Чтобы театр мог воздействовать на жизнь, он должен быть сильнее, интенсивнее повседневной жизни. При стрельбе нужно целиться выше цели.
Ф.Кафка

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

Едва ли Борейко, каким он выведен в романе, в пьесе, да и в спектакле, при всей его храбрости, мог говорить о грядущих (по-видимому, классовых) боях. При всех условиях он оставался кадровым офицером, человеком определенного социального закала. Он мог презирать Сахарова и Стесселя, но это не означало, что он переходил на революционный путь. И в этом заключалась ложность спектакля.
Еще один спектакль на историческую тему отражал период, более близкий к нашему времени. Д. И. Зорин в пьесе «Вечный источник», впервые сыгранной 27 октября 1957 года, писал о переходе к новой экономической политике.
Художник спектакля, А. Ф. Босулаев, отказался от бытовых декораций и создал единый, впечатляющий, емкий образ, воплощавший идею земли. На сцене высился огромный холм, картина дополнялась живописным задником и кулисами, которые передавали пейзажи русской природы в различные времена года. Это придавало постановке особый лиризм, поэтическую окраску. «Оформление является одной из самых сильных сторон постановки. Оно отвечает масштабности темы, поставленной в пьесе, поднимает ее звучание».
Действие начиналось так: на сцене представало широкое русское поле, вдали виднелось озеро. Шел дождь. Выходил Ленин с ружьем за плечами и прятался под навес.
В спектакле говорилось о первых шагах, направленных на осуществление кооперативного плана, и Ленин в этом принимал непосредственное участие.
Режиссер так определял основной принцип своего решения: «Главным действующим лицом драмы является народ, и основное внимание в процессе репетиции было уделено решению образов крестьян».
Исполнитель роли Ленина С. А. Маркушев отмечал, что он никогда не помышлял о создании такого образа и внутренне не был к этому готов. Для Маркушева главными становились те сцены, в которых Ленин сталкивался с «загвоздочками», то есть с нерешенными вопросами. Ленину, каким его изображал артист, не хватало масштабности, он слишком втягивался в текущие дела. А то, что в финале Ленин, взяв лукошко, шел впереди крестьян, сея хлеб, придавало спектаклю откровенную слащавость.
Четвертого мая 1967 года на сцене Малого театра состоялась премьера еще одной пьесы на историческую тему, на сей раз — хроники в трех действиях С. Алёшина «Дипломат». Ставил спектакль Л. Варпаховский.
В основу пьесы было положено подлинное историческое событие. В 1919 году между РСФСР и Великобританией встал вопрос об обмене военнопленными. Вести это дело было поручено М. М. Литвинову (по пьесе Максимову). Но дело оказалось крайне сложным: с одной стороны, тридцать пять английских офицеров, с другой — тысячи российских граждан.
Литвинов предложил следующий план: офицеры пишут домой, их родные наседают на министра иностранных дел лорда Керзона и вынуждают его согласиться на встречу английской и российской дипломатических делегаций (по пьесе — в одном из городов Голландии).
Особое значение в постановке имела музыка (композитор А. Г. Паппе). Она становилась «мыслью и голосом режиссера, невидимым, но говорящим действующим лицом». Вот тому пример. Англичане намеренно запаздывали на переговоры с российским полпредом. Когда Максимов увидел в окно, что англичане подъезжают, он вышел в другую комнату. «Пошел гулять», — сообщает стенографистка. Высокомерный и недалекий мистер Мэйсон (Н. Афанасьев) обескуражен, он отказывался от любезно предложенного кофе. И тогда, чтобы развлечь гостей, стенографистка заводила граммофон. Насмешливая мелодия фокстрота словно уколола Мэйсона, у него нервно дернулась шея. «Издевался легкий фокстрот, очаровательно улыбалась стенографистка, посмеивался режиссер, хохотала публика».
