Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным.
К Станиславский

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

«Иванов» А. П. Чехова


Как это ни покажется удивительно, но до 31 января 1960 года в Малом театре ни разу не ставились пьесы А. П. Чехова, и даже не делалось таких попыток. Правда, еще в конце прошлого века писатель предложил А. П. Ленскому, с которым он дружил, поставить «Лешего», но Ленский в письме ответил категорическим отказом. Признавая известные литературные достоинства пьесы, он отвергал ее сценические возможности, утверждал, что Чехов пренебрегает театральными законами и что успеха спектакль иметь не может. Больше в Малый театр писатель не обращался, а потом, используя некоторые мотивы «Лешего», написал новую пьесу — «Дядя Ваня».
Отрицательно относилась к драматургии Чехова и М. Н. Ермолова: актрисе не хватало в ней героического начала, выпуклости характеров, накала страстей, всего того, к чему она привыкла, играя в пьесах У. Шекспира, Ф. Шиллера, А. Н. Островского. Того же мнения придерживался и А. И. Южин. В сущности, большинство корифеев Малого театра были убеждены: Чехов, с его стремлением к тонкости при передаче психологической правды, подтекстами, вторым планом действия, и Малый театр, воспитанный прежде всего на драматургии Гоголя, Грибоедова, Островского, Шекспира, Мольера, Шиллера, Лопе де Вега, с повышенной театральностью их пьес, откровенной героичностью или сатирой, доводимой до гротеска, а то и до буффонады, стоят на разных полюсах сценического искусства, и Малый театр меньше всего приспособлен для того, чтобы играть чеховские пьесы.
Шли годы. Малый театр все чаще использовал достижения Художественного театра, системы К. С. Станиславского. Начали даже говорить, что между этими театрами нет принципиальной разницы и настало время обратиться к чеховской драматургии. Такую идею первым подал Б. Бабочкин, давний поклонник Чехова и Горького.
В результате выбрали пьесу «Иванов», наиболее традиционную из всего чеховского репертуара. Поставить спектакль предложили Бабочкину, оформить взялся художник Е. Куманьков.
Спектакль имел успех. Роль Иванова на премьере играл М. Царёв. В беседе с журналистом он раскрыл свое понимание характера главного героя, а значит, и всей пьесы. И вместе с тем дал объяснение, почему Малый театр избрал для постановки именно это произведение.
«Мы рассматриваем пьесу “Иванов” (по мнению Царёва, наиболее близкую творческой манере Малого театра. — Ю. Д.) не как психологическую драму, а как подлинную трагедию, завершающуюся самоубийством героя, как выстрел его по тому укладу жизни, который погубил не одну такую яркую, талантливую и сильную натуру, какой является Иванов <...>.
Его нравственная чистота, подкупающая честность, его мечты об улучшении жизни — все это возвышает Иванова над той средой, из которой он вышел и которой окружен <...>. Нам Иванов дорог своими моральными качествами, главным из которых и, может быть, самым драматичным является его правдивость, органическое отвращение к какой бы то ни было лжи».
Иванов, каким его показывал Царёв, был натурой легковозбудимой, склонной к увлечениям, несомненно честной и прямой, но в то же время бессильной. И чем дольше пребывал Иванов на сцене, тем яснее становилось, что он человек конченый. Только изредка в нем проступал прежний деятель, романтический боец, которого так жертвенно и беззаветно полюбила Сарра. И тогда можно было различить ту вершину, с которой герой совершал свое нисхождение.
Актер показывал теперешнюю душевную неряшливость своего персонажа, его готовность идти на компромиссы. И в то же время в многословии Иванова звучала настоящая боль. Прошлое и память о нем отступали. «И особенный смысл приобретал выстрел в финале: последнее напряжение воли, последнее мужество и честность перед самим собой».
Чем дольше Царёв играл Иванова, тем яснее понимал, что этот человек умер задолго до выстрела. Сам артист говорил: «Тот Иванов, смелый мыслитель и борец, которого когда-то полюбила Сарра, больше не существует. Он умер. Его убило время. Поэтому напрасны все попытки Саши вернуть, возродить его к жизни — мертвого возродить нельзя. Когда он сам до конца сознает это, он уничтожает себя физически».
