Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.
Василий Ключевский.

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

Спектакли по пьесам А. М. Горького


В отличие от драматургии Чехова, пьесы Горького часто включались в репертуар Малого театра, причем некоторые спектакли, по ним поставленные, вошли в историю русского театра в целом. Так было и в тот период, которым мы сейчас занимаемся.
Первой по срокам была осуществлена постановка пьесы «Мещане». Премьера состоялась 18 июня 1946 года. Ставил спектакль А. Дикий, художником был В. Е. Егоров.
Когда спектакль увидел свет, вокруг него разгорелись жаркие споры. Во Всероссийском Театральном Обществе состоялось обсуждение спектакля. Выступая на нем, театральный критик М. Загорский утверждал, что Нил у Анненкова не получился; что он у артиста вовсе не герой, а тихий и скромный машинист, уставший после трудной дороги и теперь с аппетитом обедающий. Этот Нил никого и никуда не призывает.
Известный литературовед, профессор М. С. Григорьев доказывал, что спектакль распадается на ряд эпизодов; некоторые из них поставлены мастерски. «Но погоня за занимательностью привела к утрате идейного замысла пьесы, и поэтому спектакль заслуживает отрицательной оценки».
С этими ораторами не соглашался профессор Е. В. Тагер. Он говорил: «В постановке Дикого показана если не сила мещанства, то, по крайней мере, его агрессивность, и такое решение не противоречит Горькому».
Следует сказать, что Дикий подошел к постановке «Мещан» новаторски, в то же время используя собственный опыт постановки этой пьесы в Ленинградском Большом драматическом театре.
Посмотрев спектакль, режиссер и театральный критик С. А. Марголин писал: «Постановка “Мещан” в Малом театре — творческая неожиданность.
Спектакль непрерывно удивляет новым, свежим, непредвиденным раскрытием человеческих характеров, поражает своим неиссякаемым оптимизмом. Этот спектакль — вера в неистощимость человеческих возможностей».
Дикий глубоко почувствовал и показал заключенную в пьесе ненависть к мещанству с его реакционным мировоззрением.
Через несколько лет, вспоминая спектакль, критик Е. Балатова писала: «Сейчас, когда спектакль “Мещане” в Малом театре стал историей, мы не можем забыть ни гневного олицетворения тупого воинственного мещанства в образе старика Бессеменова, созданного Ковровым, оставшимся по сей день лучшим исполнителем этой роли, ни духовно нищей, запутавшейся в “дурной сложности” своего “я” Татьяны в исполнении Ксении Тарасовой, ни, наконец, почти символической сцены “кривых рож” мещан и мещанок, которые появлялись в дверях дома Бессеменовых, со смаком судача о попытке самоубийства».
Увлекшись темой разоблачения мещанства, Дикий в значительной степени снизил образы Нила и других персонажей, так или иначе противостоящих мещанству, не поверил в их активность, в их высокие нравственные устои. Чтобы свести Нила с романтического пьедестала, на который его постоянно возводили во многих предыдущих постановках, режиссер и актер изъяли из его роли некоторые реплики. Так, исключенной оказалась фраза, в которой утверждалось, что Нил «просто честный, здоровый человек». В реплике Нила о том, «какое наслаждение бить молотом по раскаленной массе металла», купировалась заключительная часть: «...она плюет в тебя шипящими, огненными плевками, хочет выжечь тебе глаза, ослепить, отшвырнуть от себя. Она живая, упругая...»
Рассматривая спектакль, Б. А. Бялик, специализировавшийся на изучении творчества Горького, отмечал: «Хотя в спектакле Малого театра Нил положительный герой, но он здесь неярок, неинтересен, и в нем Поля никак не может увидеть олицетворение своей романтической мечты о настоящем герое». Режиссер направлял актера не в сторону поэзии героического образа, а в сторону житейской достоверности. Нил, в его понимании, в значительной степени представитель той же мещанской среды.
Шишкин и Цветаева, которые, как считал профессор Б. Бялик, должны были Нила поддержать, в театре оказались излишне шаржированы. Елена же представала существом легкомысленным.
И все-таки, несмотря на эти и другие критические замечания, Дикий, по нашему мнению, поставил не просто хороший, но подлинно горьковский спектакль, в первую очередь обращенный против мещанства.
И удачу спектакля во многом определяло то, как роль старика Бессеменова играл артист Г. И. Ковров. Это был человек, прежде всего стремящийся к накоплению и в то же время умный, искренно любящий семью и желающий добра своим детям. И вот в конце жизни он убеждается, что у него нет достойных наследников. Некому передать не только свое дело, но и те нравственные принципы, которыми он руководствовался на протяжении жизни и которые казались ему единственно верными. Его дети ничтожны, окружающие его не понимают. В результате рождается трагедия отца, в чем-то перекликающаяся с историей Егора Булычова, трагедия от сознания бессмысленно прожитой жизни, трагедия человека, понявшего, что не только у него, но и у его житейской философии нет будущего. Сила актера и режиссера в том и заключалась, что онн показывали домашнего тирана и деспота и в то же время глубоко несчастного человека, показывали трагедию одиночества и безысходности. Это изображалось в спектакле весьма убедительно и ярко.