Но вот переговоры начались. Режиссер высвечивал только стол, а за столом — беседующих. Это заставляло зрителей особенно внимательно всматриваться и вслушиваться в происходящее.
Хорошо проявил себя в спектакле молодой актер Г. Куликов, игравший Максимова. Кажется, это была его первая большая роль, сыгранная в Малом театре. Слегка ироничный, прекрасно чувствующий собеседника, Максимов в труднейших обстоятельствах на только умел заставить себя слушать, но и побеждал оппонентов своей логикой и аргументацией. Но выходя победителем, он оставался столь же вежлив и предупредителен.
Что касается представителя англичан О’Крэди, то артист А. Ларионов подчеркивал в нем прежде всего ирландское происхождение. Это был человек с огненно-рыжей шевелюрой, отнюдь не респектабельный, с умом, быть может, неглубоким, но гибким и живым. Чем дольше продолжались переговоры, тем суше становился О’Крэди со своим помощником Мэйсоном и с тем большим уважением смотрел на Максимова.
Пьеса С. Алёшина «Человек из Стратфорда» посвящена Шекспиру. Премьера состоялась 18 апреля 1964 года. Ставил спектакль Л. А. Заславский (это был его режиссерский дебют в Малом театре). Оформлял постановку В. А. Клотц. Музыку написал Ю. Б. Грюнберг. Готовили спектакль к 400-летию со дня рождения великого драматурга (23 апреля 1564 года).
Пьеса рассказывала о том времени, когда были созданы «Два веронца», «Ромео и Джульетта», «Укрощение строптивой».
Когда возник вопрос об актере на роль главного героя, остановились на выпускнике Училища имени Б. В. Щукина — Я. П. Барышеве. Дебютанту в то время было двадцать два года. На сцене предстал угловатый, в чем-то нескладный юноша, совсем непохожий на известные портреты драматурга. Но, несмотря на молодость, артист отличался несомненным дарованием. Он показал Шекспира одновременно наивным и мудрым: такой способен написать «Ромео и Джульетту».
Барышев передавал открытость души своего героя, восприимчивость его ума, одержимость театром, независимость натуры. Человек мирный, Шекспир готов был приспосабливать к сцене посредственные творения Ретлинга, но категорически отказывался принимать участие в придворных интригах. Драматурга Алёшина больше интересовала внешняя канва жизни великого писателя, чем проникновение в его творческую лабораторию.
Художник изобразил на светлом холсте старый Лондон. Перед зрителями был воздвигнут помост, покоившийся на грубых деревянных сваях. По бокам двухъярусные ложи. Пространство помоста ограничивалось ширмами. Варьируя эти мотивы, художник создавал то дворцовые покои, то угол таверны.
С помощью освещения режиссер и художник все время концентрировали внимание на актерах.
Особое место среди произведений современных писателей занимала пьеса К. Г. Паустовского «Наш современник»: она посвящалась А. С. Пушкину (премьера состоялась 11 сентября 1949 года; режиссеры К. Зубов и В. Цыганков, художник Ю. Пименов).
Постановка была осуществлена довольно быстро (в сопоставлении со сроками, принятыми тогда в Малом театре). Всего спектакль прошел 79 раз (последний — 26 апреля 1953 года). Таким образом, количество спектаклей было относительно невелико.
Писатель позже рассказывал: «Когда Малый театр предложил мне написать пьесу о Пушкине, я сгоряча согласился. Но через минуту я почувствовал леденящий страх. Эта работа была заманчивой и страшной. Она осуществлялась как некий непременный долг по отношению к Пушкину, выражение любви к нему и преклонение перед его бессмертным даром».
Создать на сцене образ живого Пушкина — дело безмерно трудное. Как передать переполнявшее поэта лирическое настроение, соединив его с высокой гражданственностью и умением ощущать поэзию везде, где бы она ни скрывалась?
