Если в первом акте на сцене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить.
А. Чехов

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

Старшие и младшие современники А. Н. Островского на сцене Малого театра


Спектакли, поставленные по произведениям писателей — современников А. Н. Островского, были осуществлены в основном не по пьесам, а по инсценировкам романов. Следует отметить, что романы русских писателей-классиков в большинстве своем содержат острые конфликты, а значит, их можно относительно легко переработать для сцены.
Романы И. С. Тургенева издавна привлекали внимание театральных деятелей, и сделанные по ним инсценировки ставились, пожалуй, даже чаще, чем его пьесы. В конце 1968 года в Малом театре режиссер Е. Симонов (он же был автором инсценировки) поставил спектакль «Отцы и дети» (в оформлении Б. Волкова). Спектакль пользовался успехом, 10 февраля 1974 года его сыграли в сотый раз.
Как известно, роман был издан в 1860 году, и тогда же Тургенев писал Достоевскому, что Базаров — разночинец и демократ, «выражение новейшей нашей современности». В ту пору писатель решительно выступал против дворянства как передового класса России, он сознательно вывел лучших представителей дворянского сословия с тем, чтобы заявить: «Если “сливки” плохи, то что же говорить о молоке». Сказанное касалось и Николая Петровича, и Павла Петровича, и Аркадия. Одинцова представляла собой холодную барыню, эгоистку, праздную мечтательницу.
• Спектакль состоял из четырех частей: у Кирсановых; у Одинцовой; у Базаровых; финал. В центре спектакля оказывался яростный и непримиримый спор между Евгением Базаровым (В. Коршунов) и Павлом Петровичем Кирсановым (Е. Велихов). Спор о созидании и разрушении, о прошлом и будущем, о долге и назначении человека.
Коршунов играл жестко и сурово, оправдывая революционный максимализм своего героя. А за утонченным аристократизмом, филигранно переданным Велиховым, ощущалась душевная опустошенность Кирсанова.
Художник отказался от традиционных павильонов; предложенный им задник, как и предметы бытового обихода, приобретали качества лирического фона. Природа стала основным изобразительным средством спектакля: каждой его части сопутствовали свои пейзажи, создавая определенное настроение. В начале каждого акта зрители прежде всего погружались в созерцание живописной картины. Затем занавес медленно поднимался, и действие вступало в свои права. «Такого рода моменты тишины и сосредоточенности, единения с природой были характерны для всего спектакля, для его неторопливого, раздумчивого ритма, когда в лирических эпизодах возникали естественные паузы, и герои, вместе со зрителями, слушали дыхание тихого среднерусского леса, поля, реки, как бы растворимые в атмосфере летнего вечера».
Художник воспроизводил на сцене террасу, стояло несколько стульев, столик для самовара, на заднем плане виднелся барский дом с колоннами, уходящие вдаль поля. На сценическом кругу Волков размещал то террасу, то уголок сада с прозрачной дымкой. В кружеве листвы тонул дом Кирсановых. Возникала свинцовая гладь озера, его обрамляла трава, слегка тронутая желтизной. Утро, неяркие зори, туман, нависший над рекой.
Художник и режиссер хотели следовать за Тургеневым, а не спорить с ним. Как писал критик, «спектакль кончал с легендой о несценичности “барского”, ленивого и “эстетического” тургеневского репертуара». Тургенев утверждался как писатель в высшей степени живой и современный.
Базаров — Коршунов был человеком нелюдимым, насмешливым и даже желчным, он решительно не принимал и презирал все пережитки прошлого. В роли Аркадия выступал Ю. Васильев; это был слабохарактерный молодой человек, целиком смирившийся с лидерством Базарова и действовавший согласно его наставлениям. Англизированным барином, убежденным в своей правите, представал Николай Петрович Кирсанов, каким его показывал Н. Анненков. Павел Петрович в исполнении Велихова представал «графически изящным, чуть ироничным русским помещиком, уверенным в своей исторической миссии на земле». Аристократ с головы до пят, он возводил аристократизм в принцип своего бытия, и вместе с тем в нем ощущались духовная опустошенность, сознание своей обреченности, романтическая неустроенность и... тайная любовь к Фенечке. Вот он сидит в кресле, после неудачной дуэли, и голова его напоминает голову мертвеца. «Артист безошибочно подчеркивал в спектакле линию, намеченную и развитую великим писателем».
