Без энтузиазма в искусстве не создается ничего настоящего.
Роберт Шуман

Заказ и доставка билетов в театры   


(495)933.38.38 
(495)722.33.25 (вых. и празд.) 
 
Спектакли по алфавиту:   # A-Z   А   Б   В   Г   Д   Е   Ж   З   И   К   Л   М   Н   О   П   Р   С   Т   У   Ф   Х   Ц   Ч   Ш   Щ   Э   Ю   Я
 

Драматические театры

Музыкальные театры

Детские театры

Концертные залы

Стадионы

Клубы

Цирки

Спорт

Фестивали

Выставки

Новогодние елки


Рекомендуем:

Большой театр

Ленком театр

Современник театр

Сатиры театр

Моссовета им. театр

Дом музыки

Чайковского им. концертный зал

МХТ им. А.П. Чехова

МХАТ им. М. Горького

Фоменко мастерская

на Таганке театр

Эстрады театр

Кремлевский дворец

Луны театр

Табакова п/р театр

Квартет И комический театр

Вахтангова им. театр

Маяковского им. театр

Наций театр

Сатирикон театр

Оперетта Московская

Консерватория московская

16 тонн

 

Цирк на Вернадского

Цирк на Цветном

 

Карта постоянного покупателя
Лучшие цены на билеты в Большой театр в городе!!!

 
Получить консультацию по вопросам покупки театральных билетов в режиме онлайн:
ICQ: 617656994 - Мария   615451369 - Ольга   388740897 - Марина

