Можно стать романистом или историком, но драматургами рождаются.
А.Моруа

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

ЗАРУБЕЖНЫЕ КЛАССИЧЕСКИЕ ПЬЕСЫ НА СЦЕНЕ МАЛОГО ТЕАТРА


Обращаясь к постановке пьес зарубежных писателей-классиков, нельзя не обратить внимания на несколько существенных обстоятельств. Количество таких пьес в репертуаре театра оказалось явно незначительным. Это объяснялось рецидивом борьбы с «космополитизмом», когда, доводя дело до абсурда, некоторые критики, театральные руководители, да и сами театральные деятели утверждали, что русский театр найдет свое истинное призвание, ставя только русскую драматургию.
Что касается непосредственно Малого театра, то в нем явно обнаруживалось снижение интереса к романтическому искусству. После смерти А. Остужева ограниченное число актеров, преимущественно старшего поколения (М. Царёв, Е. Гоголева, Н. Анненков), вели борьбу за романтический репертуар, встречая поддержку лишь небольшой части труппы (в основном своих сверстников). Среди молодежи трудно, если вообще возможно, назвать подлинных представителей романтического искусства. В рассматриваемый период почти не ставились пьесы Шиллера, редко играли Шекспира, отсутствовали в репертуаре «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ромео и Джульетта», имевшие в свое время большой успех. Вовсе исчезли с афиш комедии прежнего любимца театра — Мольера. Теперь стремление к гротеску, буффонаде — а без этого не могут обходиться постановки пьес великого комедиографа — кое-кем из критиков и руководителей искусства зачастую рассматривались как проявление формализма.
Девятнадцатого октября 1948 года в постановке В. Цыганкова (художник В. О. Пиотрович) была представлена трагедия Ф. Шиллера «Коварство и любовь» (перевод М. Л. Михайлова).
Ставя пьесу, режиссер усердно пытался перевести спектакль в русло психологической драмы. Особенно это касалось леди Мильфорд, которую играла Гоголева. Ее героиня утратила едва ли не все черты роковой женщины. Теперь она казалась женщиной во многом несчастной, отстаивающей свою любовь и достоинство.
Фердинанда играл Царёв. Его обычное стремление к приподнятости, к патетическим тонам вполне совпадало с жанром пьесы и характером данного персонажа. Зато Т. Еремеева в роли Луизы, пленяя зрителей трогательной искренностью, играла роль в манере психологической драмы, чего, собственно, и добивался от нее постановщик. В большинстве случаев от режиссера ускользало своеобразие стиля великого немецкого драматурга, его яркая поэтическая манера. Позже Цыганков признает, что трагедию «Коварство и любовь» он излишне приземлил, лишил ее патетики, без которой Шиллер попросту немыслим.
Спектакль по пьесе В. Гюго «Рюи Блаз» поставил режиссер В. М. Бебутов (премьера 25 января 1949 года, перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник, художник В. И. Козлинский). Приход в Малый театр этого режиссера можно рассматривать как чистую случайность, даже недоразумение. Бебутов, безусловно, был режиссером талантливым, с1912по1917 год сотрудничал со Станиславским, позже работал в Театре РСФСР-1 с Мейерхольдом, потом руководил одним из театров музыкальной комедии. Режиссера, более далекого от Малого театра, найти трудно, и Бебутов, естественно, растерялся; тем более что и здешних актеров он, в сущности, не знал. Хотя в спектакле были заняты талантливые исполнители: Зеркалова — донья Нейбург, Анненков — Рюи Блаз, Царёв — дон Сезар де Базан, Ленин — дон Селлюстен де Базан и другие, — большого успеха постановка не имела. Режиссер стремился придать спектаклю романтический характер, но такое решение оказалось внешним, поверхностным.
Некоторые из классических пьес зарубежных авторов были поставлены скучно, вяло, в бытовом ключе. Они не имели успеха и быстро исчезали из репертуара. Это касалось и «Бабьих сплетен» Карло Гольдони, впервые сыгранных 30 ноября 1963 года. (Перевод А. В. Амфитеатрова, постановщик М. Н. Гладков, художник Ю. В. Васильев, композитор Карэн Хачатурян.)
Также без успеха прошла комедия М.-Ж. Саважона «Ночной переполох» (премьера прошла 31 декабря 1956 года; перевод В. Д. Метальникова и Н. Я. Рыковой, постановка В. В. Кенигсона, художник Б. Р. Эрдман).
В 1966 году Е. Велихов восстановил, а точнее, поставил заново комедию Э. Скриба «Стакан воды» (премьера 26 ноября; перевод Н. О. Рутковской и И. С. Платона, художник В. Клотц, музыка А. Паппе). Впервые сыгранная в Малом театре в 1915 году, эта пьеса, драматургически отлично скроенная, славилась остроумными диалогами. В новой постановке все приобрело излишний академизм, спектакль делался все скучнее и в результате успеха не имел.
Десятого ноября 1953 года состоялась премьера трагедии Г.-Э. Лессинга «Эмилия Галотти». Спектакль посвящался столетию со дня рождения М. Н. Ермоловой — 13 июля 1853 года. (Режиссер В. Цыганков, оформлял постановку Б. Кноблок.)