Сильнейшей в постановке была сцена смерти Базарова. Жались к стенам его родители (Д. Павлов и С. Фадеева). Подходила к рампе Одинцова (Р. Нифонтова), и, словно камни, падали в зал ее слова: «Есть небольшое сельское кладбище...» И, слушая их, многие вспоминали, что образ Базарова посвящался В. Г. Белинскому.
Премьера инсценировки другого тургеневского романа — «Накануне» — состоялась 2 февраля 1985 г. Ставил спектакль В. Седов, он же являлся создателем инсценировки. Оформляли постановку О. Твардовская и В. Макушенко. Музыка принадлежала Т. Альбиони и Г. Свиридову.
Автор инсценировки говорил журналисту, что отнесся к тургеневскому тексту бережно, стремясь сохранить весь строй высоких размышлений главного героя романа о смысле жизни, предначертании человека, о его долге перед Родиной. «В этом спектакле нас привлекала тема поисков молодыми людьми достойного жизненного пути. Среди важнейших этических проблем, поднятых автором, нам важно было выделить мотивы моральной ответственности, порядочности и благородства, как определяющие моменты человеческой личности во все времена». С большой очевидностью сказанное выражалось в образе Инсарова, которого играл А. Харитонов. В нем отсутствовали противоречия между общественным и личным, слово не расходилось с делом.
Ставя спектакль, режиссер старался избегать излишней возвышенности, а значит, нарочитости. И, оценивая постановку, рецензент утверждал, что спектакль решался в чеховском ключе. Но в результате постановка приобретала излишнюю минорность, ей не хватало той героичности, которая была свойственна роману.
Инсценировка не воспроизводила романа целиком, но, так сказать, стремилась передать его квинтэссенцию. Однако спектаклю недоставало того напряжения, которым был пронизан роман. При чтении захватывало дух от ожидаемых перемен; люди, подобные Елене, готовы были бросить семью, обеспеченное существование, достойных поклонников ради человека, способного на героические подвиги во имя высоких идеалов, готового погибнуть для общего блага.
При всей культуре постановки, умении показать душевную тонкость тургеневских героев спектаклю недоставало эмоциональности, заразительности. Сказанное относилось к очень важному эпизоду — беседе под Москвою в Кунцеве, на берегу реки, двух молодых людей: подающего надежды скульптора Шубина и серьезного ученого Берсенева. Они спорили обо всем на свете, были увлечены дискуссией, но подлинной страсти обоим исполнителям (В. Коршунову и А. Овчинникову) не хватало.
Пожалуй, ярче других оказалась Елена Стахова (И. Печерникова). Артистка смогла показать глубину характера этой девушки, передавала ее печаль из-за того, что идеалы оказались неосуществленными. Она чувствовала себя чужой в среде, казалось бы, близких, добрых, но безвольных людей. Всей душой она желала служить делу прогресса.
В инсценировке были выведены и слезливая Анна Васильевна (М. Седова), и Николай Артемьевич (Н. Верещенко) — постоянный посетитель клуба, в котором ему скучно (впрочем, как и везде), и Увар Иванович (Б. Телегин) — существо для общества бесполезное, но находящееся в том возрасте, когда даже мычание принимается за золото.
Это был в хорошем понимании слова культурный спектакль, в котором все говорили просто, но ему явно не хватало той революционной силы, которая заключалась в тургеневском произведении. «У Тургенева женщина бросала семью, нарушала привычное течение жизни ради любимого человека, но театр повествовал об этом бесстрастно. Но иногда герои заменяли страсть надрывом. Так, в финале первого действия Елена и Инсаров с криком бросались друг другу навстречу. Звучала музыка, и шел занавес».
В 1929 году в Малом театре показали инсценировку очерков Г. И. Успенского под общим названием «Растеряева улица». Инсценировал очерки и поставил спектакль М. С. Нароков.
В 1971 году театр, совместно с телевидением, вновь обратился к этой инсценировке. Ставил спектакль в филиале М. Рыжков, оформлял В. Челышев, музыку написал Ю. Чичков.