Малый театр России

Статьи

Малый театр

Сцена в клубном саду не стала социально заостренной картиной, все ограничилось детально разработанными жанровыми зарисовками. Самарин, игравший Лавра Мироныча, показал его купцом-франтом, с английскими бакенбардами, с мягкой покачивающейся походкой; но из-под барственности нет-нет да и выглядывал российский купец-самодур. Н. И. Музиль в роли Салая Салтаныча великолепно имитировал татарский выговор — это было его главным достижением. С. П. Акимова — сваха Глафира Фирсовна — все внимание сосредоточила на бытовых чертах, не вскрывая социальной сущности персонажа.
Несомненно, пьесы Островского оказывали на Малый театр самое благотворное воздействие. И прежде всего потому, что они заставляли активно включаться в современную жизнь, видеть и темное царство мира собственников, и лучи света, которые все ярче освещали действительность. И конечно, драматургия Островского потребовала от актеров глубокого проникновения в образ, умения создавать реалистические и бытовые характеры.
Но нельзя не признать, что постановки пьес Островского далеко не всегда бывали удовлетворительны, на что, кстати, указывал и сам драматург. Причин тому было несколько. Прежде всего Дирекция театра зачастую проявляла вопиющую небрежностью, не заботясь о мало-мальски приличных декорациях, бутафории и реквизите. В октябре 1873 года Островский писал чиновнику Дирекции императорских театров В. П. Бегичеву: «Не сердитесь на меня на мою докучливость! По моему мнению, для комедии “Поздняя любовь” нужна новая декорация: в бытовых пьесах только тогда достигается настоящий [одно слово неразборчиво], когда вся постановка верна действительности.
Одна декорация на все пять актов едва ли будет стоить дорого».
Великий драматург хлопотал об одной декорации, фактически выпрашивал ее. И это вполне понятно: большинство его пьес шли в случайном оформлении и случайных костюмах.
Мешало постановкам пьес Островского и отсутствие в театре полноценной режиссуры, а это значит — и сценического ансамбля.
Правда, Островский сам проводил читки своих пьес, стремился разъяснить характеры персонажей. Но заменить режиссера он не мог. К тому же многие актеры создали, так сказать, постоянные маски, жизненно достоверные и убедительные, но живущие в большой степени независимо от пьес. Однако такие маски могли быть пригодны в ремесленных пьесах, но не в произведениях Островского, требующих от актеров типических и индивидуальных характеристик.
К тому же Островский, как автор бытовых пьес, предъявлял актерам особые требования. Он писал: «Кто не может освободиться от своих привычных жестов, тот не актер. Как хороший каллиграф не имеет своего почерка, а имеет все, так и актер не должен иметь на сцене своей походки и посадки, а должен иметь всякие, какие требуются данной ролью и положением». Значит, по мнению Островского, от актера требуется умение создавать характеры. Но характер раскрывается и через характерность, значит, качества характерности обязательны для каждого образа, создаваемого артистом. Но этого мало: артист должен слиться со своим персонажем, не казаться, а стать тем, кого он играет, чтобы, по выражению критика А. А. Григорьева, между актером и его героем нельзя было бы просунуть иголки, — как раз уколешь живое тело.
Известно, что М. С. Щепкин далеко не во всем принимал драматургию Островского. Правда, в некоторых пьесах он участвовал. О роли Большова уже говорилось. В 1854 году Щепкин сыграл Коршунова в пьесе «Бедность не порок», а на следующий год, во время нижегородских гастролей, — Любима Торцова в той же пьесе. Существуют разные мнения по поводу исполнения этих ролей, но при всех условиях их нельзя считать лучшими творениями артиста. Щепкин, будучи по преимуществу актером Гоголя, Грибоедова, Мольера, исповедовал принцип так называемого толкующего комизма. Это значило, что он стремился к подчеркиванию самых существенных сторон характера и всегда привносил в исполнение лирическое начало. Щепкину был ближе Гоголь с его гротеском, чем Островский с его стремлением создавать бытовые характеры.
Но ведь Щепкин был не один, он представлял в театре целое направление, целую школу. Конечно, и Гоголь и Островский были реалистами, но это только доказывало богатство и разнообразие реализма.
И еще один момент: Островского по преимуществу расценивали и ставили в театре как бытописателя, не стремясь проникнуть в философскую суть его произведений, поэтому тема активной борьбы прогрессивных сил с реакцией зачастую принижалась. Положительные герои его пьес не приобретали того значения, которое соответствовало бы замыслу автора. Потребовалось изменить социальные условия, чтобы драматургия Островского зазвучала принципиально по-иному; но это произошло через десятилетия.
Реакционная печать не уставала твердить, что новые пьесы драматурга повторяют одни и те же характеры, одни и те же истины, что он отстал от жизни. Но ведь именно Островский определял самое прогрессивное направление в Малом театре, именно его пьесы активно утверждали жизненную правду. Об этом постоянно напоминала демократическая критика.
Конечно, не только пьесы Островского имели принципиальное значение для Малого театра в рассматриваемое время.
28 ноября 1855 года, в бенефис С. В. Шуйского, была представлена «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина. Премьера особенного успеха не имела. Автор записал в дневнике: «В глубоком молчании, прерываемом едва сдерживаемыми аплодисментами, сошел конец третьего акта». Но очень скоро этот спектакль начал вызывать огромный интерес.
