Прямая обязанность художника - показывать, а не доказывать.
Блок

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

Пьесы А. П. Чехова, А. М. Горького и близких им драматургов


Как уже ранее говорилось, драматургия А. П. Чехова никогда не пользовалась в Малом театре особым почетом. Ее не принимала М. Н. Ермолова, к ней скептически относились О. О. и М. П. Садовские, она явно не совпадала с творческими устремлениями А. И. Южина. И даже А. П. Ленский, столь чуткий к современным творческим устремлениям, упрекал писателя за пренебрежение законами сцены.
Ставили пьесы Чехова на сцене Малого театра не часто, и похвалиться особенными успехами при постановках этих пьес театр не мог.
В 1984 году предложили поставить инсценировку ранних рассказов Чехова под общим названием «Из воспоминаний идеалиста». Постановку осуществил в 1985 году режиссер В. Бейлис, оформлял спектакль В. Клотц. Играли в спектакле главным образом молодые артисты. Успеха он не имел и скоро сошел со сцены.
Более значительной оказалась осуществленная И. Ильинским постановка «Вишневого сада». Премьера состоялась 18 января 1982 года, оформлял спектакль тот же В. Клотц, музыку написал В. Мороз. Кстати сказать, это была первая постановка названной пьесы в Малом театре.
В процессе репетиций Ильинский добивался от исполнителей простоты и естественности, чтобы актеры, как он говорил, не играли, а жили жизнью своих героев. В результате «получится смешная картина смешной жизни, смешных интересов. А это, на мой взгляд, самое важное в нашем спектакле».
Беседуя с журналистом, Ильинский заявлял, что хочет поставить подлинную пьесу Чехова, а не какие-то ее варианты, хочет остаться верным драматургу, его мыслям и его правде. А «Вишневый сад» в душе Чехова — символ вечности, без него нет жизни. Это образ красоты, вечного обновления. «Наш спектакль будет комедией жизни. Чехов хотя и беспощадный автор, но бесконечно добрый, и люди в его пьесах в сущности хорошие, у каждого есть что-то доброе».
В другом интервью Ильинский утверждал, что он решил «поставить “Вишневый сад” не как привычную глубокую драму, а как комедию жизни, с житейскими сложностями, которые со стороны кажутся легко разрешимыми, с мечтами о светлом будущем, без которых жизнь человеческая бессмысленна».
Режиссер так характеризовал действующих лиц: «Лопахин (В. Коршунов) — цельный, передовых взглядов человек, есть что-то от Саввы Морозова.
У Пети Трофимова (В. Бабятинский) чистая юная душа.
Раневская (Т. Еремеева) — русская исстрадавшаяся женщина, едущая в Париж из-за тоски по сыну и чтобы ухаживать за больным человеком. Но Россия ей остается близкой».
Сам Ильинский играл Фирса. У артиста Фирс не казался жалким, отсутствовало в нем и раболепие. Он человек долга и привязанностей. Критик назвал его «королем Лиром русской усадьбы». Он единственный, кто по-хозяйски заботился о доме, и единственный, кто до конца своей жизни дома — а это его мир — не покидал. Вместе с ним кончалась эпоха.
Фирс, роль которого в пьесе казалась эпизодической, в спектакле выдвинулся на передний план. «Жизнь прошла — словно не жил», — эти слова Фирса затрагивали не только тех, кто участвовал в спектакле, но и многих сидящих в зрительном зале. Режиссера прежде всего занимали поиск и обретение героями духовного идеала, постижение ценности добра, определяющего поведение человека, его понимание мира как залога внутренней гармонии, противостоящей хаосу диких, разорванных страстей, низких, темных инстинктов и сил. Эти герои обращались к совести человеческой, в своих мучительных стремлениях найти истину они постигали вечные законы бытия.
В спектакле все, о чем говорили действующие лица, находило отражение в их жизни. Фирс предан хозяевам, но не как холуй, а из чувства долга, во исполнение своего жизненного предназначения.
Начинался спектакль. Сцена темна, звучала музыка, и постепенно высвечивалась одна из комнат дома. Епиходов (В. Дубровский) в сапогах, кашне и ядовитого цвета жилете. Тут же Дуняша (О. Титаева). Она молода, восторженна и в то же время церемонна. Лопахин погружен в раздумья, замкнут, сосредоточен. И все находящиеся в комнате напряжены в ожидании приезда Раневской.
Слышался колокольчик, за ним шум в прихожей. Появлялся Фирс в цилиндре. Он дряхл, но в его облике сохранилась значительность.
Вместе с Гаевым и Раневской «входила» главная тема спектакля — духовное противостояние меркантилизму, утилитаризму.