Как Пушкин должен говорить со сцены? Нельзя же заставить его изъясняться при помощи цитат! Но какой смельчак-литератор мог решиться вложить собственные фразы в уста гениального художника слова? Пушкин был «очень прост в разговорах и прозе, но это была та простота, к которой идут годами взыскательной работы».
Пьеса начиналась с пребывания поэта в Одессе: порт, корабли, приморские рестораны, точнее, кофейни, здание прославленного оперного театра. В Одессе Пушкин встречался с друзьями, он явственно ощущал отголоски греческого восстания, до него доходило известие о смерти Байрона. Нередки стычки с Воронцовым. Не обходилось и без любовных увлечений. «Все это создавало быстрый, повышенный, подчас стремительный ход событий».
Затем действие переносилось в Михайловское, в деревенскую глушь, «в обитель вьюг и хлада», в недостроенный и запущенный деревенский дом.
Драматург не всегда следовал правде исторических фактов. Так, в действительности Пушкин получил известие о восстании декабристов, пребывая в благодушной и хлебосольной, далекой от политики помещичьей семье Осиповых. В пьесе известие о событиях, происшедших в Петербурге, приходило в расположенный неподалеку от Святогорского монастыря придорожный трактир. Здесь Пушкин находился среди крестьян, странников, нищих, то есть среди народа. Пушкин слушал в исполнении народного музыканта «Черную шаль» и радовался, что стихи, им сочиненные, дошли до народа.
Как писал критик: «Романс становился музыкальным стержнем всего спектакля, драматическое настроение романса подчеркивало драматизм жизни гениального поэта».
В роли слепца, исполнителя «Черной шали», выступал замечательный актер на эпизодические роли, умевший создавать тончайшие психологические портреты, — А. И. Сашин-Никольский. Слепец, по просьбе Пушкина, рассказывал о знамении, предвещающем близкое освобождение, — петербургском наводнении 1824 года, когда среди ночи, сквозь бурю, заговорила медная голова Петра I, призывая к ответу нынешнего царя Александра I, разоряющего государство, держащего простой народ в ярме, ведущего Россию к гибели.
«За несколько минут до этого усталый и немощный слепец, войдя в трактир, затягивал унылую песню. Когда же он начинал свой рассказ, звук его голоса становился чистым, ясным, в нем появлялись мужественные низкие ноты. Старик выпрямлялся во весь рост и, опершись на палку, устремив в пространство незрячие глаза, произносил отчетливо и веско первые слова своего повествования. Речь Петра звучала гневно, повелительно, угрожающе, и обращение к “благословенному” Александру Павловичу было полно ядовитого сарказма. В рассказе слепца — Сашина-Никольского — слышалось народное горе и возмущение, мечты о лучшей доле и страстная вера в существование царя-радетеля о народе».
И в это время приходило известие о восстании на Сенатской площади и о его разгроме. Тогда слепец коленопреклоненно запевал «Вечную память», посвящая ее восставшим.
Как говорил Паустовский, рисунок роли слепца был удивителен «по силе, по художественной правде и по тому ощущению тяжелого и горького времени, когда происходило действие пьесы. Это ощущение времени Сашин-Никольский передавал неизвестно какими чертами, но очень явственно».
Роль Пушкина играл М. Царёв. Драматург высоко оценил его исполнение: «Самое главное, в его Пушкина веришь. Горячий, умный, блистательный Пушкин — это большая заслуга М. И. Царёва».
Артист добивался максимального внешнего сходства, но постепенно от многих деталей грима пришлось отказаться: они делали пушкинский образ чересчур натуралистичным и к тому же затрудняли естественность речи.
Первая сцена: Одесская кофейня. Пушкин вел беседу с матросом, вернувшимся из Греции и видевшим там Байрона. К столу подходили Раевский и Туманский, завязывался разговор о тайном обществе. К деятельности этого общества Пушкин отнесся с живым интересом. Появлялась Воронцова, Пушкин сиял от счастья и с удовольствием принимал приглашение приехать в Гурзуф.