Щепкин справедливо заметил, что Кречинский — это «представитель нашего так называемого хорошего общества, которое должно было со сцены видеть в Кречинском себя, а не чужого человека». Шумский так и играл: он показывал, что за респектабельной внешностью скрывается полная моральная пустота. Шумский изображал не ловкого авантюриста, а очень сдержанного великосветского фата, дворянина по рождению и воспитанию. И только в конце, особенно в репликах «Сорвалось!» и «Опять женщина!», он давал понять подлинную суть этого персонажа. Кречинского в исполнении Шумского отличали изысканные манеры, апломб, сознание своего достоинства. Было видно, что он принадлежит к высшему кругу и не теряется ни при каких обстоятельствах. Д. В. Коропчевский писал в «Ежегоднике императорских театров» за сезон 1895/1896 года: «Иногда он казался тончайшим фокусником, безусловно уверенным в своем искусстве и забавляющимся легкостью, с какою семья Муромских дается ему в обман».
Щепкин, игравший Муромского, показывал его наивным, простодушным, добрым, необычайно доверчивым и поэтому так легко попадающимся на лесть Кречинского. Его простота, непонимание происходящего приобретали социальный оттенок; было очевидно, что такие люди социально обречены, они не имеют никакой перспективы.
Особый успех имел П. М. Садовский в роли Расплюева. Газета «Санкт-петербургские ведомости» (№ 7,1856 г.) писала: «Трудно определить, что более публика стремится видеть, — новую пьесу или Садовского в новой роли, но, кажется, последний интерес превышает...». Появившись в доме Кречинского, он неподвижно стоял у авансцены, не сгибая избитых рук, не в состоянии повернуть шею, как волк, поворачиваясь всем корпусом. На нем были измятая шляпа и измятый сюртук, под глазом явно проступал синяк. Говоря о том, что его избили за шулерские проделки, он не возмущался, не жаловался, а только констатировал факт. Его лишь удивляло, что господин Семипудов, не принимавший участия в игре, также занялся кулачной расправой. «Кулачище — во!» И Садовский расставлял руки чуть ли не на пол- аршина. Было ясно: кулак Семипудова, направленный в его лицо, показался ему размером с пушечное ядро.
Зато как преображался Расплюев, получив деньги у Кречинского! Всхрапнув, пообедав в Троицком трактире, экипировавшись, он появлялся вновь с букетом из магазина Фомина; все страдания и горести мгновенно были забыты.
Сцену с Фёдором, рассказ о детях Садовский вел так, что сразу становилось ясно: он врет — ни о каких птенцах всерьез не думает. Он был великолепен в сцене у Муромских, когда терялся от самых простых вопросов, боялся провраться и упорно стремился выглядеть светским человеком. Правда, драматург, в целом высоко оценивший игру Садовского, говорил, что Расплюев у актера был скорее похож не на дворянина, а на молодца из Охотного ряда, и таких молодцов, щеголявших в сальных и продранных сюртуках, за карточные проделки не бьют «боксом», им просто ломают ребра.
К сожалению, другие пьесы Сухово-Кобылина: «Дело» (1861) и «Смерть Тарелкина» (1869) были запрещены цензурой. Премьера «Дела» состоялась в Малом театре только в 1881 году под измененным названием («Отжитое время»). Муромского играл И. В. Самарин. В его исполнении это был наивный человек, слепо, вопреки всему продолжающий верить в добродетель. В сцене с князем он не столько отстаивал свое достоинство и законные права, сколько умолял о помощи, о спасении. Весь спектакль носил налет сентиментальности. Что касается ролей чиновников, то здесь актерам не хватало сатирической остроты и язвительности. Спектакль получился скучным и прошел лишь четыре раза.
Без особого успеха шла пьеса А. Ф. Писемского «Горькая судьбина» (1864). В спектакле не удалось выявить социальные противоречия между крестьянами и помещиками.
В 1870-е годы Писемский создал ряд пьес — «Ваал», «Просвещенное время», «Финансовый гений», — где обрушивался на хищничество, стяжательство, нравственное падение буржуазии. Так, для одного из героев пьесы «Ваал», коммерсанта Бургемейстера, даже жена является товаром. Врача в этой пьесе интересует только гонорар, а адвокат Куницын ради наживы идет на откровенный подлог. Писемский считал, что век капитализма лишен идеалов и надежд, это век денег и обмана.
Актеры Малого театра имели дело и с произведениями М. Е. Салтыкова-Щедрина. В дивертисментах, постоянно шедших на сцене, П. М. Садовский, М. С. Щепкин, В. И. Живокини читали, к примеру, рассказ «Гегемониев» из «Губернских очерков». Здесь писатель, а за ним и актеры высмеивали бюрократические формы управления Россией. С. В. Шумский выступал с рассказом «Прощаюсь, ангел, я с тобой». П. И. Чайковский, слышавший чтение, писал: «Это была такая поразительная объективность в передаче характеров, такая верность тона, дальше которых, мне кажется, не может идти лицедейское искусство».
Осенью 1857 года Малый театр поставил инсценировки двух очерков: «Госпожа Музовкина» (на сцене — «Рассказ госпожи Музовкиной») и «Неприятное посещение» (на сцене — «Провинциальные оригиналы»). Но успеха постановки не имели. Актеры не раскрыли сатирической сути произведений, остались на уровне бытовой комедии и тем самым вступили в конфликт с замыслом писателя.
Замечательная пьеса И. С. Тургенева «Нахлебник» увидела свет рампы только 30 января 1862 года (ранее она находилась под цензурным запретом), в бенефис Щепкина.
