда даже вступал в конфликт с драматургом, возвышая те персонажи, которые этого не заслуживали. Большинство его героев бросали вызов обществу, основанному на корыстных расчетах, и бескомпромиссно вели себя по отношению к нему. Игра артиста отличалась некоторой приподнятостью, речь — напевностью, жесты — пластичностью.
Первой крупной ролью, сыгранной артистом в Малом театре, стала роль Ромео (1901), где он с подлинным лиризмом поведал о любви. Силой протеста, ненавистью ко лжи и мещанству были проникнуты образы Жадова в «Доходном месте» (1907) и Незнамова в «Без вины виноватых» (1908). Выступая в роли Освальда в «Привидениях» Ибсена (1909), Остужев не столько стремился показать распад сознания своего героя, сколько рисовал социальную трагедию, жертвой которой оказываются ни в чем не повинные люди.
В 1910 году артист тяжело заболел, его поразила полная глухота. И хотя он не покинул театр, естественно, на некоторое время ему пришлось умерить активность, постепенно вырабатывая приемы, которые позволили бы продолжить игру на сцене.
Другим актером, занявшим ведущую позицию, был Пров Михайлович Садовский (1874-1947). Сын О. О. и М. П. Садовских, он после реального училища поступил на драматические курсы и окончил их под руководством Ленского и своего отца. Красивый, статный, Садовский с успехом сыграл Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»), Меркуцио («Ромео и Джульетта»), Дато («Измена» А. И. Сумбатова). Особенно артисту удавались герои с сильной волей, готовые идти на все ради достижения своих целей. Это Мелузов («Таланты и поклонники»), Роман Дубровин («Воевода»), Беркутов («Волки и овцы»).
С 1907 года в Малом театре начала играть Вера Николаевна Пашенная (1887- 1962). Дочь знаменитого в свое время актера Н. П. Рощина-Инсарова, она под руководством Ленского окончила Театральное училище. И сразу после прихода в Малый театр заявила себя как актриса на сильные драматические роли, по преимуществу из русского репертуара (хотя с успехом сыграла и Марию Стюарт). П. А. Марков,
вспоминая о ней, писал: «Ее данным можно было позавидовать, — и ее стройной фигуре, и выразительному лицу, и глубокому, грудному низкому голосу, и сияющим огромным глазам, и юной стремительной непосредственности, и мощному открытому темпераменту». Как правило, молодой Пашенной больше удавались роли, где можно было показать накал страстей, утвердить человеческое достоинство. Изломанность, повышенная рефлекторность, неврастеничность — качества, которые отличали на сцене ее сестру Е. Н. Рощину-Инсарову, также некоторое время подвизавшуюся в Малом театре, — Пашенной были чужды.
В 1909 году она сыграла роль Марии Андреевны в «Бедной невесте» Островского и имела заслуженный успех. Мария Андреевна — девушка незаурядная: красавица, умница, способная любить искренне и горячо, но она вынуждена идти замуж за грубого развратника и пьяницу — чиновника Беневоленского, с которым счастья ей не видать. А раньше она пережила увлечение молоденьким красавчиком Мери- чем, на поверку оказавшимся ловеласом и мелким негодяем. Роль Марии Андреевны, выражаясь театральным языком, сильная, драматическая. Вот героиня узнает о легкомыслии Мерича, о том, что он собирался ограничиться только пошлой интрижкой. Следует последний разговор, Мерич пытается выйти сухим из воды. Мария Андреевна — Пашенная произносила короткий монолог: «...И ты смеешь называть это любовью! Не только без самопожертвования, даже без увлечения». Она говорила эти слова с волнением, со страстью. Для бедной девушки действительно рушился весь мир.
Зритель, видевший ее Катерину в «Грозе», констатировал: «Она проводит роль нервно, местами слишком форсирует напряженность чувств, местами спадая с тона». В роли Ларисы в «Бесприданнице» Пашенной лучше всего удавался последний акт, она проводила его с такой болью и горечью, что зрительный зал замирал, в полной тишине сострадая девушке, которая смерть сочла благодеянием.
Евдокия Дмитриевна Турчанинова (1870-1963), дочь капельдинера Малого театра, также окончила Театральное училище под руководством Ленского. В Малый театр ее приняли в 1891 году, и она играла там всю жизнь. Дебютировала Турчанинова ролью Ульяны в пьесе «Воевода». И играть ей сразу же пришлось очень много. Впрочем, она не жаловалась. Лучшими ее ролями считались: Таня («Плоды просвещения», 1891), Варвара («Гроза», 1892), Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше», 1892), Лиза («Горе от ума», 1899). Сама актриса всем ролям предпочитала Варвару и Грушеньку. Она писала: «Переиграла я массу ролей из пьес великого драматурга, но самые дорогие моему сердцу роли — это горячая и смелая Варвара из “Грозы” и вольнолюбивая Грушенька из “Не так живи, как хочется”, потому что обе они своими страстными, порывистыми натурами утверждают жизнь». У Островского, как, впрочем, и у других драматургов, артистку прежде всего привлекали персонажи свободолюбивые, не желающие подчиняться рабской морали.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25