С тех пор как завелись у нас знатоки искусства, само искусство пошло к черту.
Вагнер

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

Из действующих лиц лучше всего удались такие персонажи, как Варлаам (В. А. Макшеев), Мисаил (Н. М. Никифоров), «лукавый царедворец» князь Василий Иванович Шуйский (С. В. Шумский). С подлинным драматизмом воплотил роль Юродивого Н. И. Музиль. И. В. Самарин читал знаменитый монолог Пимена мастерски, обдумывая каждую фразу, но при этом был слишком простодушен, ему не хватало мудрости, накопленной за прожитые годы. В Борисе (Н. Е. Вильде) не ощущалось трагического сознания крушения всех надежд перед лицом народного гнева, слабо проявлялись угрызения совести, терзающие убийцу. Он был эффектен, царствен, но не более. Что касается А. П. Ленского, то своего Самозванца он сделал дерзким авантюристом, и только. М. Н. Ермоловой в роли Марины Мнишек удалось передать жажду власти, честолюбие; но низменные порывы души, лживость Марины, ее беспринципность раскрыты артисткой не были.
Выдающиеся произведения русской драматургии занимали весьма заметное место в репертуаре Малого театра. Пожалуй, не было ни одной значительной пьесы, которая ускользнула от его внимания. И если все-таки то или иное драматическое произведение не видело света рампы, то лишь по вине цензуры. Стремление театра к постановкам лучших, идейно и художественно значимых пьес, конечно, служило прямым доказательством прогрессивных воззрений значительной части труппы, и в первую очередь ее корифеев, часто вступавших в спор с реакционной и бюрократической Конторой императорских театров ради утверждения какой-либо пьесы на сцене. Но вместе с тем нельзя не учитывать: при отсутствии подлинно творческой режиссуры (а значит, и подлинной идеи спектакля), при творческом разнобое среди актеров, при том, что далеко не все артисты были достаточно образованны, не всегда разбирались в сложных общественных проблемах, скатываясь порой на консервативные или обывательские позиции, — спектакли по своей общественной значимости зачастую «не дотягивали» до уровня самих пьес. И все же постановки лучших произведений русских драматургов, разумеется, способствовали утверждению авторитета Малого театра среди демократически настроенных зрителей. Это касалось и постановок пьес западноевропейских писателей.
Как и в прежние годы, Малый театр постоянно обращался к западноевропейской классической драматургии. К сожалению, его попытки поставить «Рюи Блаза» В. Гюго, «Эгмонта» и «Фауста» Гёте, «Генриха IV» Шекспира в этот период не увенчались успехом: эти пьесы были запрещены цензурой для исполнения. Но сами попытки театра воплотить эти произведения знаменательны.
Большое место в репертуаре заняли комедии Шекспира, за постановку которых особенно ратовал издатель газеты «Антракт» критик А. Н. Баженов. Значение шекспировских комедий в эту пору заключалось в том, что в них утверждалась победа любви над всеми условностями. И потому, естественно, самыми усердными посетителями шекспировских спектаклей были молодые люди, в частности студенты. «Мы постоянно замечаем там и сям, вверху и внизу, их молодые, сияющие удовольствием лица; видим, с какой горячностью аплодируют они этим пьесам и их исполнителям», — писал Баженов.
В 1865 году была поставлена комедия «Укрощение строптивой». Г. Н. Федотова в роли Катарины убедительно показала, как под влиянием любви гордая, своенравная девушка с радостью подчиняется своему мужу. Но в этом подчеркнутом смирении заключалась какая-то игра, дерзкий вызов. Катарина на время спрятала свои когти, но это не означало, что при случае она не выпустит их. Что касается И. В. Самарина в роли Петруччо, то уже с первых актов становилось ясно, что это скорее мягкий человек, а грубость его напускная. И нельзя предсказать, кто в этой семье будет верховодить. В. И. Живокини в роли слуги Петруччо — Грумио — был эхом своего господина, радовался его радостями и огорчался неудачами. Актер, широко используя приемы буффонады, удачно изобразил слугу-пройдоху, целиком, однако, преданного барину.
Вслед за «Укрощением строптивой» были сыграны «Конец — делу венец», «Все хорошо, что хорошо кончается» (1865), «Виндзорские проказницы» (1866), «Двенадцатая ночь» (1867).