Исполнение роли Кузовкина у Щепкина отличалось глубоким драматизмом. Он был добр, верил в справедливость, любил свою незаконнорожденную дочь и гордился ею. Когда его подпаивали, он превращался в экзальтированного старика и не мог больше скрывать правду. В его словах слышалась не только обида, но и гордость. Тем более трагично звучали мольба о прощении, признание себя лжецом, согласие навсегда покинуть дом, чьи стены хранили самое дорогое, что у него было, — любовь.
Блестяще, в едком сатирическом плане изобразил Шумский помещика-крепостника Тропачева. В зеленом фраке, гороховых панталонах, шотландском жилете, лакированных сапогах он был вызывающе пестр. Эта пестрота подчеркивала его фанфаронство, откровенное хамство, стремление выделиться за счет унижения другого.
Время от времени возобновлялись постановки комедий «Горе от ума» и «Ревизор». С 1876 года Чацкого играл А. П. Ленский, сменивший в этой роли Самарина. Чацкий у него был человеком передовых воззрений, но ему не хватало патетики, обличительного задора.
Впервые, по инициативе Щепкина, в 1861-1863 годах были поставлены отрывки из неоконченной пьесы Гоголя «Владимир 3-й степени»: «Лакейская», «Собачкин», «Утро делового человека».
В 1862 году состоялась премьера лермонтовского «Маскарада» (правда, с цензурными купюрами). И. В. Самарин в роли Арбенина играл не столько трагедию, сколько мелодраму, а элементы сатиры в театре подменялись жанровыми зарисовками.
Особое и достаточно заметное место в репертуаре занимали пьесы на исторические темы, весьма различные по своей идейной направленности и художественным достоинствам.
Пьесы Д. В. Аверкиева — по большей части исторические мелодрамы, идеализирующие старину. Судя по его пьесам, в былые годы люди отличались большей смелостью, целеустремленностью, активнее отстаивали свои идеалы, прежде всего любовь. Наиболее яркое отражение эти качества получили в лучшей пьесе драматурга «Каширская старина» (1871). Особенно талантливо выступила Г. Н. Федотова в роли Марьицы. Она показала девушку смелую, волевую, готовую до конца отстаивать свою любовь. Высокая нравственность сочеталась в ней с убежденностью, что надо уметь бороться за счастье.
В пьесах А. А. Мея «Царская невеста» (1849) и «Псковитянка» (1859) широко использован фольклор, исторические факты изложены достаточно точно, но в то
же время мелодраматично. В «Псковитянке» в сцене «Вече» изображены и народная сила, и народная ненависть по отношению к боярству. Пьесу запретили для постановки до 1888 года. «Царская невеста» шла в Малом театре с 1849 года.
Н. А. Чаев — археолог, ученый, хранитель Оружейной палаты в Кремле, автор многих пьес-хроник на темы русской истории. Чаев знал материал и владел ремесленными драматургическими навыками. Однако его пьесы консервативны по содержанию и написаны тяжелым стихом. Малый театр поставил в 1867 году пьесу Чаева «Свекровь» с Е. Н. Васильевой в главной роли, но успеха спектакль не имел.
Большое значение имела постановка в 1868 году трагедии А. К. Толстого «Смерть Иоанна Грозного» с С.В. Шумским в роли царя. Как известно, А. К. Толстой решительно осуждал Грозного, считая, что тот задержал поступательное развитие России. Вместе с тем Толстой объективно осуждал и самодержавие как власть, вступающую в противоречие с основными интересами государства.
Готовясь к исполнению роли, Шумский большое внимание уделил мимике и гриму. В первом акте у царя было бледное, изможденное лицо, искривленная улыбка, и говорил он еле слышно. В сцене, когда бояре просили его снова принять венец, Грозный преображался, в нем проявлялась твердость, уверенность в своих силах. Речь становилась отрывистой, в каждой фразе слышались не вопрос, не сомнение, а повеление. С каждым эпизодом росли его величие, высокомерие, деспотизм. Предсказание волхвов о близкой смерти приводило его в трепет. Царь менялся в лице, у него слабел голос, он дрожал, как в лихорадке, перечисляя многие свои прегрешения, начиная с убийства сына. Потом он падал на колени и просил прощения, как кающийся грешник.
Пятый акт. Наступил день, когда, согласно предсказаниям, царь должен умереть. Грозный, подозрительно вглядываясь в лица бояр, входит в палату. Вторая половина дня, а он еще жив! Значит, волхвы солгали, и царь приказывает их казнить; но волнение не покидает его, он подавлен. Машинально царь передвигает шахматные фигуры, со страхом смотрит на шута, как бы воплощающего греховность. И тут Борис Годунов (Н. Е. Вильде), вернувшись от волхвов, говорит царю:
Волхвы тебе велели отвечать,
Что их наука достоверна.
При этих словах Иоанн, шатаясь, вставал со своего места и говорил:
Ты смеешь мне в глаза — злодей! Ты — ты —
Я понял взгляд твой! — Ты меня убить —
Убить пришел! — Изменник! — Палачей...
Феодор! — Сын! — Не верь ему! — Он вор! —
Не верь ему! — А... —
и падал навзничь.
Нельзя не упомянуть, что в этом спектакле большое внимание уделялось декорациям и костюмам. Для консультации были приглашены известные историки — Н. И. Костомаров, И. Е. Забелин, Ф. Г. Солнцев. И они постарались, чтобы сценическое оформление ни в чем не нарушало исторической правды.
Большое значение имела также постановка «Бориса Годунова» А. С. Пушкина (19 октября 1880 года), приуроченная к открытию в Москве памятника великому поэту. Спектакль в значительной степени расходился с тем, что было заложено в трагедию драматургом. Вместо идеи народа как главной движущей силы истории,
утверждалась идея божественного возмездия Борису за совершенное им убийство царевича Димитрия.
Это был один из немногих спектаклей на сцене Малого театра, в котором активно участвовал режиссер С. А. Черневский. Он заботился об исторической точности костюмов, декораций, аксессуаров, всей постановки. Но подлинной историчности все же не было — не ощущалось доминирующей силы народа.