У артиста Н. Афанасьева Пётр произносил сентенции, сам не веря в то, что говорил, поэтому они звучали фальшиво. Прежде всего он хотел покоя, и в этом отношении являлся еще большим мещанином, нежели его отец.
Татьяна К. Тарасовой никого не любила и ни к чему не была привязана, учительство стало для нее проклятием. Она стремилась к одному: к устройству собственной жизни, а значит, к замужеству. Когда ей не удавалось женить на себе Нила, Татьяна впадала в крайний пессимизм, — теперь солнце должно было погаснуть для всех людей.
Акулина Ивановна Бессеменова — Л. Орлова поначалу казалась доброй женщиной, ласковой, хлопотливой матерью. Но какая ненависть сквозила во взгляде, который она бросала на Нила! И становилось ясно: она ему не простит не только того отказа от ее дочери, но и покушения на ее, пусть незначительные, права и привилегии. И в то же время эту женщину отличали и мягкость, и робость перед мужем, и любовь к детям.
Тетерев — Н. Далматов вначале представал вполне благопристойным господином, одетым в сюртук, белую манишку и при галстуке. Он был весь поглощен Полиной, непрестанно следил за ней влюбленными глазами. Поняв, что она его бросает, Тетерев превращался в пьяницу, забулдыгу, не расстававшегося с бутылкой.
И те афоризмы, которые изрекал Тетерев, — результат его обиды на то, что любовь не удалась.
У Шишкина, каким его показывал А. Смирнов, было бледное, заросшее нечесаной бородой лицо. Он постоянно держал в руке связку книг. Но это был, как говорится, человек не от мира сего, весь погруженный в абстрактные мечты, совершенно не воспринимающий реальной жизни. С лица Цветаевой не сходила улыбка, глаза были широко раскрыты. Но и она жила своей жизнью, все происходящее вокруг ее интересовало мало. Такое проявление эгоизма также присуще мещанству с его безразличием к окружающим людям.
И даже исполнитель крошечной роли врача А. М. Титов показывал этого персонажа как мещанина. «Об этом свидетельствовало, как быстро переключался его интерес от больной к ожидаемому гонорару, как он буквально вырывал этот гонорар из рук Петра».
Елена в исполнении Д. Зеркаловой была особа с развязными манерами, грубоватая, ей явно не хватало скромности. Один из критиков заметил: «Казалось, что театр смотрел на горьковскую Елену глазами старика Бессеменова». В отличие от нее Поля (Т. Н. Семичева) совсем лишалась романтических качеств, трактовалась «в домашних сереньких красках».
Из числа действующих в «Мещанах» лиц особое внимание привлекал Перчихин (А. Сашин-Никольский) — весь какой-то солнечный, ясный, чистый, непосредственный. Он любил людей, но ему порой становилось невмоготу терпеть их суетность. Перчихин был хрупок, трогателен, безобиден. Когда он рассказывал, как продал зяблика, певшего тирольской трелью, и сам себя за это казнил, замирал весь зал. Артисты, даже не занятые в спектакле, приходили послушать, как Перчихин — Сашин-Никольский рассказывал про птичек. И в то же время одной фразой, точнее, интонацией он умел показать ничтожество такого человека, как Пётр. Перчихин произносил: «Ну, чего он стоит».
В результате спектакль, поставленный Диким, получился остросатирическим, почти памфлетным. При этом, как указывал критик (в его заявлении имелась изрядная доля правды), «основной удар Малый театр в постановке “Мещан” направил против тех, кто осуждал мещанство, но не мог довести своего восстания до конца». Это касалось и Нила, и Тетерева.
Многие критики, в их числе авторитетные знатоки творчества Горького Б. А. Бялик, М. С. Григорьев, С. Л. Цимбал и другие, упрекали театр, а значит, и постановщика за то, что романтический пафос, присущий таким персонажам, как Нил, Поля, Шишкин, Цветаева, даже Елена, оказался в значительной степени сниженным, что, по их мнению, противоречило самому духу такой пьесы, как «Мещане».
Но Дикий сознательно ставил антимещанский спектакль, имеющий целью разоблачение мещанства во всех его проявлениях, прежде всего в равнодушии к окружающим людям. В этом смысле нельзя не согласиться с мнением критика: «Спектакль был до краев наполнен яростной ненавистью к мещанству, во всех его — в том числе современных — обличиях и метаморфозах».
Таким образом, «Мещане» явились значительным, хотя и спорным, сценическим произведением, представленным Малым театром в рассматриваемые годы. И, может быть, этот спектакль явился одной из наиболее интересных постановок горьковских пьес в те годы вообще. Нам кажется, он близок к знаменитой постановке этой пьесы, осуществленной Г. Товстоноговым на сцене Большого драматического театра в Ленинграде в последующие годы.
«Вассу Железнову», которую ставили К. Зубов и Е. Велихов, впервые сыграли 23 мая 1952 года. Оформлял спектакль Б. Кноблок, танцы поставил В. Цаплин.