Гаев, каким его показывал Н. Анненков, органически не способен к труду, но не от барской спеси: в нем живет стихийный дух неприятия теории выгоды, прагматизма. Свою жизненную неприспособленность Гаев возводил в своеобразную философию и следовал ей. У артиста Гаев аристократ, ленивец, краснобай. К миру он относился прежде всего эстетически, но зачастую это принимало комические формы. Вся его натура сопротивлялась предложению Лопахина о том, чтобы вырубить сад и разделить имение на дачные участки. Его попытки спасти имение от продажи бессмысленны, но, может быть, поэтому он особенно остро воспринимал происходящее, — ведь вся окружающая его жизнь рушилась. Он не только ничего не умел, но и не хотел ничего делать. Любовь к бильярду уводила его от суровых жизненных реалий. Происходящих событий Гаев просто не хотел замечать: после торгов он продолжал думать о мелочах; то, что сад наконец продан, даже избавляло его от непосильной обузы. Он сразу примирялся с судьбой, с тем, что жизнь его ушла в прошлое и ее не вернуть. Это определяло все его поведение, незавершенность жестов, обрывистость фраз. И когда он обращался к собеседнику, слова его будто повисали в воздухе. Гаев оказывался полностью оторван от действительности.
Критик так оценил это исполнение: «Оно стало украшением спектакля, заставило вспомнить великих первооткрывателей этой пьесы, столь красочно, объемно, с абсолютной верой в предлагаемые обстоятельства был изображен стареющий аристократ, смешной и одновременно трогательный в своем инфантилизме».
У Раневской (Т. Еремеевой) главным была ее горькая, унизительная любовь, от которой не хватало сил отказаться. Она убеждала всех и самое себя, что с любовью покончено, но ее мысли далеко — в Париже. Прошлое возбуждало у Раневской сентиментальное чувство; оно чисто, возвышенно, но это только прошлое. И для нее продажа имения в первую очередь выход из положения. Она произносила восторженные слова о саде, о детстве, о доме, а думала о своем любовнике. Отсюда ее столкновение с Петей, обвинение его в филистерстве: она защищала свое право любящей и ранимой женщины. Упрекая Петю, она пыталась оправдать себя. Даже если бы дом и не продали, вряд ли она бы осталась. Раневская (как и ее брат) всегда презирала практическую пользу как нечто низменное и прозаичное.
В этом отношении им в спектакле решительно противостоял Лопахин (В. Коршунов). Он прежде всего человек дела. И в таком противопоставлении — главный конфликт спектакля. Лопахин готов материально помочь Раневской, но ему не хватило чуткости. Актер не осуждал Лопахина, его позиция по-своему справедлива. Надо уметь жить, не предаваясь унынию, не корить земную жизнь за ее несовершенство. Вопрос, кто в этом конфликте прав, оставался открытым. Идеалы Раневской мертвы, они в прошлом, а у Лопахина нет сколько-нибудь значительных перспектив, вся его деятельность, по справедливому замечанию Пети Трофимова, прежде всего «размахивание руками». Но было у Лопахина и стремление к красоте, высокие жизненные порывы, поэтому он тянулся к Раневской. Варя с ее мелочной расчетливостью была ему чужда. В том, что он не делал ей предложения, проявлялся также своеобразный бунт против грошового практицизма.
Петя, каким его показывал В. Бабятинский, часто казался излишне рассудочным, риторическим, но в его взаимоотношениях с Аней (Е. Цыплакова) обнаруживалась душа романтика.
Шарлотта Г. А. Егоровой была безмерно эксцентрична, но ей не хватало драматизма одинокой, стареющей женщины.
Епиходов с его двадцатью двумя несчастьями выглядел только комиком; а ведь он в силу своего одиночества также фигура отчасти драматическая, не понятая никем.
Симеонов-Пищик у Н. Рыжова был толст, добродушен, весел, бесцеремонен. Его отличала наивная вера в судьбу, и пока она его не подводила. И все-таки во всем его поведении ощущалась растерянность, он сам не знал, чем же кончится сегодняшний день.
Варя (Л. Пирогова) одна из всей семьи реально воспринимала происходящее, осознавала ужас надвигающейся на нее беды, проблему своей неустроенности. Отсюда ее нервозность, постоянное стремление к экономии. Ей противостояла Аня, очень молодая, полная надежд и вовсе не жалеющая о продаже сада: ведь у нее впереди новая жизнь!
Художник поместил всех этих людей в обстановку типичной дворянской усадьбы, окруженной вишневыми деревьями. Во втором акте находящиеся на сцене сидели на скамейке на фоне старой покривившейся часовни.
Приезд Раневской домой воспринимался ею как радость. Она ощущала теплоту и даже умиление от встречи с близкими, со старым садом. Это ощущение сохранялось и во втором акте. В сцене бала становилось все более заметно, что хозяевам не до развлечений; впрочем, танцующие гости не обращали на них особого внимания. Вообще было непонятно, зачем в этом доме играет оркестр и создается видимость веселья.
В постановке многое решалось в традициях раннего Художественного театра, отсюда обилие звуковых вкраплений: свисток паровоза, шум проходящего поезда, пение птиц. Быт усадьбы представал как обветшалый: все здесь рушилось. Но в то же время заполняющий всю сцену вишневый сад становился поэтическим символом России, и на этом фоне Гаев, Раневская, Лопахин, Симеонов-Пищик, Яша (Г. Сергеев) казались приземленными, лишенными высокой поэзии. И это тоже являлось одной из особенностей спектакля, предложенной режиссером и сценографом.