Во внешности этого Иванова не было ничего приметного: серые брюки, синий пиджак. Неподвижно сидел он за столом перед террасой, читая книгу. Он от всего отключен: от глупых выходок Боркина, от того, что Анна Петровна (Сарра) сырым вечером открыла окно, хотя в ее положении больной туберкулезом этого делать нельзя. Доктор Львов заявляет, что Анне Петровне необходимо ехать в Крым. Иванов никак не прореагировал, только откинулся на спинку стула.
Одиноко ему и у Лебедевых. Сгорбившись, он сидел в стороне и пил чай. После того как Зинаида Саввишна отказалась отсрочить векселя, он стремительно убегал в сад: теперь все кончено.
Саша вначале его попросту поучала, он же не знал, как себя с нею вести. Но молодое очарование Саши на какой-то миг воспламеняло, и тут следовал поцелуй, который случайно увидела Анна Петровна и который причинил ей огромные страдания.
Лебедев предлагал ему деньги, но Иванов в ответ только нервно взмахивал руками. У друга, перед которым он так виноват, он денег взять не может. И снова, весь обмякший, он садился.
В третьем акте Иванов наиболее экспансивен. Он грубил приехавшей к нему Саше, в резкой форме требовал, чтобы Боркин оставил дом. Перед Анной Петровной он чувствовал себя виноватым, но когда та его обвиняла, в ответ повышал голос и жестоко оскорблял ее. И тут же мучился от содеянного. Падал в кресло и долго молчал, потом искренне и возбужденно восклицал: «Как я виноват! Боже, как я виноват!»
Умерла Анна Петровна. Прошел год. Сегодня должна состояться свадьба Иванова и Саши, но и теперь он не может избавиться от усталости, от равнодушия к жизни. Но в то же время в нем присутствовала какая-то нервная энергия. О том, что свадьбы не будет, Иванов заявлял твердо. Не может он тянуть в тину безверия молодое существо. Ему неинтересно слушать Львова. Оскорбления доктора отскакивали от него, он иронически воспринимал горячую речь Саши. А потом решительно и твердо заявлял: «Проснулась во мне молодость, заговорил прежний Иванов!» И тут же стрелялся.
Царёв не оправдывал Иванова и не осуждал его, он стремился донести до зрителей мысль, почему Иванов стал таким, и добивался этого.
Другим исполнителем роли Иванова был Б. Бабочкин, и это до известной степени меняло рисунок всей постановки.
Известный знаток драматургии Чехова и ее тонкий аналитик Т. К. Шах-Азизова в одной из статей писала, что с постановки «Иванова» в Малом театре начинается новый этап сценического воплощения чеховских пьес. Она определяла его как жестокий. Пафос открытой защиты чеховских героев сменился пафосом объективного исследования. Людям страдающим скидок не делалось, их показывали без прикрас, со всеми слабостями и противоречиями. «Иванов — Бабочкин, не имеющий ни цели, ни воли жить, но в высшей степени обладающий мужеством мысли, стал героем трагическим».
У Бабочкина Иванов растерял идеалы молодости. Теперь он ни во что не верил и никого не любил. Вместе с тем он утрачивал интеллигентность. Идеи, которыми он жил, себя не оправдали. Продолжать жить как идейный человек он больше не может, а по-другому не хочет. С той средой, которая его окружала, он не уживается, ничего иного вокруг нет. Значит, незачем и не для чего жить. Пафос спектакля заключался в мужественном и яростном отрезвлении, в решительном расчете с прежними иллюзиями.
Да, человек в тех или других случаях вынужден идти на компромиссы, но где та черта, переступив через которую, он теряет свое «я», перестает быть личностью, перестает себя уважать? И что следует делать, чтобы не оказаться за этой чертой? Вот что становилось темой спектакля.
Когда играл Бабочкин, зрители видели, как Ивановым все больше овладевало чувство собственной вины. «И не абстрактный итог самоуглубления, но неотступная память о том, что в молодости он стремился выполнить свой общественный долг, а теперь ему уже недостает для этого ни сил, ни воли».
Период горьких раздумий начался давно, в пьесу Иванов входил уже обреченным. Но где-то под пеплом тлели еще искры былого, и когда они вспыхивали, становилось очевидно, почему Сарра и Саша — молодые женщины — могли так его полюбить или, во всяком случае, увлечься.
Трагическая вина Иванова становилась особенно очевидной в его взаимоотношениях с Саррой (К. Роек). Именно это оказывалось трагическим средоточием всего спектакля. «Роек играла Чехова, как подлинная трагическая актриса, но в то же время в подлинной чеховской стилистике».
