Для хороших актеров нет дурных ролей.
Ф.Шиллер

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

ТЕАТР ПРОСЛАВЛЕННЫХ МАСТЕРОВ 1886-1898


Проблема народа, все более ясное понимание передовой частью общества его как главной движущей силы истории требовали и от театра обращения к новым темам и приемам. В то же время реакционная Дирекция императорских театров делала все, чтобы помешать проникновению передовых тенденций в репертуар и актерское искусство. Так складывалась противоречивая картина жизни Малого театра 80-90-х годов XIX столетия.
Труппа Малого театра всегда славилась хорошими, мало того, великими актерами, но такого поразительного созвездия талантов, как в 1880-1890-е годы, пожалуй, до сих пор не было. Речь шла не об отдельных, даже самых ярких исполнителях, а о целой группе первоклассных художников сцены, образовавших редкостный ансамбль солистов. Именно актеры в эти годы сберегают наиболее важные традиции Малого театра — критический реализм и революционный романтизм.
Положение с репертуаром стало хуже, чем в предшествующие периоды. В июне 1886 года скончался А. Н. Островский. Вставший за несколько месяцев до смерти во главе московских театров, он, однако, не успел осуществить ни одного из своих начинаний. Полгода — слишком незначительный срок для перестройки всей театральной деятельности, изменения прочно устоявшихся методов работы.
Однако дело было не только в том, что не стало великого драматурга. Консервативное руководство императорских театров вкупе с реакционными журналистами, не перестававшими твердить, что Островский исписался, добилось своего: его пьесы теперь шли значительно реже (в среднем не чаще трех раз в месяц). Только в конце 1890-х годов число постановок пьес Островского начало медленно увеличиваться.
Что касается комедий «Горе от ума» и «Ревизор», то в репертуаре они сохранялись, но шли редко, к тому же декорации устарели и обветшали. И хотя в этих спектаклях выступали замечательные исполнители, общий интерес к ним постепенно снижался.
Постановка «Недоросля» Д. И. Фонвизина была возобновлена в 1882 году, по случаю столетия со дня первого представления комедии. Это был парадное представление: И. В. Самарин читал специально написанные Д. Д. Минаевым стихи, а хор пел «Славу». К бюсту писателя возлагались венки. Но сам спектакль был неинтересен и прошел всего несколько раз. Слабой оказалась и постановка «Бригадира» в 1892 году. Заметим только, что впервые текст был полностью восстановлен, все цензурные купюры отменены.
Постановки этих пьес, как и некоторых других, в том числе Островского, отличались внешним жанризмом, без проникновения в суть характеров, без попыток раскрыть подлинную идею произведений, без показа острых социальных противоречий.
Как всегда, Малый театр уделял внимание исторической драматургии. Однако надо признать, что все пьесы, кроме «Воеводы» Островского (вторая редакция — 1886 год) и отчасти «Царя Иоанна IV» А. И. Сумбатова (Южина), были не более чем литературными поделками. Имевшая особенный успех «Чародейка» И. В. Шпажинского, пьесы В. А. Крылова, П. Н. Полевого и других авторов — по большей части псевдопатриотические, обстановочные мелодрамы.
Что касается «Воеводы», то во второй редакции драматург смягчил силу народного гнева, направленного против бояр, и ввел новый религиозно-морализирующий
финал: под влиянием пустынника воевода раскаивался и уходил в монастырь. И все же спектакль доносил глухую ненависть крестьян к своим господам. Особенно хороша была О. О. Садовская в роли старой крестьянки Недвиги. Она качала колыбель и, как писал С. Н. Дурылин, «пела старушечьим, увядшим голосом, но в ее голосе, в хватающем за душу покорном напеве ее песни было что-то до того трагическое и вместе с тем простое, несомненно правдивое, что казалось, в этой люльке лежит не мил “внучоночек”, “крестьянский сын”, а вся Русь крестьянская, холопская, и это над ней, покорной, надрывается от непосильного горя, поет не колыбельную, а надгробную старая крестьянская мать, многострадальная мать».