Зрителям были показаны скорее отдельные эпизоды и персонажи, чем единая картина растеряевской жизни. Режиссер в первую очередь фиксировал внимание на характеристиках отдельных лиц.
Роль рабочего Михаила Ивановича играл А. Эйбоженко. К сожалению, инсценировка предлагала ему минимум драматического материала. Михаил Иванович представал перед зрителями в синей рубахе, светловолосый. За бунтарские настроения он был уволен с работы, но это обстоятельство его не испугало. Казалось, он сочувствовал жалкому бытию растеряевцев, понимая бесперспективность их существования. Себя он чувствовал хозяином жизни и был рад, что вместе с юной Липой бежал из мира растеряевщины, пусть в неизвестное, но кажущееся прекрасным будущее. И Липа (И. Вавилова) бесстрашно рвала путы старой жизни.
Всклокоченным, храбрым во хмелю представал мастеровой в исполнении Г. Куликова. Учитель (Б. Телегин) — человек начитанный, и его ненависть к растеряевщине неистребима. Простодушной, страдающей и деятельной была кухарка (О. Хорькова), испытывающая постоянные придирки со стороны хозяина.
Когда открывался занавес, зрители видели улицу с кабаком по левую сторону, лавкой и дощатым забором — по правую. Художник убедительно передавал неустроенность, невежество, бедность, грязь Растеряевой улицы.
Но все это не более чем жанровые зарисовки. До сатирического уровня спектакль не поднимался. У Успенского Балканиха — символ растеряевщины, ее темноты, тупости. У артистки Панковой она представала как небогатая, плохо устроенная женщина, и когда местные жители, глумясь, посылали ее «туда-сюда», она безропотно с этим смирялась.
У Успенского Чиновник Толоконников — воплощение злой силы, он хоть кого с ума сведет своими придирками и ворчанием. Ничтожество в канцелярии, он тиран дома. А артист Маркушев показывал Толоконникова человеком рыхлым и робким, его ворчание ни на кого особенно не действовало. Знаменитый эпизод с травлей крысы, ставший для растеряевцев огромным событием, здесь являлся проходным.
Из-за значительного снижения сатирического звучания постановки бунт Липы и Веры (Л. Пашкова) терял в своей силе так же, как потеряли в значительности речи Михаила Ивановича. Спектакль не поднялся выше уровня бытовых жанровых зарисовок.
Бесспорно, наибольшее значение в этот период имела постановка «Господ Головлёвых», сделанная по одноименному произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ставил спектакль Е. Весник, и он же создал инсценировку. Художником был Е. Куманьков. Музыку написал Н. Будашкин. Премьера состоялась на сцене филиала в феврале 1982 года.
Готовясь к постановке, Весник говорил: «Перед Салтыковым я благоговею с детства.
Каким будет спектакль в Малом театре? Могу сказать одно: не сатирическим и не причудливо комическим. Я не считаю роман “Господа Головлёвы” образцом произведения критического реализма. Это не только сатира, нет, это, скорее, трагедия жизни русского общества. В романе глубоко психологически и философски определена суть тогдашней действительности».
Сверхзадачей спектакля, по мнению постановщика, становился «удар по лицемерию».
В роли Иудушки выступал В. Доронин, это была его последняя роль, подлинная лебединая песнь артиста. Он сыграл ее всего четыре раза; вскоре артист умер, но роль была исполнена так, что вошла в число лучших творений Малого театра.
Работая над ролью, актер перечитал все произведения Салтыкова-Щедрина и литературу о нем. Его особенно волновал финал спектакля: что же все-таки происходило с Иудушкой? Осознал ли он подлость и ничтожество своей жизни? Финал романа написан писателем поразительно тонко и глубоко и представлял собой наибольшую трудность при перенесении на сцену.
Актер работал над образом Иудушки в течение полутора лет. Позже Весник рассказывал, что Доронин занимался ролью повсюду: на улице, на отдыхе, в ожидании записи на радио и телевидении, во время шумных актерских застолий и летних поездок в Щелыково. «Мы обговаривали, пробовали, доискивались до сути образа, выстраивали действенную линию, открывали новые богатые краски в актерском резерве Доронина. За столом забывали о еде, на рыбалке — о рыбе. Он будил меня по ночам телефонными звонками, и работа продолжалась».


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25