Широко были представлены в репертуаре и комедии Мольера. Известно, что великий комедиограф противопоставлял здравый смысл простых людей сословным предрассудкам и условностям буржуазно-дворянского общества — стяжательству и лицемерию. Комедии Мольера требовали от актеров умения создавать яркие, гротесковые образы.
Среди многих постановок Мольера — «Жорж Данден» (1866), «Мещанин во дворянстве» («Мещанин-дворянин», 1864), «Мнимый больной» (1866), «Проделки Скапена» (1866). Особенный успех имела «Школа жен». В 1860 году роль Арнольфа играл Щепкин, а роль Агнессы — А. И. Шуберт. В 1869 году в этих ролях выступали С. В. Шумский и Н. С. Васильева. Шумский с жаром восхищался, сердился, ревновал, его мимика была необычайно выразительна. Игра Васильевой отличалась неподдельной наивностью.
Большой успех имела постановка «Тартюфа» (1867) и «Скупого» (1873); о первом из этих спектаклей положительно отозвался П. И. Чайковский.
Ставилась также комедия Бомарше «Свадьба Фигаро» (1868). Правда, спектакль в значительной степени был лишен высокой гражданственности самой пьесы, к тому же особенно важный монолог из пятого акта был снят цензурой. Игре Шуйского (Фигаро) при всей естественности не хватало гражданского пафоса, социальной обличительности.
Меньше в театре ставилось трагедий; объяснялось это, по-видимому, тем, что в то время в труппе не было актера с подлинно трагическим темпераментом. В 1850 году, чтобы заменить умершего П. С. Мочалова, из провинции вернулся К. Н. Полтавцев (1823-1865). Он обладал прекрасными внешними данными — стройная фигура, красивый голос, но больше склонялся к мелодраме, нежели к трагедии. Его герои, при всем их внешнем темпераменте, были лишены положительных идеалов. Выступления актера в ролях Лира, Отелло, Гамлета, Фердинанда («Коварство и любовь») не имели большого успеха.
В Малом театре шли шиллеровские «Разбойники» (1868), где в роли Карла Моора подвизался Н. Е. Вильде, но, по мнению рецензента, он «не выразил ни ма¬лейшего намека на те страсти и чувства, которыми переполнил Шиллер своего Кар¬ла Моора». Интереснее был Шумский в роли Франца, особенно в той сцене, когда муки совести доводили его до галлюцинаций.
Несколько раз театр возобновлял «Гамлета», но только в 1877 году появился актер, сумевший оригинально и интересно интерпретировать главную роль. Это был А. П. Ленский. Его Гамлет был полон скорби, глубоких размышлений о несовершенстве мира. Он в разладе с самим собой: с одной стороны, сознание, что месть за поругание человека необходима, с другой — тревожные сомнения в своих правах посягать на жизнь другого, даже если это преступник. В сцене «Мышеловки» звучал не голос торжества и не голос мести, а тонкая ирония по отношению к Клавдию и в какой-то мере к самому себе. Гамлет Ленского был мягок, мечтателен, стремительная энергия в нем вспыхивала ненадолго и под влиянием внешних обстоятельств.
Особое место в репертуаре Малого театра занимали трагедии с участием М. Н. Ермоловой, в первую очередь «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега (1876) и «Орлеанская дева» Шиллера (1884). Но об этом мы расскажем позже, в связи с характеристикой великой трагической актрисы.
Конечно, Малый театр, как императорский, вынужден был показывать тенденциозные монархические пьесы, по преимуществу на исторические сюжеты. Здесь продолжали идти сочинения Н. А. Полевого и Н. В. Кукольника, ставилась обстановочная мелодрама флигель-адъютанта П. Н. Мердера «Блокада Ахты», ранее шедшая в Петербурге в императорском театре-цирке. В репертуаре было немало пьес драматургов-ремесленников — М. И. Вознесенского, В. А. Соллогуба, М. П. Цветкова, князя Г. В. Кугушева и других. Эти пьесы не отличались ни глубиной содержания, ни совершенством формы. Продолжали идти многочисленные мелодрамы, часто художественно слабые, с картонными героями и кукольными страстями.