Наличие в труппе большого числа актеров романтического или близкого к нему направления давало театру возможность ставить произведения Шиллера, Лопе де Вега, Гёте, В. Гюго, К. Гуцкова; но об этих постановках мы расскажем ниже, в связи с рассмотрением творчества тех, кто в них обычно выступал. Пьесы Шекспира традиционно включались в репертуар, и наряду с комедиями все чаще шли трагедии: «Гамлет», «Ричард III», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Зимняя сказка», «Макбет», «Цимбелин», что во многом объясняется наличием в труппе актеров, с успехом игравших именно трагические роли. Но дело не только в этом. В рассматриваемый период в России существовал своеобразный культ Шекспира, связанный прежде всего с деятельностью переводчика и критика С. А. Юрьева. О Шекспире пишут видные ученые-филологи — А. Н. Веселовский, Н. И. Стороженко, И. И. Иванов и другие.
Но подавляющее число пьес в репертуаре составляли современные, так называемые злободневные драмы.
Заметим, что в это время в качестве драматурга уже выступил А. П. Чехов. Свою первую драму «Иванов» он отдал в театр Ф. А. Корша, где тогда служил один из любимых актеров писателя В. Н. Давыдов. В 1889 году Чехов предложил Малому театру только что законченную пьесу «Леший». Однако сначала эту пьесу забраковал Комитет петербургских литераторов, а потом А. П. Ленский отказался ее ставить в свой бенефис, сообщив в письме к автору, что тот «слишком презрительно относится к сцене и драматической форме». Справедливости ради заметим, что ни одна последующая постановка «Лешего» (правда, их было немного) успеха не имела. Единственное произведение Чехова, шедшее тогда в Малом театре, — водевиль «Предложение» (1891); в нем с успехом выступали Никулина, Музиль, Макшеев.
Среди бесчисленного количества современных пьес, конечно, были и достойные внимания, поднимающие важные вопросы, написанные вполне художественно, предоставляющие артистам интересный материал (назовем произведения Вл. И. Немировича-Данченко и А. И. Сумбатова), но такие пьесы оставались в меньшинстве. Большая же часть не отличалась художественными достоинствами и глубоким содержанием. И героями их были люди серые, ординарные, без серьезных идей и подлинных характеров. Притом, хотя модные драматурги той поры (В. А. Крылов, И. В. Шпажинский, П. М. Невежин, Вл. А. Александров, М. И. Чайковский и другие) знали шаблоны драматургического ремесла, но их пьесы по содержанию были скучны и однообразны. Правда, присутствовавший в них материал давал актерам возможность, прежде всего на основании собственных жизненных наблюдений, иногда создавать яркие и интересные образы своих современников.
В 1882 году высочайшим указом отменяется постановление об исключительном праве Дирекции императорских театров давать в столицах публичные спектакли, маскарады и концерты. Право на организацию театров в Москве и Петербурге получают и частные лица. Конкуренция с частными театрами заставила министерство двора, которому подчинялись казенные театры, пойти на некоторые реформы; однако принимались все меры для сохранения в театрах влияния чиновников, в том числе и в художественной сфере.
Конечно, актеры императорских театров находились в несравненно лучших материальных условиях, нежели их коллеги, подвизавшиеся на частных сценах. Им был обеспечен постоянный заработок, они получали регулярные оплачиваемые отпуска, имели по истечении определенного срока службы право на пенсию. Подобных привилегий частные театры не предоставляли. Но зато Дирекция императорских театров требовала от актеров полного подчинения. Этому способствовала и принятая в 1886 году новая форма контракта; там указывалось, что артист обязан подчиняться не только существующим правилам, но и тем, которые «впредь будут установлены». В частности, в правилах говорилось, что актер обязан играть любую роль в любой пьесе по указанию Дирекции; за неподчинение Дирекция имела право одновременно взыскать с артиста штраф, получить с него неустойку и уволить его.
Одной из центральных проблем тогда стала режиссура. В 1881 году Островский писал: «Строгая дисциплина необходима везде, где эффект исполнения зависит от совместного единовременного участия нескольких сил. Где нужны порядок, стройность, ensemble, там нужна и дисциплина». Но кто, кроме режиссера, мог добиться создания сценического ансамбля? А между тем, как утверждал Д. В. Аверкиев, «у нас режиссерское оформление вовсе в забросе. Здесь никогда не изучают пьес, предназначенных для постановки, порою даже бывают плохо знакомы с их содержанием; это известно каждому автору».