Пьесы Максима Горького в Малом театре ставили нередко. С одной стороны, драматург рассматривался как выразитель метода социалистического реализма, а это тогда означало — самого передового художественного направления, а с другой стороны, участвовавшие в постановках актеры стремились прежде всего показать Горького как бытописателя и благодаря этому сблизить его с Островским.
Первой из горьковских пьес был поставлен «Старик». Премьера состоялась в 1919 году. До этого Малый театр, как театр императорский, не имел права ставить горьковские пьесы.
Вторую постановку «Старика» осуществили в 1968 году (режиссер А. Б. Шатрин, художник Б. И. Волков). Посвящался спектакль 100-летию со дня рождения писателя. 19 ноября 1976 года его сыграли в сотый раз.
В первых спектаклях Питирима (Старика) играл П. Константинов, Мастакова — М. Царёв. Царёв появлялся в прекрасно сшитом сером костюме с бархатным воротником. Константинов был в коротком подряснике и скуфье, в руках держал палку. Мастаков был брит, Питирим же носил бороду. Позже роль Питирима начал играть Царёв и вскоре стал основным исполнителем.
По пьесе Мастаков бежал с каторги, начал заниматься строительными подрядами, разбогател. Но его разыскал Старик, вместе с ним находившийся на каторге и отбывший срок до конца. Сам пострадав в полную меру, он хотел, чтобы и Мастаков перенес такие же муки.
В начале спектакля Мастаков узнавал, что Питирим, ставший теперь нищим, находится здесь, рядом, и понимал, какая опасность ему грозит со стороны бывшего товарища по каторге. На мгновение вспыхивала надежда, что все обойдется, но тут же гасла. Мастаков понимал, что семью постигнет позор, его самого отправят на каторгу, и в итоге предпочел смерть.
До середины второго акта Питирим не появлялся, но его видели на церковной паперти. Но вот в воротах возникал странник, слегка сгорбленный, высокий; он, казалось, зависал над домом, над двором, загораживал весь проход. Это и был Питирим — Старик. На нем одеяние, похожее на короткую рясу, но не черного, а серого цвета, и, кажется, что оно сшито из шинельного сукна. На голове нечто вроде уродливой скуфьи: вероятно, он мастерил ее сам.
Старик совсем не прочь воспользоваться богатством Мастакова: он хотел и есть сладко, и спать мягко, да и от хорошей бабы не откажется. Но не это для него главное. Прежде всего он жаждет отомстить за перенесенные страдания, тут он непримирим, ему не важно, что Мастаков нисколько в его горестях неповинен. Если Старик страдал, пусть и другие мучаются.
Уже с первого появления он не похож на божьего человека; нет в его облике и приниженности — свойства, присущего профессиональным нищим. Он умен и скор на отповедь, с ним надо держать ухо востро, такому дай палец — руку откусит.
Первое обращение к Мастакову: «Здорово, Гусев!» (Гусев — настоящая фамилия Мастакова). Пока тон нейтральный: «Здорово» — и все тут!
Мастаков упоминал, что видел Старика раньше, и тот на минуту встревожился: «Где?» Мастаков совершал роковую ошибку — хотел откупиться деньгами. К такому повороту дела Старик готов и сразу укрепляет свои позиции: «Денег? А куда мне деньги? Я — старенький, помру скоро». И с этого момента Старик — победитель. Мастаков срывался, кричал, а Старик говорил насмешливым тоном, почти не жестикулируя. Теперь он хозяин положения. Когда нянька Захаровна обратилась к нему без должного почтения, он произнес спокойно и веско: «Ой, да ты сердита! Давно не бита?»
В дальнейшем беседа Старика с Мастаковым протекала в комнате. На Старике красная рубаха и теплый жилет. Сейчас он похож на мастерового. Держится спокойно, уверенно. Покачиваясь на пружинах кресла, он не столько дивился его мягкости, сколько глумился над Мастаковым: вот от какой благодати придется отказаться, вернувшись на каторгу. А надо, коли не выдержал положенного испытания, переступил через грех, бежал от наказания. И вдруг на фразе «ты у меня весь в горсти, как воробей пойман» артист повышал голос и захлопывал ладонь. И сразу становилось ясно, что Мастаков действительно пойман. Теперь Старик что захочет, то с ним и сделает.
Когда из-за портьеры внезапно появилась прятавшаяся там Софья Марковна, Старик испугался, заметался по комнате; но когда она тоже начинала сулить ему деньги, успокаивался и все более наглел. Сидя возле стола, он перемешивал игральные карты, весь разговор ему казался пустячным. Любя причинять людям боль, он оскорблял женщину, предлагая отправиться с ним в баньку. И делал он это предложение спокойным тоном; теперь в нем исчез всякий страх, он почувствовал себя властелином. Слова: «Нет мира вам и не будет! За каждую слезу мою я с вас по пуду золота не возьму... Выпусти меня отсюда... слышь? Будет... поговорили!» — звучали как приговор.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25