Включал театр в свой репертуар и пьесы со славянофильской тенденцией, например «Жених из Ножевой линии» В. А. Красовского (1853), в которых купцы изображались как носители всех добродетелей. Шло немало вещей, имеющих целью только рассмешить, позабавить публику. Однако, вопреки необходимости считаться с Конторой и цензурой, Малый театр предпочитал такие произведения современных авторов, где, пусть ограниченно, но все же ставились важные вопросы жизни, рассматриваемые если не с демократической, то хотя бы с либеральной точки зрения. Объясняется это и тем, что зрительный зал в значительной мере заполняла прогрессивная публика, которая оказывала воздействие на сцену, принимая одни спектакли и отвергая другие.
В пьесе Ф. Понсара «Честь и деньги» (1858) Шумский произносил горячие монологи о честной бедности, чем приводил зрителей в восторг.
Из русских пьес успехом пользовался «Чиновник» В. А. Соллогуба (1856); в первую очередь это объяснялось злободневностью пьесы. Дело в том, что неудачи Крымской войны заставили правительство начать реформы в государственном аппарате. Тогда заговорили о взяточничестве, о чиновничьей коррупции, о бюрократизме. Эти явления нашли свое отражение и в рассматриваемой пьесе. Но проблема решалась здесь с либерально-дворянских позиций. Идеалом автора явился неподкупный чиновник Надимов, о котором Добролюбов писал: «Смастерить механическую куколку и назвать ее честным человеком вовсе не трудно; но трудно вдохнуть в нее жизнь и заставить ее говорить и действовать по-человечески».
Если верить пьесе, то чиновничьи злоупотребления связаны прежде всего с тем, что в государственном аппарате служит немало чиновников из числа бедняков- разночинцев, которые вынуждены брать взятки, чтобы прокормить семью. Значит, как доказывал Надимов, богатым дворянам следует выполнять свой долг и поступать на службу — тогда взяточничество исчезнет само собой.
Интереснее была пьеса И. Е. Чернышева «Жених из долгового отделения» (1859). В ней бедный и недалекий чиновник Ладыжкин подвергается утонченным
издевательствам со стороны своих сослуживцев, утверждающих, что за него хочет выйти богатая невеста. Положение бедняка, одинокого и униженного, было показано с большой драматической силой.
Начал свою драматическую деятельность В. А. Дьяченко (1818-1876). Одна из первых пьес — «Гувернёр» (1864) — не лишена некоторой общественной проблематики. Здесь деспотичная и безнравственная помещица мешает сыну жениться на бедной девушке. В то же время пройдоха гувернер забирает все больше власти в помещичьем доме, однако вступает в конфликт со своими хозяевами, защищая достоинство девицы, и покидает помещичий дом, отказавшись от привольного житья. Но затем Дьяченко перешел на откровенно филистерские позиции. В пьесе «Нынешняя любовь» (1868), также шедшей в Малом театре, он нападает на разночинцев и нигилистов за то, что они — люди не дела, а фразы, и эта фраза, по убеждению автора, оказывает самое дурное воздействие на молодежь.
Другой драматург — В. А. Крылов (1838-1906) в своей первой пьесе «Против течения» показал дикий произвол дворян. Помещик доводил до самоубийства талантливого крепостного музыканта, посмевшего полюбить его дочь. Эта пьеса прошла в Малом театре всего один раз — ее запретила цензура.
Очень скоро и Крылов откажется от либеральных идей. Сюжеты его новых пьес в значительной степени заимствованы из иностранных произведений. Это типичные литературные поделки на злободневные темы, спекулирующие на интересе к ним зрителей. Уничтожающую характеристику драматургическим опытам Крылова дал Островский.
С рядом пьес либерально-народнического направления выступил А. А. Потехин (1829-1908). Пьеса «Шуба овечья — душа человечья» рассказывала о страданиях гувернантки, бывшей крепостной, в доме развратной помещицы. Пьеса была запрещена цензурой, ставить ее разрешили только через двенадцать лет. Другие пьесы — «Чужое добро впрок не идет», «Мишура», «Новейший оракул», «Отрезанный ломоть», «Выгодное предприятие», «Около денег» (совместно с Крыловым) — иногда поднимали важные вопросы современной жизни, но решали их с либерально-буржуазных позиций.
В пьесе участника кружка петрашевцев (приговоренного к смертной казни, замененной солдатчиной) А. И. Пальма (1823-1885) «Наш друг Нехлюжев» (1879) изолгавшийся, эгоистичный человек, полюбив честную девушку, нравственно перерождался. Тема морального очищения через страдание встречается довольно часто в театре того времени.