Спектакль не удался, поскольку отсутствовал интересный режиссерский замысел. В этой постановке не звучала гуманистическая тема борьбы против произвола, насилия и деспотизма, не клокотали страсти. Критик был прав, утверждая, что театр разучился играть трагедии. «Почти все исполнители вели свои роли в подчеркнуто повышенных тонах, то и дело срываясь на крик».
Художник построил стильный дворцовый вестибюль с величественной колоннадой, на его фоне особенно отчетливо было видно, что многие исполнители, в том числе Т. Еремеева — Эмилия и М. Садовский — граф Аппиани, лишь скользили по поверхности чувств.
Полковник Одорадо Галотти, каким его изображал Ю. Аверин, выглядел импозантно и даже напыщенно, а его жена Клавдия Галотти (С. Фадеева) смотрелась современной провинциальной мещаночкой. Так возникал стилевой разнобой. Среди актерских удач назовем исполнение Д. Зеркаловой роли Орсини. Это была натура сильная, она с подлинной страстью любила, ревновала, страдала.
Также без особого успеха прошла пьеса Вл. Юрьева «Ванина Ванини» по мотивам новеллы Стендаля. (Премьера состоялась 24 апреля 1954 года, ставил спектакль М. Гладков, художником выступал Б. Эрдман, музыку написал Ю. С. Бирюков, танцы поставила А. М. Шаломытова.) Известно, что новелла Стендаля невелика, занимает всего двадцать две страницы, поэтому Юрьев, создавая пьесу, привлек другие произведения, в том числе «Пармскую обитель», а кое-какие сцены написал сам.
Интереснее оказалась постановка пьесы Г. Ибсена «Привидения», премьера которой состоялась 18 ноября 1958 года. Ставил спектакль В. Цыганков, оформлял Б. Волков. В 1970 году спектакль сыграли в четырехсотый раз.
В отличие от дореволюционных постановок (прежде всего той, где играл великий актер Н. Н. Орленев), режиссер стремился заострить внимание не на болезни главного героя, теряющего рассудок, не на проблемах наследственности, а на свойственных современному буржуазному обществу противоречиях, в результате которых страдают невинные люди.
Роли распределили так: фру Альвинг — Е. Гоголева, Освальд — Е. Матвеев, Регина Энгстран, живущая в доме Альвингов, — Е. Солодова, ее отец-столяр — В. Владиславский, пастор Мендерс — Е. Велихов. В центре постановки оказалась фру Альвинг, ее переживания и страдания в связи с болезнью сына. Собственно, это был спектакль одной актрисы. Гоголева так определила суть своей роли: «Сильная, цельная натура, бесстрашно обличающая буржуазную мораль, порождающую драматизм, ложь, лицемерие, тайные и явные преступления против человечности ».
Удачной в этом спектакле оказалась работа художника. Волков так использовал колорит созданного им павильона, что он стал образцом искусства сценографии, отлично передавал атмосферу жизни, в которой происходило действие. Тяжелые коричнево-зеленые тона интерьера резко контрастировали с черно-белой гаммой костюмов действующих лиц, со светло-рыжим париком столяра Энгстрана.
Стоило утром раскрыть окна, и казалось, что стены дома фру Альвинг раздвигались; одновременно создавалось впечатление человеческой раскованности, свободы. А задернут шторы, зажгут настольную лампу — и по углам вырастают зловещие тени. Сама комната начинала напоминать тюремную камеру.
Тайна, которую хранит фру Альвинг, раскрывается в связи с приездом Освальда, его сближением с Региной и намерением на ней жениться. Фру Альвинг, какой ее показывала актриса, — личность прямая, цельная, без тени внутренней раздвоенности. Она способна признать свою вину, понять, что стала главной причиной трагедии, которую переживает ее сын. Фру Альвинг ищет выход из создавшегося положения, хотя все яснее понимает, что выхода нет; болезнь сына — результат наследственности, отцовского разврата, а также трусости и лицемерия, которые проявила прежде всего она сама. «Она поняла, что вся ее жизнь и жизнь окружающих была ложью, и та маска благополучия и приличия, что прикрывала эту ложь, становится ей ненавистной».
В финальной сцене, когда сын впадал в помешательство, она сгибалась как от физической боли, хрипло вскрикивала и хваталась за спинку стула, чтобы не упасть. Тяжело дыша, с трудом подбирая слова, фру Альвинг убеждала Освальда, что все пройдет, хотя и понимала, что слова излишни. Почти лишившись чувств, она падала перед Освальдом на колени. Как писал критик: «В “Привидениях” Гоголева приближалась к вершинам подлинно ермоловских трагических озарений. Замечателен поистине могучий, взрывчатый темперамент актрисы».
Как любимую роль Гоголева играла фру Альвинг на спектакле, посвященном своему семидесятилетию.
К сожалению, Матвеев, игравший Освальда, не создал значительного, запоминающегося образа.
Постановкой пьесы Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермиер» Малый театр стремился продолжить традицию «Пигмалиона», создать сатирический спектакль на материале пьесы, прежде казавшейся легкомысленным, салонным пустяком.