Несмотря на наличие в труппе Малого театра целой плеяды превосходных актеров, в целом признать положение удовлетворительным было невозможно. Вл. И. Немирович-Данченко, усердный посетитель театра тех лет, писал: «Знаменитое русское искусство, провозглашенное Гоголем и Щепкиным, все более обрастало штампами, условностями, сентиментализмом и становилось неподвижным, как броненосец, облепленный ракушками от долгого стояния».
И все же творческое состояние Малого театра было лучше, чем петербургского Александринского. Прежде всего, прогрессивная общественность традиционно смотрела на Малый театр как на второй Московский университет. Это накладывало отпечаток и на репертуар, и на актерскую игру.
К тому же Малый театр продолжал испытывать влияние заветов покойного Щепкина; иные артисты — Н. М. Медведева, Г. Н. Федотова — были его непосредственными учениками, иные — учениками его учеников. М. П. и О. О. Садовские продолжали линию своего великого отца и свекра.
Основной состав актеров Малого театра был воспитан в Москве — в театральном училище при Артистическом кружке, где слушал наставления Островского. И если новый актер не сумел ассимилироваться в труппе, то по истечении короткого срока покидал ее.
Любопытно, что пьесы модных драматургов на сцене Малого театра часто не имели успеха. Актеры, привыкшие создавать в классических произведениях сложные и значительные образы, пасовали перед ролями, рассчитанными лишь на внешний эффект. Впрочем, современные пьесы, если они давали актерам настоящий материал для воплощения характеров, исполнялись талантливо. «“Последняя воля” Вл. И. Немировича-Данченко, — писал рецензент, — была разыграна так, как могут только играть настоящие виртуозы, истые художники сцены... Ансамбль пьесы почти, можно сказать, безупречный». В значительной мере это объяснялось высокой культурой творчества. Незадолго до того пришедший в Малый театр молодой Ю.М. Юрьев был поражен усердием, с каким замечательные артисты работали не только над своими ролями, но и над общим замыслом. На репетициях они останавливались, спорили, повторяли одно и то же место несколько раз подряд, давали друг другу советы. Благодаря такой коллективной режиссуре складывался подлинный актерский ансамбль.
И все же в Малом театре существовал очевидный художественный разрыв между актерами-премьерами и исполнителями вторых и особенно третьих ролей. Да и оформление спектаклей во многих случаях оставляло желать лучшего. Достаточно упомянуть о декорациях: в наличии имелась лишь одна «колоннадная зала» для исторических пьес всех веков и народов. В декорации «простой комнаты» стулья были нарисованы на заднике, причем на одном из них изображена спящая кошка. Костюмы, особенно для современных пьес, каждый артист заказывал за свой счет, руководствуясь собственным вкусом; естественно, при этом нередко получался художественный разнобой. Временные и национальные особенности зачастую игнорировались. Так, Ермолова, игравшая еврейку Юдифь в трагедии К. Гуцкова «Уриэль Акоста», появлялась с крестиком на шее.
В 1882 году были утверждены новые «Правила для управления русскими драматическими труппами императорских театров». В них говорилось: «На читках все актеры в присутствии начальника режиссерского управления читают свои роли по тетрадкам, но в надлежащем тоне и темпе. И тогда они могут получить все необходимые разъяснения относительно характеров действующих лиц». Далее репетиции переносились на сцену «для определения, при участии автора, так называемых мест (т. е. мизансцен. — Ю. Д.). Главная задача таких репетиций состоит в том, чтобы все места были согласованы с ходом действия пьесы и красотой общей картины, которые должны в данный момент изображать сцены. Поэтому никто из артистов, даже играющих главные роли, не может претендовать, чтобы сцены были поставлены согласно его желанию или пониманию данного момента пьесы». Специально оговаривалось (а значит, бывали прецеденты): «Не дозволяется репетировать в головных уборах, в верхнем платье, с палками и зонтиками в руках».