В 1878 году в Малом театре с большим успехом шла «Майорша» И. В. Шпажинского (1848-1917), тогда только начинавшего писательскую карьеру. Следуя за Островским, драматург добросовестно разрабатывал характеры и в этом добился известных успехов. Но в то же время его пьесы лишены серьезного общественного содержания; автор не создает той социальной атмосферы, в которой такие характеры формируются. Это придает его пьесам незавершенность, случайность, откровенный мелодраматизм. В пьесе «Поздний расцвет» (1880) девушка вышла замуж без любви. Вскоре в ней пробудилась страсть, и она покинула семью, но у своего возлюбленного встретила равнодушие и была вынуждена вернуться домой. И здесь сочувствие, проявленное мужем, усугубляет ее страдания, сознание того зла, которое она ему причинила. Главную роль исполняла М. Н. Ермолова; она с большой силой передала драматизм ситуации. С искренностью, теплотой, немножко сентиментально (что, впрочем, соответствовало духу пьесы) играл роль мужа И. В. Самарин.
Эта драматургия при всей ее ограниченности давала актерам возможность создавать убедительные жизненные типы. Она так или иначе отражала текущую жизнь, а значит, позволяла художникам сцены производить самостоятельные исследования общественных процессов и характеров окружающих людей. Интересно, что при постановках современных пьес театр добивался жизненной правды в решении как спектакля в целом, так и отдельных ролей. В 1879 году была поставлена пьеса В. А. Крылова «Горе-злосчастье», рассказывающая о гибели маленького чиновника, жену которого из зависти оболгали, обвинив в благожелательном отношении к высокому покровителю. В связи с этой постановкой известный критик С. В. Васильев (Флеров) писал: «Вся сцена наполнена гостями, а между тем нет ни малейшего беспорядка, никаких запинок и остановок. Присутствующие ходят, сидят, разговаривают, собираются группами с такой естественностью и непринужденностью, каких мы еще не встречали в Малом театре». Актеры, изображавшие чиновников, стремились прежде всего показать, что они стали почти куклами, потеряли человеческий облик. Так, Н. Е. Вильде, игравший роль управляющего казенной палатой, доводил свое исполнение почти до шаржа. Сановит, величествен и резок был М. А. Дурново в роли начальника отделения канцелярии. Зато образ положительного героя в исполнении И. В. Самарина отличался точной и подробной психологической проработкой.
Особое место в репертуаре театра занимала оперетта. Впервые об этом новом театральном жанре узнали в России в 1859 году, когда в Петербурге, в Михайловском театре, где постоянно играла французская труппа, поставили «Орфея в аду» Ж. Оффенбаха. Там же 9 апреля того же года исполнили его «Прекрасную Елену». 10 сентября 1865 года «Прекрасная Елена» была показана в Александринском театре, и с тех пор оперетты ставятся здесь регулярно. С 1865 года они постоянно идут и в Малом театре. Естественно, драматические актеры не могли преодолеть вокальных трудностей, раскрыть оперетту как большую музыкальную форму. За исключением одного-двух актеров, все играли в духе бытовой комедии. Нельзя не учесть, что оперетты наполнялись злободневными импровизациями. Так, в «Орфее в аду» Живокини, игравший роль Юпитера, иронизировал по поводу того, что профессора Академии художеств увлекаются античными сюжетами, игнорируя острые проблемы современной жизни. Он же жаловался, что повышен акциз на табак. Актриса Е. Д. Стрекалова в роли кухарки богов комично рассуждала о женской эмансипации, о важности женского труда, чем вызывала гнев небожителей.
Таким образом, репертуар Малого театра был разнообразен, и, что существенно, классика и лучшие пьесы современных драматургов, в первую очередь Островского, занимали ведущее положение.
Само собой разумеется, что и репертуар театра, и его художественная направленность в большой степени определялись театральным руководством. Что касается последовательно сменявшихся директоров — А. М. Гедеонова, А. И. Сабурова, графа А. М. Борха и других, — то они жили в Петербурге и в Москве бывали лишь наездами. Общий бюрократический дух, царивший в Российской империи, распространялся и на Театральную контору. Конечно, директора проводили политику, угодную прежде всего царскому двору; отсюда поддержка оперно-балетных трупп, а в Малом театре — произведений официальной народности или вещей чисто развлекательных. Не прекращались нападки на демократический репертуар, в первую очередь на пьесы Островского.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25