Премьера состоялась 18 февраля 1959 года. (Перевод М. Я. Бессараб, режиссер В. Г. Комиссаржевский, художник В. И. Доррер, композитор В. Я. Шебалин.) Отметим, что впервые на сцене Малого театра в этом спектакле выступила Э. Быстрицкая. Спектакль пользовался успехом: во всяком случае, 2 февраля 1962 года он был сыгран в трехсотый раз.
Большое значение имела в постановке музыка; она переплеталась с действием и вместе с тем приобретала самостоятельное значение.
Критика в основном отнеслась к спектаклю строго. В одном из отзывов читаем: «“Веер леди Уиндермиер” — припорошенная декадентской пылью старина, что же касается постановки пьесы, то это сытый, вполне благополучный спектакль».
Но с таким мнением нельзя согласиться. Как нам кажется, оно является следствием все того же вульгарного социологизма, относящего Уайльда к декадентствующим писателям времен упадка буржуазной культуры.
В пьесе мать оставила дочь, оскорбила изменой мужа и через двадцать лет вернулась в семью, чтобы защитить честь дочери. Ставя спектакль, Комиссаржевский собирался пропеть гимн матери, но и он, и художник увлеклись красотами блестящей светской жизни. Художник представил голубые и розовые полы в доме Уиндермиеров, со «вкусом и толком создал роскошную обстановку». В сцене бала режиссер вместе с художником показали и элегантные туалеты, и драгоценности, и декольте, и лакеев в ливреях. Но нг этой выставке роскоши пропадали те сатирические зерна, которые имелись в пьесе, афоризмы Уайльда теряли легкость, элегантность, приобретали какую-то топорность.
Возможно, это покажется удивительным, но за двенадцать лет в репертуаре Малого театра появилась всего одна трагедия Шекспира. Это был «Макбет», пьеса, которую довольно редко ставили на русской сцене. В Малом театре она в последний раз шла в 1914 году.
Премьера спектакля состоялась 30 декабря 1955 года. Для постановки избрали перевод Б. Л. Пастернака. Режиссеры К. Зубов и Е. Велихов, художник — Б. Волков, музыка А. И. Хачатуряна, балетмейстер — К. Я. Голейзовский.
Зубов утверждал, что при постановке «Макбета» театр прежде всего привлекала «борьба между узурпатором — тираном и противостоящими ему государственными деятелями, борьба, которая завершается восстанием против тиранов. В этом мы увидели основной мотив трагедии».
Режиссер говорил, что он старательно изучил быт Англии и особенно Шотландии XII-XIII веков. Сквозной линией трагедии, по мнению режиссера, было стремление Макбета овладеть троном, а значит, властью. В титаническом образе Макбета боролись доброта и злоба, прекрасное и преступное. Именно в этом режиссер увидел суть трагедии.
Подтверждение своим мыслям он находил в высказывании В. Белинского: «Макбет — злодей, но злодей с душой глубокой, могучею, отчего он вместо отвращения возбуждает участие, вы видите в нем человека, в котором заключалась такая же возможность победы, как и падения, и который при другом направлении мог бы быть другим человеком». Что же касается леди Макбет, то это преданная, горячо любящая жена, ставящая превыше всего интересы мужа.
Режиссер не считал свою работу законченной даже после того, как спектакль официально был выпущен. «Я не оставляю намерения вернуться к спектаклю, чтобы доработать его ритмы и, быть может, добиться усиления звучания его последней картины».
Работая с актерами, режиссер говорил им: «Мы хотим сосредоточить внимание и на светлом начале трагедии. Мы считаем необходимым противопоставить образам Макбета и леди Макбет яркие положительные образы Дункана, Маккольма, Росса, Макдуфа, тем самым утвердить светлое начало шекспировского спектакля».
Спектакль вызвал значительный интерес и явные разногласия в его оценке. В Большом зале Дома актера состоялась зрительская конференция. Некоторые из выступавших хвалили постановку, вспоминали Ермолову, в свое время игравшую леди Макбет. Но большинство, в том числе знатоки творчества Шекспира, а среди них А. А. Аникст, отнеслись к постановке критически.
Напомним, что в трагедии родственник короля Дункана — Макбет имеет известные права на престол; дело в том, что сын короля Маккольм не достиг возраста, когда ему могла быть передана королевская власть. Но король, вопреки обычаю, все же вручал сыну право на корону. И тогда Макбет встал на путь насильственного захвата власти. Он — храбрый воин, защитник отечества, но сейчас его разум и совесть помрачены честолюбием.
Открывался массивный, сделанный в виде кольчуги занавес. Звучала увертюра. Стояли воины, вооруженные копьями. Слева находился Дункан, окруженный солдатами. Е. Матвеев, игравший короля, показывал его скорее добрым царем Берендеем из поэтической сказки А. Н. Островского «Снегурочка». У Дункана было аскетичное, строгое и вместе с тем кроткое лицо, окаймленное седой бородой, движения мягкие и плавные, весь облик свидетельствовал о чистоте и благородстве этого персонажа.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25