Островский до самой смерти принимал на себя функции режиссера, особенно при постановке собственных пьес. В 1873 году он писал своему приятелю, петербургскому актеру Ф. А. Бурдину: «“Снегурочку” ставлю сам, как полный хозяин, и здесь очень хорошо понимают, что при таких условиях она пойдет хорошо и будет иметь успех. Завтра я читаю “Снегурочку” артистам в третий раз, потом буду проходить роли с каждым отдельно». И в более поздние годы, вспоминала артистка Е. Д. Турчанинова, актеры постоянно получали роли «непосредственно от самого Александра Николаевича, творили их, пользуясь указаниями самого автора».
Но был в Малом театре режиссер, заслуживающий внимания. Это С. А. Черневский (1839-1901). Из Московского театрального училища он был выпущен в балет, потом играл «выходные» роли в драме. В 1859 году его назначили помощником режиссера, в 1879 году — режиссером, в 1898 году — главным режиссером Малого театра.
Черневский был, что называется, самоучкой. Он непрестанно занимался самообразованием. В старости, буквально на гроши, где пешком, где в вагоне третьего класса, он обошел и объехал всю Европу, побывал в лучших театрах и музеях.
Фанатично преданный Малому театру, он стремился укрепить творческую дисциплину, решительно пресекая всякую расхлябанность на репетициях и спектаклях. В 1885 и 1890 годах в Москве гастролировала труппа герцога Мейнингенского во главе с талантливым режиссером Людвигом Кронеком. Огромное впечатление произвели на Черневского строгая историчность постановок и сценический ансамбль. Свою режиссуру Черневский в большой степени строил исходя из опыта мейнингенцев, тщательно заботясь об исторической точности каждой детали спектакля, о том, чтобы массовые сцены решались художественно и в соответствии с пьесой.
В журнале «Афиши и объявления» (1883, № 178) читаем о постановке «Ревизора»: «Общий тон игры был таким, что не оставляет желать ничего лучшего. Г-н Черневский и на этот раз, как и всегда, выказал себя знатоком режиссерского дела. Монтирована пьеса вновь и с замечательным тщанием: декорации, из которых особенно хороша — второго действия, костюмы, мебель совершенно отвечают времени и месту». Говоря о постановке «Грозы», тот же журнал опять называет Черневского «знатоком режиссерского дела». Черневский искал и находил новое в постановочном деле, задумывался о создании атмосферы спектакля. Так, при по¬становке «Антония и Клеопатры» Шекспира (1887) режиссер впервые в России еще до поднятия занавеса отважился дать звуковой эффект — шум оргии. До зрителей доносился глухой рокот, вырывались отдельные возгласы. Потом слышались звуки музыки, пение. Поднимался занавес, и публика видела сцену пира, поставленную в манере картин Г. И. Семирадского. Новшество было принято с восторгом. Писательница Т. Л. Щепкина-Куперник рассказывает о постановках Черневского: в сценах, действие которых происходило в купеческих домах, слышалось щелканье счетов; если шел спектакль из деревенской жизни, пели петухи, лаяли собаки. «Словом, явились детали, которые потом так богато развил Художественный театр». Ставя «Правительницу Софью» В. А. Крылова и П. Н. Полевого (1888), Черневский загримировался и смешался с толпою статистов. Он так их воодушевил, что публика была в восторге. В первый раз за историю Малого театра зрители вызывали режиссера.
Второй режиссер Малого театра А. М. Кондратьев по преимуществу ограничивал свои обязанности чисто административными функциями.
Но при всех нововведениях Черневского власть его кончалась, когда дело касалось премьеров труппы. Впрочем, он и сам не собирался нарушать давно установившиеся порядки. Так, например, полагалось, чтобы каждый персонаж появлялся на сцене непременно лицом к зрительному залу; в соответствии с этим требованием сооружались все двери, причем никакие соображения жизненного правдоподобия во внимание не принимались. Известный советский режиссер Ф. Н. Каверин в молодости застал эту манеру постановок и писал в книге «Воспоминания и театральные рассказы»: «Актер тщательно продумывал костюм, грим, чтобы в дверях, как в раме, продемонстрировать своего героя, а потом показывать его жизнь, его характер». Не только встать на сцене спиной к зрителям не дозволялось, но даже пройти между действующим лицом и публикой считалось неприличным. Говорить на ходу — также дурной тон: сначала надо встать или сесть, потом произнести реплику, а затем, если требуется, мерить шагами сцену. Эти правила неукоснительно соблюдались во всех спектаклях.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25