Сарра понимала, что муж ее разлюбил, и сама себе в этом боялась признаться. Обстоятельства становились роковыми, но, прячась от них, она хотела сохранить мелочи прежнего счастливого существования. Сарра мучила только сама себя, никого не обременяя своими терзаниями. «Есть у нее и простое мужество молчания». Но во всех ее действиях, словах, возгласах присутствовало неостывшее чувство любви. И когда она отпускала Иванова к Лебедевым, в ее словах слышалась мольба, чтобы он остался с нею.
Темой Сарры — Роек стала тема прозрения. Была вера — ее не стало. Был кумир — он рухнул. Жить одиноко и жутко!
Через весь первый акт проходил под знаком испуга; она еще верила в то, что положение исправится, надеялась на свою красоту, поправляла прическу. Но когда выяснилось, что все кончено, она плакала навзрыд, по-детски опустив руки.
В дом Лебедевых Анна Петровна почти вбегала. Она хотела все увидеть своими глазами. И, убедившись в измене мужа, застывала в молчании.
В следующем акте мы видим Анну Петровну тяжело больной, в ее лице ни кровинки. Пока была любовь, она не хотела и не могла признать своего поражения, в ее глазах горели лучи любви, а значит — надежды. «Вот спектакль об опустившемся мужчине и неопустившейся женщине. Глядя на Анну Петровну сегодня, можно было бы представить Иванова, каким он был вчера».
Лебедева играл М. Жаров, и это была одна из лучших ролей, сыгранных актером. Убедительную и точную характеристику этого исполнения дал критик: «Жаров рассказал так много о своем герое — рыхлом, массивном человеке с мягким русским лицом и клочками пушистых светлых волос над высоким лбом, что чувствуешь былую широту его ныне сломленных и исковерканных провинциальным мещанством желаний, и сердечную доброту, и зря растраченную силу». Когда он появлялся на сцене, большой, добродушный, гостеприимный, казалось, что он доволен жизнью; но постепенно становилось ясно, что ему претит скопидомство жены, что ему стыдно перед гостями, и он заглушает стыд водкой. Он от души хочет помочь Иванову и Саше, которую очень любит, но не понимает их, хотя когда-то умел понимать. В том, как спокойно, без всякого волнения он говорил об «околеванце», прочитывалась личная драма, и он становился в чем-то близок к Иванову.
Саша у Л. Юдиной соединяла свежеть и энергию молодости и в то же время мещанскую заурядность и агрессивность. Она требовала деятельной любви, и чем хуже становилось Иванову, тем ее требования становились жестче. Ей нравилось величаться перед всеми и прежде всего перед Ивановым.
Зинаида Саввишна (Зюзюшка) в исполнении Е. Шатровой с олимпийским спокойствием не обращала внимания на просьбы мужа накормить гостей. Сколько ощущалось злобы в ее поджатых губах, когда Иванов просил отсрочить платежи. Она считала Иванова, не способного вернуть долг, кругом перед нею виноватым.
Бабочкин-режиссер фиксировал и повторял мизансцены. Сначала на белых ступенях веранды топтался Боркин, потом на них сидела Анна Петровна, и становилось страшно, что она уйдет в дом одна. Потом здесь же со шляпою в руке стоял, готовясь к отъезду, граф Шабельский. И на этих же ступенях Шабельский произносил свой заключительный монолог.
Режиссер выводил каждое действующее лицо как бы на исповедь, заставлял почувствовать их поодиночке и в то же время через одиночество — понять общность. «Они все одиноки, все в кризисе, значит, кризис общий».
Сборище пошляков во втором действии в доме Лебедевых режиссер выводил ожесточенно, с карикатурной резкостью. Здесь и Косых (И. Светловидов), азартный картежник, истинный маньяк, ничего, кроме карт, не признающий. Но чем больше стремился Косых привлечь окружающих к решению карточных проблем, тем меньше его понимали.
Яростно рвалась к графскому титулу Марфуша Бабакина (Ю. Бурыгина), звонко хлопающая себя по бедрам. Злобно скрипела зубами Авдотья Назаровна (Е. Рубцова), взбешенная скупостью Зюзюшки. «Вот так бы я ее р-р-астерзала, сквалыгу... так бы и р-р-астерзала!»
Спектакль «Иванов» хорошо принимала публика и высоко оценивала печать. Говорили, что он глубоко и верно раскрывал пьесу Чехова и в то же время решался средствами, близкими Малому театру; что это новое и интересное слово в сценической интерпретации чеховских пьес.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25