Назад | Далее



 


Театральные премьеры на balagan.ru

Театральные новости

07.03.2017
Легендарная «Табакерка» отмечает своё 30-летие
30 лет назад, в первый день весны 1987-го года труппа Олега Табакова представила публике свою первую постановку....

07.02.2017
Ленком отметил 90-летие. Купить билеты в Ленком.
Во вторник, 31 января, один из самых культовых театральных коллективов столицы отметил знаменательную...

10.01.2017
Билеты на премьеру МХТ им Чехова "Механика любви".
21 декабря на Новой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля...

25.12.2016
Билеты на премьеру театра Наций "Иванов".
23 и 24 декабря 206 года на сцене театра Наций состоялась премьера, которую без преувеличения можно назвать самой...

07.12.2016
Небывалые скидки на билеты на балет "Герой нашего времени"
Успейте купить билеты в Большой театр на потрясающий балет " Герой нашего времени" с хорошими...


Как проехать в театр?

Аншлаговые спектакли

Иванов

Барабаны в ночи

... И море

Контрабас

Сказки Пушкина

Рассказы Шукшина

Бег

Евгений Онегин

Юбилей ювелира

Примадонны

Борис Годунов

Двое на качелях

Слишком женатый таксист

Враги: история любви

Аквитанская львица

Мастер и Маргарита

Предбанник

Варшавская мелодия

1900

Царство отца и сына

Римская комедия

Одна абсолютно счастливая деревня

Сон в летнюю ночь 

Отравленная туника

Фрекен Жюли


 
Rambler's Top100
   на главную      +7 (495) 722 33 25