И тут ему передавали распоряжение Воронцова: Пушкину надлежало отправиться в Херсонский, Елисаветградский и Александровский уезды, чтобы выяснить, как обстоит дело с нашествием саранчи. Этот приказ вызывал у поэта приступ злобы, и он отвечал на него едкой эпиграммой.
Действие переносилось в фойе театра. Происходил разговор с Ф. Ф. Вигелем. Пушкин весь в ожидании поездки в Гурзуф. Из ложи выходил Воронцов. Появление его приводило Пушкина в бешенство. С издевкой он рапортовал: «Саранча летела, летела и села».
Узнав, что поездка в Гурзуф отменена, Пушкин чеканил: «Я подчинен своей совести и благу своего отечества». Он взволнован. Старик капельдинер приносил ему стакан воды. Пушкин припадал к его плечу и убегал.
Сцена на батарее. Пушкин потрясен артиллерийскими залпами в его честь.
Беседка в доме Воронцовых. Страстное объяснение в любви с хозяйкой дома. И тут же следовал приказ о ссылке в Михайловское. Воронцова снимала с пальца кольцо и дарила его Пушкину. В этой сцене актер с особой силой передавал трагедию несбывшихся надежд.
Зимний вечер в Михайловском. Горели свечи, пылал камин. Звучал неторопливый рассказ Арины Родионовны. Кузьма привозил письмо от Воронцовой. Приезжал Пущин. И тут же являлся игумен Святогорского монастыря Иона. Ему поручено следить за деятельностью ссыльного. Но и этот визит не мог омрачить радости Пушкина от встречи с другом.
Сцена в трактире. Тусклые зимние сумерки. Пушкин прислушивался к разговору, который вели посетители: умер ли царь? Или ушел в пустынь, стал народным заступником? Врывался ямщик и кричал: «Ребята, в Петербурге бунт!» У Пушкина вырывалось только одно слово: «Наконец-то!» Потом он стремительно подходил к раненому, на голове которого был треух, жал ему руку и произносил: «Позвольте вас поцеловать».
Входили жандармы и арестовывали человека в треухе. Пушкин кричал: «Ну, погодите, подлецы!»
Снова комната в Михайловском. Пушкин в раздумье, он плачет. Вдруг, как видение, появлялся кто-то из декабристов. Пушкин просматривал рукописи и бросал в огонь опасные бумаги. Вслушивался, как девушка напевает его стихи. И писал, одновременно читая вслух:
Товарищ, верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья Напишут наши имена.
Из описания спектакля очевидно, что он состоял из отдельных картин, соединенных только фигурой Пушкина.
Кроме Пушкина, остальные действующие лица появлялись эпизодически, их характеры не были разработаны. И все же некоторым актерам удалось создать убедительные образы. Так, сердечностью и прямотой покоряла Арина Родионовна, которую играли в очередь Е. Турчанинова и В. Рыжова. Холодная величавость и утонченность были присущи Воронцову в исполнении Е. Велихова. Типично русским по духу представал крепостной друг Пушкина Кузьма, которого играл Г. Ковров.
М. Царёв определяет как блестящее исполнение А. Грузинским маленькой роли суетливого мужика.
Высокую оценку автор пьесы давал оформлению спектакля, сделанному художником Ю. Пименовым: «Оно поэтическое, это оформление. Поэтическое в том смысле, что повсюду — и в одесском порту, и в фойе одесского театра, и в заброшенном саду на берегу моря, и в комнате Пушкина в Михайловском, и в Святых горах — художник находит ту характерность и поэтичность, которые связаны с этими местами».
И все же следует признать, что Пушкин в рассматриваемой пьесе оказался представленным скорее иллюстративно, декларативно. Изображались те или иные эпизоды из жизни поэта, но не раскрывалась сущность великого человека. Впрочем, справиться с подобной задачей был способен лишь гений, почти не уступающий тому, которого изображал. Какому писателю, да и актеру, это оказалось бы по плечу?


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25