Беседуя перед премьерой с корреспондентом газеты, Зубов утверждал, что театр прежде всего стремился показать, как капитализм уродовал людей, как «человеческая женщина», в характере которой заложены богатые возможности, гибнет, изуродованная капитализмом. При этом режиссер полагал, что мысли великого писателя возможно донести до зрителя «только одним путем — путем наиболее полного и разностороннего раскрытия творческих возможностей каждого из исполнителей. Особое внимание театр обращал на овладение чудесным горьковским словом». Спектакль игрался по второму варианту пьесы, законченному писателем в 1935 году.
Художник предлагал все действие провести в комнате Вассы, являющейся и гостиной, и столовой, и спальней. В ней Васса работала, принимала посетителей, обедала и отдыхала.
Большой стол, под зеленым сукном, удобно поставлен к окну. На столе письменный прибор, счеты, лампа. Возле стола тяжелое железное резное кресло. И еще одно — мягкое — подарок мужа. О том, что это не только кабинет, но и гостиная, свидетельствует ковровая мебель с розетками и кистями. Стоят дубовые стулья с плетеными сиденьями.
На стене помещены фотографии пароходов и портрет Железнова в капитанской форме. В красном углу — икона в окладе, здесь же венчальные свечи и пасхальное яйцо.
Прохор Храпов в клуб ездит в визитке, а то и во фраке, но дома ходит в легком фланелевом костюме. У Вассы в ушах крупные, но не вызывающие бриллианты, на руках два хороших кольца, на груди большая брошь и массивная цепочка для часов. Когда Васса собиралась ехать по делам, она надевала накидку и шляпу со страусовыми перьями. Капитан — в размокшем крахмальном белье и халате поверх него. Он растрепан, небрит. Наталья с утра бродит полуодетая. Рашель в дорожном платье. Кроткий — «социалист», выходящий в купцы, — в «опрощенном» костюме и в сапогах. На Пятеркине нечто среднее между пиджаком и боцманским бушлатом, под ним косоворотка, подпоясанная солдатским ремнем. На голове картуз, на ногах короткие сапоги, в которые заправлены брюки. Мельниковы — оба в форме: отец в судейской, сын в кадетской. У старшего стрижка-бобрик, усы, холеная борода, пенсне. Он сугубо осторожен, особенно теперь, когда вступил в Союз русского народа, и даже Вассе соглашается помочь не сразу.
Первое место среди исполнителей, безусловно, принадлежало В. Пашенной, выступавшей в роли Вассы Железновой. Ее коллега по сцене Е. Гоголева говорила: «Я не побоюсь назвать это творение актрисы шедевром». Но и весь спектакль
оценивался очень высоко. А. А. Фадеев писал Зубову, что он увидел подлинно реалистический спектакль, без каких бы то ни было попыток заигрывать с публикой. «Глубокая подлинная правда жизни раскрыта теми простыми средствами, которыми владеет только истинное реалистическое искусство».
Начиная с первых репетиций Зубов до известной степени вступал в конфликт с Пашенной, которая хотела показать женщину со звериным сердцем и звериным разумом, но не лишенную нежности к детям. Режиссер советовал актрисе наделить Вассу чертами умного и высокоталантливого человека: «Ведь Васса умнее всех в пьесе, она и Рашель — вот две сталкивающиеся силы. И им нет равных среди окружающих».
Режиссер советовал актрисе сохранять внешнее спокойствие даже при умерщвлении мужа. Внутренне же она вся кипит; ей больно и омерзительно; но она действует как врач, который вынужден уговорить больного сделать необходимую операцию. Она не просила мужа принять яд, а объясняла ему, почему это сделать необходимо: «У тебя дочери невесты».
Когда Пашенная начала готовить роль Вассы, она прежде всего углубилась в текст: «Лишь постоянно читая и перечитывая пьесу, изучая каждый знак препинания, построение каждой фразы, я включилась в строй мыслей Вассы».
И в другом месте Пашенная говорила: «В основу моей работы над образом Вассы легло слово, его значение. Каждое слово Вассы открывало мне глубину образа этой сильной, могучей женщины, за ее словами вставали передо мной все ее мысли и вся ее жизнь, чем глубже я вникала в мысли Вассы, тем определенней делалась для меня “живая” Васса, тем яснее я начинала включаться в ее сложную, тяжелую жизнь».
Умная, волевая, жестокая Васса должна была восхищать острым юмором, любовью к шутке, зоркой наблюдательностью, азартом в работе, который отличал талантливых русских людей.
Васса одна везет огромный воз хозяйства, все в ней подчинено делу; при этом есть и высшая цель — все делается ради детей. Но обе дочери ущербны, и у Вассы сердце из-за них изболелось. Сын ушел в революцию, к тому же он нездоров. А теперь Рашель хочет у нее забрать внука, единственную надежду на продолжение дела. И тут закипала ярость, становилось трудно дышать. Васса подходила к окну, жадно глотала воздух и вульгарно, нагло кричала в лицо Рашели о своем богатстве и силе. Но в ее бешенстве обнаруживалось бессилие. Физически ей становилось все хуже, с каждым словом, с каждым движением она приближалась к смерти.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25